Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 20 страница



 

��Ā����������ĀȀĀ�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā��Ā����������Ā�Ā�ᜀ���� Либрович 3. Петр Великий и женщины. СПб., 1904. С. 100-113; статья Сто-юнина в журнале «Вестник Европы» за 1884 год.

��Ā����������ĀȀĀ�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā�ᜀ������������Ā��Ā����������Ā�Ā�ᜀ���� Кузнецов М. Проституция и сифилис в России. СПб., 1871. С. 54-55; Мордов­ цев Д. Русские женщины нового времени: В 3 т. СПб., 1874. Т. 1. C. xii-xiii; Либ­ рович 3. Петр Великий и женщины. СПб., 1904. С. 115-118; Щапов А.П. Сочине­ния: В 3 т. СПб., 1906-1908. Т. 3. С. 590.


 

38


ности. Княгиня Дашкова, которую императрица назначила пре­ зидентом Академии наук в 1782 г., была, пожадуй, самой выдаю­ щейся и высокопоставленной фигурой в этой яркой плеяде об­ разованных женщин. Их образованность стала настолько известной, что иностранцы, посещавшие Россию в конце века, констатировали, что представительницы высшего российского общества стремились быть более начитанными и эрудирован­ ными, чем мужчины.

 

Однако, как и многое другое в эпоху российского просвеще­ ния, все эти достижения носили поверхностный, обманчивый ха­ рактер. И Екатерина, и Дашкова были самоучками, в то время как большинство блестящих хозяек салонов получили домашнее образование с помощью дорогих выписанных из-за границы учи­ телей. И хотя присутствие этих высокообразованных женщин бросалось в глаза тем, кто был вхож в российский haut monde\ их было очень мало, даже среди дворянок. Согласно фундаменталь­ ному исследованию Елены Лихачевой, российское общество не проявляло интереса к женскому образованию ни в начале, ни в конце царствования Екатерины Великой. Институты, чье число продолжало возрастать, по-прежнему выпускали наивных кисей­ ных барышень, обучавшихся в них с единственной целью приоб­ ретения «savoir vivre»2 в самом аристократическом его значении. Более того, с распространением в 90-х годах восемнадцатого века, благодаря романам Карамзина, сентиментализма в русской литературе, за которым последовало возрождение консерватив­ ной, религиозной, национальной идеи, сам феномен поверхност­ но образованной и остроумной дамы стал восприниматься ревни­ телями новой общественной морали как нечто отвратительное. Идеальная женщина, говорил в 1802 г. Н.Карамзин, «никого не ослепит с первого взгляда. Ум ее не столько блестящ, сколько то­ нок и основателен; однакож довольно жив, приятен и способен к острым ответам; но все это покрыто безпримерною скромно­ стью». Остроумные светские красавицы и даже женщины-писа­ тельницы продолжали украшать дворянские гостиные, но при этом они не должны были забывать свое место. В России, как и во всей Европе, эротизм и интеллектуальность женщины - пре­ возносившиеся до недавнего времени - отныне должны были быть подчинены ее «естественному» предназначению3.

 

1 haut monde (фр.) - высший свет. - Прим. пер.

9

savoir vivre (фр.) - искусство жизни. - Прим. пер.

 

Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России: Т. 1 ~(1086-1796). СПб., 1890; Т. 2 - (1796-1828). СПб., 1893. С. 267.


 

39


начале XIX в. в России начался процесс сознательного оттор­ жения «французских» ценностей. С этим отвержением пришла и романтическая идеализация русской женщины, как воплощения Добродетели и Материнства. Ее отличительным признаком стано­ вится верность, а не склонность к интриге. В качестве классиче­ ского примера этого идеала литературными критиками часто при­ водилась пушкинская Татьяна. «Но я другому отдана, / и буду век ему верна» - таковы ее последние слова в ответ на запоздалое признание Онегина, которого она все еще любит. Достоевский на­ звал Татьяну высшим воплощением долга и постоянства. Иным аспектом женского образа была «мать-гражданка», рождающая и воспитывающая сыновей-патриотов. Как говорилось в популяр­ ном издании английского религиозного трактата, женское влия­ ние заключается в том, что она воспитывает детей и воздействует на мужчину своей скромностью и благопристойностью. Гордясь высокой добродетельностью современных ему женщин, историк Шульгин писал, что «женщины являются представительницами нравственности, любви, стыдливости и постоянства», в то время как мужчины воплощают собой «закон, честь и мысль»1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!