Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 153 страница
2. Сексуальный вопрос
Вплоть до начала революции, русская интеллигенция зани малась решением философских проблем, которые требовали от нее интеллектуальной энергии и нравственного участия. В на чале XX в. важное место среди них занял и сексуальный во прос, не только потому что в сексуальных взаимоотношениях (как в браке, так и вне его) существовало неравенство, но и по тому, что в обществе неравенство воспринималось как норма. Общественное внимание к данной проблеме в 1880-1890-х гг. ограничивалось анализом конкретных нарушений нравствен ных норм и несоответствия реальной ситуации положениям закона. С 1908 г. общественность начала отчаянную коллек тивную критику, что было характерно не только для России, хотя иногда подходы к данной проблеме принимали формы, характерные для русской интеллектуальной традиции. Блуж дания российской общественности в этом лабиринте человече ской морали (хронологические рамки которого следует
|
|
|
|
1 О предпочтениях в выборе книг некоторых студенток см.: Слушательницы Санкт-Петербургских высших женских (бестужевских) курсов. СПб., 1912.
114-118; Первые женщины-инженеры. Л., 1967. С. 19. Данные об изучаемых предметах см.: Сведения для женщин, получающих среднее образование о выс ших и профессиональных учебниках, заведениях и курсах. С. 8-13; Melnikow N. Die gesellschaftliche Stellung des russischer Frau. Berlin, 1901. S. 126 (данные по Петербургу); Студенческая жизнь. 1910. Янв. 17. С. 20 (данные по Москве).
|
|
251
определять не с 1900 по 1914 г., а с 1890 до середины 1930-х гг.) следует рассматривать как часть всеобщего движения за пере смотр так называемого «двойного стандарта», которое в те же годы охватило образованную часть общества Северной Европы (Германию, Скандинавию и в меньшей степени Англию и Аме рику). Решение, найденное в конце этой одиссеи, могло бы иметь решающее влияние на характер женского освободитель ного движения в России.
|
|
До 1917 г. в России официально признавались лишь два сек суальных института: брак и проституция. Однако кроме них, во всех слоях общества процветали и другие виды незаконных свя зей. Традиционно привилегированные классы выказывали толе рантное отношение к сексуальным похождениям членов своего сообщества, в особенности мужчин. Чеховский «Папаша», не возражавший против мелких шалостей своей жены, служанки, сына и домашнего учителя, являл собой воплощение добродуш ного принципа «живи и давай жить другим», господствовавшего
русском обществе. Однако с ростом городов и развитием эконо мики безнравственность стала «проблемой». В 1886 г. Владимир Михневич опубликовал «Язвы Петербурга» - объемное исследо вание городской нищеты, преступности и порока, ставшее пер вым в длинной череде негодующих описаний социальных язв го рода. В главе, посвященной «тайным порокам», Михневич предпринял несколько искусственную попытку классифициро вать различные типы женщин, вступающих в незаконные связи. Автор отмечал, что среди образованных классов старые добрые отношения адюльтера открыли дорогу широко распространив шейся практике материальной поддержки «содержанок». Эта связь, основанная на экономических отношениях, вряд ли была много лучше, чем проституция. В низших городских слоях сво бодные сексуальные отношения, символами которых была «ду шенька» или девица легкого поведения, стали образом жизни, но были в меньшей степени связаны с экономическими отношения ми1. В 1890-х гг. незаконное сожительство стало настолько рас пространенным явлением, что приходские священники обсужда ли меры «борьбы с этим злом»2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!