Иррациональное пространство и время в картине мира современного человека



Пространство неоднородно

Есть места упорядоченные, сакральные, священные, светлые (Космос). И есть – неупорядоченные, профанные, темные (Хаос).

Чтобы понять, что такое неоднородность пространства и как воспринимает ее религиозный человек, можно обратиться к известному примеру: церковь в современном городе. Для верующего эта церковь является предметом иного пространства, нежели улица, на которой она находится. Дверь, открывающаяся вовнутрь церкви, обозначает разрыв связи. Порог, разделяющий два пространства, указывает в то же время на дистанцию между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то парадоксальное место, где они сообщаются, где мир мирского может перейти в мир священного.

М. Элиаде, «Священное и мирское»

Граница между этими местами воспринимается как порог.

Порог – сакральная граница между Космосом и Хаосом.

Прохождение через порог жилья сопровождается множеством обрядов: перед ним почтительно раскланиваются или бьют челом, до него благоговейно дотрагиваются рукой и т.д. У порога есть свои "стражи": боги и духи, защищающие вход как от злых людей, так и от дьявольских и других злых сил. Именно на пороге делаются жертвоприношения божествам-хранителям. Также на пороге в некоторых древневосточных культурах (Вавилон, Египет, Израиль) выносились приговоры. Порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, т.к. вместе они являются символами и средствами перехода.

М. Элиаде, «Священное и мирское»

Священное место не создается, а открывается.

Согласно легенде, мусульманский отшельник, основавший Эль-Хемель в конце XVI в., остановился у ручья, чтобы провести там ночь, и воткнул посох в землю. Утром, собираясь в дорогу, он захотел вытащить посох, но вдруг обнаружил, что тот пророс корнями и на нем раскрылись почки. Отшельник усмотрел в этом знак воли божьей и обосновал свое жилище в этом месте.

…Если же в окрестностях не появляется никакого знака, то его вызывают…Например: преследуют дикое животное и в месте, где его убивают, возводят алтарь; или выпускают на свободу какое-то домашнее животное, например быка, через несколько дней его находят и там же на месте приносят в жертву, затем на этом месте возводят жертвенник, а вокруг него строят деревню. Во всех этих случаях священность места обнаруживают животные; люди, следовательно, не свободны в выборе священного места. Им дано лишь искать и находить его с помощью таинственных знаков.

М. Элиаде, «Священное и мирское»

Кошка, которую запускают в новую квартиру.

Создание «своего» пространства повторяет акт Божественного творения.

Размещение на какой-либо территории с необходимостью предполагает ее освящение. Если это размещение не временное, как у кочевников, а постоянное, как у оседлых, оно предполагает принятие жизненно важного решения, от которого зависит существование всей данной общности. Найти "свое место", оборудовать его, обжить - все эти действия предполагают жизненно важный выбор Вселенной, которую они "сотворяют", чтобы сделать своей. И эта "Вселенная" всегда является подобием образцовой Вселенной, созданной и обитаемой Богами. Она составляет, таким образом, часть священного деяния Богов.

Центр мира

В Центре Мира находится Мировая Ось. Варианты:

· Мировое дерево

· Церковь

· Мировая лестница

· Священная гора

Мировая Ось – некая связь между мирами. Корни уходят в Нижний мир, верхушка – в Верхний. Отверстие между мирами.

Днем Церковь – лестница на Небеса, а ночью она становится спуском в Преисподнюю. «Вий».

Наш мир всегда в Центре

Человек доисторических обществ стремится жить как можно ближе к Центру Мироздания. Он знает, что его страна расположена в самом центре Земли, что его город - это пуп Вселенной, а уж Храм или Дворец так это вообще истинные Центры Мироздания.

Жилище человека повторяет строение мира

Космическое пространство от Центра (столб, отверстие в юрте, печка, телевизор, кухня) ло Порога.

Сакральное время

Ритуалы перезагрузки

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!