Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 154 страница
Свободные сексуальные отношения в среде низших городских слоев не стали образом жизни даже в постсоветской России, а в начале XX в. они далеко не были свободными: адюльтер был редким явлением, а девушка должна была хра нить девственность, если она хотела выйти замуж. - 'Прим. ред.
2 Михневич В. Язвы Петербурга: Опыт историко-статистического исследованиянравственности столичного населения. СПб., 1886. С. 423-430; Розанов В.В. Се мейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903. Т. 1. С. 274-286.
|
|
252
Однако большинство людей были обеспокоены не самим фак том существования внебрачных связей, а их последствиями - массой незаконнорожденных детей. По данным Бернис Мэдисон, 1884-1892 гг. их число в Европейской России составляло 111 414 или 268 на 10 ООО новорожденных. Эти показатели были ниже, чем в Европе, но все же достаточно высоки. В городах со средотачивалась основная масса незаконнорожденных; это был один из признаков грядущего разрыва между городскими и сель скими нормами сексуального поведения. Вплоть до принятия в 1902 г. закона о незаконнорожденных детях в стране не сущест вовало какой бы то ни было защиты незамужних матерей, боль шинство из которых были промышленными работницами, толь ко что приехавшими из деревень, или же служанками, считавши мися наряду с проститутками основными сексуальными партнерами студентов. Экономические и психологические пре пятствия, чинимые обществом незамужним матерям, приводили
|
|
|
|
тому, что многие из них отказывались от новорожденных детей или убивали их, что в свою очередь вело к росту самоубийств и увеличению количества проституток. Но больше всех от этого страдали нежеланные дети. Возникшая в эти годы сеть приютов и семей, бравших детей на воспитание за плату, была настолько несовершенной, несмотря на высоких покровителей, что, по сви детельству Мэдисон, уровень смертности приемышей составлял 75%! Женщины, берущие за плату детей на воспитание в семью (известные как «ангельские фабрики»), приносили в официаль ные приюты корзины с мертвыми или полумертвыми детьми, за дыхавшихся от своих собственных испражнений, чтобы полу чить по два рубля за ребенка1. Порочное сочетание внебрачной любви, мужской безответственности и огромной массы брошен ных детей явилось еще одним социальным вопросом, который достался в наследство большевикам после их прихода к власти.
|
|
Идея контроля над рождаемостью, связанная с известной в Европе мальтузианской теорией, не имела большого успеха в России. Чарльз Брэдлаф, Энни Бесант, Джордж Драйсдейл в Англии и Маргарет Сангер в Америке создали на базе этой тео рии международное движение, несмотря на ожесточенную оппо зицию со стороны религиозных, политических и юридических деятелей. На страницах российской прессы эта проблема появи
1 Madison В. Russia’s Illegitimate Children Before and After the Revolution. Закон
незаконнорожденных детях см.: Свод законов Российской империи: В 16 т. СПб., 1912. Т. 10. С. 10. О сексуальных партнерах студентов см.: Студенческая жизнь. 1910. Апр. 12. С. 11.
253
лась только после 1905 г., и, если верить репортеру «Русского бо гатства», к 1907 г. стала излюбленной темой разговоров в про винциальных городах и среди пассажиров поездов. В 1910 г. петербургский врач Карл Дрекслер опубликовал иллюстриро ванный каталог известных к тому времени способов предотвра щения беременности с комментариями к каждому методу. Такие способы как воздержание, цикличность и прерванный половой акт он сразу же отбросил как нереальные, ненадежные и соответ ственно неудовлетворительные. Вместо этого он предложил ши рокий выбор механических и химических средств: презервативы, маточные кольца, противозачаточные колпачки, вагинальные спринцевания и свечи. Несмотря на то, что книга официально на зывалась «Как предупредить беременность у больных и слабых женщин», автор не сомневался в том, что она будет способство вать контролю над рождаемостью и облегчит участь бедняков, и напоминал своим читателям, что эта проблема «дело совести ка ждого человека, которое не терпит вмешательства извне»1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!