Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 156 страница



 

На все сексуальные проблемы ответ официальной России был один: выходите замуж, заводите детей, содержите семью. Действи­ тельно, брак и семья по-прежнему были мечтой для большинства женщин дореволюционной России. В анкете, распространенной среди студенток в 1912 г., только 25,1% респонденток отметили

 

Статью Заречной и отклики на нее см.: Женское дело. 1910. Авг. 10. С. 10-12; 1910. Окт. 25. С. 6-7; 1910. Ноябрь. 25. С. 7-8. О подозрительном отношении английских феминисток к «мальтузианству» см.: Banks О. Feminism and Family Planning in Victorian England. Liverpool, 1964. P. 104-111.

Данные по количеству абортов в Москве взяты из: L^galit6 de la femme en U.R.S.S. Moscow, 1957. P. 220. Другие данные см.: Женское дело. 1912. Янв. 15. С. 24; 1913. Июнь. 1. С. 21; 1914. Апр. 1. С. 3-4.


 

255


свое негативное отношение к замужеству. Равнодушное отноше­ ние продемонстрировали 3,2%, большинство которых были недо­ вольны его ограниченностью, эгоизмом, мещанским характером и подчиненным положением женщины. Подавляющее большинство девушек (и несколько больший процент мужчин) смотрели на брак и материнство как на естественный образ жизни, некоторые из них резко отрицательно относились к разводу и контролю за рождаемостью. Мнение по этому вопросу, приведенное ниже, раз­ делялось гораздо большим числом людей, чем это может показать­ ся на первый взгляд: «Я страстно хочу быть женщиной и матерью, оба эти чувства одинаково сильны во мне. Выйду замуж, если даже недостаточно буду любить. Если муж и жена духовно родст­ венны и понимают друг друга - хорошо. Нет этого - придется обойтись. Главная цель, ведь, удовлетворение половых и материн­ ских инстинктов и избавление от одиночества»1.

 

Однако на деле брак, в особенности когда практически не было возможности развестись, значительно отличался от «естественно­ го» образа жизни, проповедуемого молодыми мужчинами и жен­ щинами в самые романтические периоды их жизни. В деревнях, где господствовало «право оскорблять жену, данную мужу в бра­ ке», скороспелые браки, деспотизм, и неверность со стороны мужа зачастую толкали крестьянок на убийство своих мужей. В городах причины супружеских разногласий были иного характера, корни их исследователи видели в пьянстве, по крайней мере в среде ра­ бочего класса. В бесконечной серии памфлетов, статей и резолю­ ций водка изображалась разрушительницей семьи. Интеллиген­ ция вела более трезвый образ жизни и в большей степени следовала идее равноправия, но и здесь отношения были далеки от идеала. О проблемах, возникавших при заключении браков, слож­ ностях в общении супругов, а также о сексуальном невежестве и фригидности образованных женщин мы можем судить по свиде­ тельствам современников. Эти данные очень малочисленны, но можно предположить, что поддержка закона о разводе, также была отражением кризиса самого института брака2.

 

Гордон Г. Брак и проституция в суждениях современной молодежи / / Новаяжизнь. 1913. Февр. С. 196.

2 Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство. С. 465. Об алкоголизме и семье см.: Аргамакова С. К вопросам этики в современном браке. Полоцк, 1895; а также: Женское дело. 1910. Янв. 17. С. 3. О браке среди образованных женщин см.: Давыдов Н.В. Женщина перед уголовным судом.,М., 1906. С. 25 (о неравно­ правии); Амфитеатров A.B. Женское настроение. СПб., 1908. С. 122-127 (об об­ разовательном разрыве); Безобразов П.В. О современном разврате. М., 1900. С. 53-57 (о фригидности).


 

256


 

началу XX в. в бракоразводное законодательство не было внесено значительных изменений. Основанием для развода боль­ шинства русских супружеских пар по-прежнему оставалась из­ мена, причем подтвержденная свидетельскими показаниями1. Недаром Алексей Каренин содрогнулся от ужаса при мысли о публичном заслушивании подобных свидетельств. Как бы там ни было, но для состоятельных людей не представляло труда предъя­ вить суду «свидетелей» и «соответчиков» - возможность, на ко­ торую намекал адвокат Каренина. Один выступавший за рефор­ мы писатель (1904) рассказывал, что нередко истцы нанимали для этого горничных и слуг, превращая таким образом бракораз­ водный процесс в «бесконечную и позорную комедию». Запутан­ ная судебная процедура, состоявшая из не менее чем девяти от­ дельных ступеней, препоны, чинимые бюрократами, различные обязательства, налагаемые на сознавшегося в измене, высокие гонорары адвокатов - все это в совокупности сделало развод практически невозможным для большинства людей. Что касает­ ся женщин то, помимо всего прочего, бракоразводный процесс отталкивал их унизительной процедурой допроса о личной жиз­ ни. Поэтому неудивительно, что разводы не были распространен­ ным явлением2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!