Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 24 страница



Многих русских писателей, принадлежавших к поколению Жорж Санд, очаровали отнюдь не ее сентиментальный попу­ лизм или нравственная свежесть. Причина, скорее всего, заклю­ чалась в ее бесстрашном противоборстве с вечной и, по-видимо-му, неразрешимой проблемой любовного треугольника. Герой романа «Жак» (1843) приносит в жертву свою любовь, кончая жизнь самоубийством, чтобы освободить в сердце любимой им женщины место для ее возлюбленного. Сюжет романа лег в ос­ нову множества любовных треугольников, как реальных, так и

 

Биографию Ж.Санд см.: Wladimire Кагётпе (Варвара Комарова). George Sand: In 4 vols. Paris, 1899-1924; русский оригинал: Каренин В. Жорж Санд. СПб., 1899-1924. О ее влиянии в России см.: Скальковский К. Жорж Санд / / Расцвет. 1861. XI. С. 353-380; Веселовский А. Западное влияние в новой русской литера­ туре. 5-е изд. М., 1916. С. 225; Венкстерн Н. Жорж Санд. М., 1923.

Dostoevsky F.M. Diary of a Writer: In 2 vols. / Пер. с рус. Б.Брэзола. N. Y., 1949.Vol. 1. C. 344-349; Печёрин B.C. Замогильные записки. М., 1932. С. 107 - 113; Carr Е.Н. The Romantic Exiles. Middlesex. 1949. P. 74; Анненков П.В. Литератур­ные воспоминания. М., 1960. C. 9.


 

45


вымышленных, к которым русские мужчины и женщины так или иначе пытались приспособиться. Так, замужняя героиня произведения Дружинина «Полинька Сакс» влюбляется в того, кого любила прежде. Но, когда бескорыстный Сакс предоставил ей свободу, она вновь полюбила его, но только для того, чтобы умереть от чахотки, осознав какую «ошибку» она совершила. Подобное развитие темы наблюдается и в романе Авдеева «Под­ водный камень». Наиболее известными вариантами решения дилеммы Жака явились романы Чернышевского «Что делать?» и Слепцова «Шаг за шагом». Безусловно русских писателей и читателей впечатлило отнюдь не решение проблемы любовного треугольника, которое предложила Жорж Санд. Причина этому

� непреклонном стремлении героинь ее романов к тому, чтобы быть счастливыми и честными в выражении своих чувств. В ка­ ждом произведении Ж.Санд подразумевалась идея о том, что женщина имеет полное право на романтическое единение со своим возлюбленным, несмотря на общественное мнение и ус­ ловности.

Какова была реакция русского общества в 1830-1840-х гг. на идеи Жорж Санд? Первой и не вполне определенной реакцией было неодобрение со стороны консерваторов. Еще до выхода в свет первого романа Жорж Санд на русском языке, ярые побор­ ники нравственности, Булгарин и Греч, настраивали против нее читающую публику. Другой «подхалим», Сенковский, назвал ее мисс Егор Занд или госпожа Спередка (каламбур, основанный на ее настоящей фамилии Дюдеван, что означает «спереди»). Он подробно описывал все грязные слухи, которые распространя­ лись о ее образе жизни, о том, как она носила брюки и курила си­ гары. (Восемьдесят лет спустя западные журналисты будут ис­ пользовать эти же средства для того, чтобы высмеять и опозо­ рить большевичку Александру Коллонтай, которую очень часто сравнивали с Жорж Санд как ее враги, так и сторонники.) С это­ го времени насмешки стали наиболее удобным оружием всех русских антифеминистов, для которых все идеи женской эманси­ пации были одинаково плохи1.

Иную точку зрения мы находим в работах Белинского и Гер­ цена, которые выражали мнение ранней русской интеллиген­ ции. Из всех социальных критиков, входивших в небольшой, но блестящий московский кружок, только два этих автора, писав­ ших об освобождении женщин, заслуживают внимания. Висса­

 

О кампании против Жорж Санд см.: Шашков С.С. Собрание сочинений: В 2 т. СПб., 1898. Т. 1. С. 484; Скалъковский К. Жорж Санд / / Рассвет. 1861. XI.


 

46


рион Белинский, находясь на одной из ступеней своих мучи­ тельных философских поисков, был ревностным поклонником «абсолюта», считая, что разумный порядок существует в окру­ жающей реальности. Однако в начале 40-х годов XIX в. он вне­ запно меняет свои взгляды и начинает заниматься философски­ ми и, следовательно, социальными вопросами. Эта смена пози­ ций нашла отражение в изменившемся отношении к Жорж Санд и проблемам любви и брака. В конце 1840-х гг. он в пре­ зрительной манере суммировал свои взгляды на «социальные учения сенсимонистов», извлеченные из романов Жорж Санд: «должно уничтожить всякое различие между полами, разрешив женщине пуститься во вся тяжкая и допустив ее, наравне с муж­ чиною, к отправлению гражданских должностей, а главное - предоставив ей завидное право менять мужей по состоянию сво­ его здоровья. Необходимый результат этих глубоких и превос­ ходных идей есть уничтожение священных уз брака, родства, се­ мейственности, словом, совершенное превращение государства сперва в животную и бесчинную оргию, а потом - в призрак, по­ строенный из слов на воздухе»1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!