Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 155 страница
Из всех мнений, высказанных в поддержку идеи Дерикера, са мыми прозорливыми были взгляды Софьи Заречной, журналист ки феминистской ориентации, первой увязавшей данную пробле му с «женским вопросом». Контроль за рождаемостью, писала она, не только уменьшит случаи детской смертности (любимый аргу мент врачей), но и освободит женщину, которая, используя кон трацепцию, станет равной мужчине. Это в свою очередь уменьшит
|
|
опасность войны, так как, во-первых, на высшем политическом уровне мужской этике насилия и жестокости будет противостоять женская этика справедливости и любви; во-вторых, сокращение уровня рождаемости сделает жизнь более ценной и уменьшит за пас пушечного мяса, доступный военным. Так, изменив старое фе министское уравнивание риска матери во время родов на риск солдата на поле битвы, Заречная предположила, что уменьшение первого поможет уменьшить и второе. Она также настаивала на том, что только женщина имеет право распоряжаться своим телом
|
|
критиковала давление со стороны общества, религии и закона, запрещавшее незамужней женщине иметь ребенка, в то же время принуждая к этому замужнюю женщину даже против ее воли.
|
|
Краткую историю данного вопроса см.: Fryer P. The Birth Controllers. London, 1965, а также: Русская мысль. 1910. Июль. XXXI. С. 40-65. Русское богатство. 1907. Сент. С. 121. Цитата приведена по шестому изданию книги Дрекслера, так как первое издание не было найдено: Дрекслер К. Как предупредить беременность у больных и слабых женщин. СПб., 1910. С. 49. Обложка книги носит более товар ное название «Как предупредить беременность». В соответствии с газетной вырез кой, найденной в книге, она продавалась в 9 городах империи.
|
|
254
Убедительная постановка проблемы Заречной вызвала в том же феминистском журнале негативные отклики, смысл которых, впрочем, сводился к тому, что «бесчувственные способы контроля за рождаемостью» могут оттолкнуть мужей от своих жен. С дру гой стороны, «мальтузианство», напугавшее многих феминисток за границей, также не нашло серьезной интеллектуальной под держки среди русских феминисток, социалисток и в обществе в целом. Холодное восприятие этой идеи в это время предвещало ее неоднозначный прием и при Советской власти1.
отличие от контроля за рождаемостью аборты в России были незаконными. Тем не менее незаконный или «черный ры нок» абортов процветал: в Москве количество абортов в период 1909-1914 гг. возросло в два с половиной раза, а в Петербурге с 1892 по 1912 г. - в десять. К этому времени медики всерьез встревожились и направили собравшемуся конгрессу гинеколо гов (одному из первых в ряду других, которые в течение после дующих 25 лет будут изучать эту проблему) предложение лега лизовать аборты по медицинским соображениям. Два года спустя петербургский конгресс криминологов, адвокатов и полицейских чиновников проголосовал в пропорции 3 к 1 за изменение зако нодательства. Каковы были их аргументы? Для некоторых жен щин это было необходимо по медицинским причинам; кроме того, арестовывать и наказывать удавалось лишь незначительное число незаконно практикующих врачей; наконец, настоящий за кон был несправедлив к бедным, незамужним женщинам, кото рых экономические трудности толкали на занятия проституцией. Правительство препятствовало этому решению из соображений морали. Самой впечатляющей контрмерой, которую оно могло предложить, было предложение Министерства юстиции усилить наказание для беременной женщины и врача, сделавшего аборт, до трех лет тюремного заключения2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!