Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 51 страница



 

Значительно больший интерес вызывают те супружеские про­ блемы, которые непосредственно были связаны с эмансипацией женщин. Социолог Вольфсон говорил о «брачных ножницах» - ситуации, в которой муж был более политически развит, нежели его жена, хотя в действительности это была старая проблема в новой форме. Гораздо серьезней представлялась обратная ситуа­ ция или даже та, в которой жена просто стремилась к граждан­ скому равноправию с мужем. В работе «Работница и крестьянка

 

Советской России» Коллонтай упоминает о мужчине, который жаловался на то, что его жена, «новая женщина», игнорировала дом и детей ради общественной деятельности, и о другом, кото­ рый был настолько разгневан работой своей жены в женотделе, что сжег все ее служебные бумаги. Множество жалоб высказыва­ лось мужьями и на конференции по нравственности, проходив­ шей в Выборгском районе. «Зачем я женился?» - вопрошал один из них, потому что по возвращении домой его не ждал ужин. Дру­

 

1 Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. С. 90; Winter Е. Red Virtue. P. 136; Жизнь без контроля (половая жизнь и семья рабочей молоде­ жи). С. 77.

Жизнь без контроля (половая жизнь и семьй рабочей молодежи). С. 17, 43,

73-74; Serge V. Vignettes of NEP. P. 144; Фридланд Л. Указ. соч. С. 169. О роли ал­ коголя в «отсталых» семьях рабочих см.: Кабо Е.О. Очерки рабочего быта. М., 1928. С. 29-34.


 

492


гие же, когда их спросили, какой вид брака они предпочитают, ответили: «когда жена готовит» или когда «жена менее развита, чем муж». Для многих мужчин, с прискорбием отмечали органи­ заторы конференции, «чистая пара носков значит больше, неже­ ли духовный рост жены». Когда же жены восстают против такого

 

ним отношения, их зачастую бьют и заставляют бросить обще­ ственную работу1.

 

Однако были случаи и успешного сопротивления со стороны женщин. Еще до революции большевики стремились защитить работниц от оскорблений и побоев. Эта работа с еще большим рвением и последовательностью была продолжена Женотделом, который оказывал юридическую помощь в судебных делах, свя­ занных с семейными спорами. «Бабу не колоти, бабу работать не заставляй и, упаси Боже, бабе перечить; - вздыхал герой книги Кочина “Девки" (1929), - об этом особый закон в Москве вы­ шел». Некоторые жены рассматривали эти «специальные зако­ ны» (на деле лишь рабочие постановления Женотдела) как их ве­ личайшее достижение после революции. «Мы больше не боимся, - говорила одна из них. - И это главное. Мы не боимся своих мужей. Нам не приходится каждый раз спрашивать разре­ шения для того, чтобы что-то сделать»2.

 

деревнях революция в браке совпала со старыми традиция­ ми «бабьего» сопротивления. Первая взбунтовавшаяся крестьян­ ка в Советской литературе - это «Мария большевичка» из одно­ именного рассказа Неверова (1921), которая прежде была смиренной женой, затем выучилась читать, стала активисткой женотдела и восстала против своего мужа. Исследования дере­ венской жизни в 1920-х гг. свидетельствуют о борьбе поколений, расколе семей и бунте жен и дочерей. «Сейчас у нас Советская власть / И мужа своего я не боюсь» - звучали слова популярной деревенской песни. Джессика Смит слышала о случаях избиения крестьянками своих мужей, которые потом шли в женотделы жа­ ловаться на жестокое с ними обращение. Самым известным при­

мером организованного сопротивления жен грубости мужей

 

Волъфсон С. Я. Указ. соч. С. 393-394; Коллонтай А.М. Работница и крестьянкав Советской России. С. 34; Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства; Жизнь без контроля (половая жизнь и семья рабочей молодежи). С. 65-66.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!