Тема 2. Восточные славяне в Древности (VI – IX )



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра

«Экономическая история и история экономических учений»

Е.М. Скворцова

История

(История России)

Методические указания

Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

 

для студентов,

обучающихся по направлениям

080.500.62 «Бизнес информатика»

38.03.03 «Управление персоналом»

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

40.03.01 «Юриспруденция»

(программы подготовки бакалавров)

 

Москва 2015

 

I. Методические советы студентам по изучению тем курса

Тема 1. Предмет и задачи курса «История России»

 

В первой теме наибольшую сложность для студентов представляет многообразие мировоззренческих позицийотносительно сущности предмета исторической науки. В этой связи целесообразно выделить следующие подходы к пониманию истории и в их границах проводить типологический анализ воззрений:

1) религиозный (теологический, провиденциальный) – Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев. Н.Н. Филолетов;

2) естественнонаучный (натуралистический) – Ш. Монтескье, Л.И. Мечников, Т. Мальтус, Л.Н. Гумилев;

3) социально-экономический (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин;

4)культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – Н.Я. Данилевский. О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс;

5) системный – И. Вкаллерстайн.

Студентам необходимоуяснить философский смысл истории. Человек – существо духовное, поэтому он обладает историей только в ее понимании. Это является предпосылкой единства истории как свершившихся деяний людей и как повествования о них. История едина, как един мир. Основа этого единства коренится в действительности человека, который одновременно является существом разумным и конечным, и в силу своей конечности – существом историческим. Человеку дано знать о конечности собственного существования. Поэтому он как бы распят между активным действием и пассивным подчинением ходу истории. Эта сущностная черта человека как исторического существа означает, что он осознает свою историю только поэтапно и только в противостоянии ей. «Наше подлинное отношение к истории, – утверждал К.Ясперс, - это борьба с ней. Почему вообще существует история? Потому что человек – существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может таким путем. Несовершенство человека и его историчность – это одно и то же».

Другой сюжет темы, нуждающийся в особой оговорке, касается свойств исторической науки.

Во-первых, история – наука конкретная. В своем познании она отталкивается от событий, фактов и явлений действительности, на базе изучения которых делает выводы и обобщения.

Во-вторых, история – наука общественная. Её предметом выступает общественная реальность в её самых разнообразных проявлениях.Историю может интересовать какой-либо регион (балканистика), народ (синология), группа народов (славяноведение). История изучает развитие социальных форм и отношений внутрихронотопа в тесной связи с другими многообразными и конкретными явлениями прошедшей действительности.

В-третьих, история –наука комплексная. Она включает в свой состав различные отрасли исторического знания, специальные исторические науки, исторические разделы наук, вспомогательные исторические дисциплины.

Внимание следует уделить также характеристике основных черт исторического мышления современности.Наша эпоха придает истории научный статус. Это выражается в признании объективности исторического познания, наличии законов исторического развития и возможности создания обобщающих концепций смысла истории. Сегодня сместился центр интересовисторического познания. От изучения деятельности личностей в сторону анализа движущих сил истории, социально-экономических и социально-психологических аспектов ее изучения.На первое место вышла плюралистическая интерпретация истории. Создаваемое современностью невиданное изобилие смысловых картин прошлого стало следствием глубокого осмысления новейшей эпохой неразрывной слитности прошлого с настоящим.История приобрела сильноегуманистическое содержание. Постижение ее целостности осуществляется сквозь призму таких универсалий современности, как ценность человеческой жизни, рост степеней свободы личности, развитие демократии, прогресс культуры.

 

Тема 2. Восточные славяне в Древности (VI – IX )

 

Во второй теме внимание следует обратить на множество концепций происхождения и прародины славян, а также на трактовки происхождения ключевых понятий – «славяне» и «Русь». Студентам следует уяснить тот факт, что все многообразие теорий славянского этногенеза строго классифицируется на две категории:

1) автохтонная концепция (славяне как этнос сформировался на территории Восточно-Европейской равнины, и являлись ее исконным населением (Б.А. Рыбаков);

2) миграционная (славяне пришли на Восточно-европейскую равнину). Миграционная теория в свою очередь подразделяется на:

а) «дунайскую» (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский);

б) «прибалтийскую» (М.В.Ломоносов, А.Г.Кузьмин);

в) «висло-одерско-днепровскую» (М.С.Шумилов, С.П.Рябинкин).

Среди этимологий термина «славяне» наиболее авторитетной является трактовка Б.А.Рыбакова, представившего это понятие как двухсложное слово: «слы – вене», то есть представители земли Вене, древней родины славянского народа.

Термин «Русь» имеет также множество трактовок, как отечественного, так и зарубежного происхождения:

1) «днепровско-киевская» (от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева (М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков);

2) «южно-балтийская» (от старого названия реки Неман – Руса (М.В.Ломоносов, Н. М.Карамзин, М.П. Погодин, А.Н.Сахаров);

3) «азово-причерноморская» (от аланских кланов русхасам (Г.В.Вернадский, А.Г.Кузьмин);

4) «скандинавская» (от финского ruotsi – Швеция, от древнеисландского rohts – гребцы, мореходы (А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер);

5) «южно-германская» (от древненемецкого ruzzia – заимствовано из славянских языков (А.В.Назаренко).

Главное, на что следует обратить внимание при изучении темы, обуславливается двумя генеральными тенденциями эпохи VI-середины IX веков:

1) образованием ветви восточных славян и консолидацией восточнославянских племен в древнерусскую народность;

2) разложением первобытного строя жизни и рождением первых протогосударственных образований в виде племенных княжеств.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!