Эффект «Черного лебедя» – иррациональное убеждение о том, что всегда все будет как сейчас, вера в успешное предсказание будущих событий на основании анализа произошедших.



Эффект «Черного лебедя» показывает, что в долгосрочной перспективе рациональные прогнозы никогда не сбываются.

Эффекты отказа от материальных благ

Рациональная модель экономического поведения человека говорит о том, что человек в любых условиях стремится к максимальному доходу. Однако результаты исследований показывают, что это совсем не так.

ЭФФЕКТ НАСЫЩЕНИЯ. Сотрудник службы продаж на заводе получают процент от сумм заключенных контрактов. После проведенного тренинга продаж эффективность работы увеличилась вдвое. Однако доходы завода от продаж не увеличились. Оказалось, что сотрудники, выполнив свою месячную норму за две недели, просто переставали работать и начинали «отмечать успех» - ка раз оставшиеся две недели.

ЭФФЕКТ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ. Руководителям часто приходится сталкиваться с тем, что сотрудники отказываются от повышения и связанного с ним увеличения дохода, поскольку после повышения им придется заниматься администрированием вместо любимой профессии.

Этапы развития категории сакрального в человеческой истории

Сакральное

Сакральное – научное название для священного, духовного, чудесного, волшебного, божественного, обладающего необъяснимой силой, достойного преклонения. Сакральное невозможно в нашем мире, и поэтом оставляет за собой отпечаток некоего иного мира, более истинного, высокого, могучего, наполненного силой и энергией. Сакральные предметы – больше, чем просто предметы, это точка связи, точка перехода в иной мир, его отражение, точка взаимодействия с духовными или божественными сущностями.

Таким образом, семантика категории сакрального включает в себя несколько ключевых сем:

Отличие (иное, чудесное, необычное)

Иной мир (идеальный мир, духовная составляющая)

Сила (заряженность энергией)

Сила

Сакральные предметы вызывают преклонение во многом потому, что в субъективной реальности людей они воспринимаются как «заряженные» некоей чудесной энергией. В англоязычной литературе устоялось название, принятое среди народов Меланезии и Полинезии – мана.

По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая "Вангарр вечная, неопределенная, безликая сила, которая проявила себя во дни создания и продолжает оказывать благотворное влияние на жизнь по сей день". Эскимосы так называют эту сверхъестественную энергию - Хила. У африканских народов мы также находим понятие о Мана. У обитателей Западного Судана ее имя - Ньяма, у пигмеев - Мегбе, у зулусов - Умойя, у угандийцев - Жок, у северных конголезцев - Элима. Некоторые ученые даже считали, что этот культ - характерная особенность всех африканских религий. Весьма интересно и глубоко по смыслу представление о Высшем начале у североамериканских индейцев. "Религиозная вера дакотов, - пишет один исследователь, - не в божествах как таковых, она - в таинственном непознаваемом Нечто, которого они суть воплощения... Каждый будет поклоняться некоторым из этих божеств и пренебрегать Другими, но величайшим объектом поклонения, каков бы ни был его проводник, является Таку Вакан, который сверхъестественен и таинственен. Ни один термин не может выразить полного смысла дакотского слова "Вакан". Оно охватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность". Эта сила, которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров - Вангарр, пронизывает собой всю природу. Она объединяет в духовном единстве людей, животных, растения, камни. Она тождественна с идеей Мана у полинезийцев.

Источник http://e-libra.ru/read/117261-istoriya-religii-tom-2.html

Мана – источник любых изменений, роста, творчества.

Для меланезийцев мана — это таинственная и активная сила, которой наделены некоторые индивиды, а также обычно души умерших и все духи. Грандиозный акт сотворения мира не был бы возможен без мана божества; глава клана также обладает мана; англичане покорили маори, потому что их мана оказалась сильнее; богослужение христианских миссионеров обладает мана, превосходящей мана местных ритуалов. Даже отхожие места имеют свою мана, будучи «приемниками силы» — той, которою обладают человеческие тела и их выделения.

Источник: http://ec-dejavu.ru/m/Mana.html

Все яркое, сильное, превосходящее других, действенное является таковым только потому, что содержит в себе больше мана, чем все остальное.

Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана.

Источник: http://ec-dejavu.ru/m/Mana.html

Мана можно накапливать, расходовать и передавать другим. Индуистские аскеты, накапливающие тапас. Старцы-столпники.


Амулеты – своего рода «аккумуляторы» для накопления и направленного использования мана.

 

Вливая мана в организм или предмет, человек повышает уровень содержащейся в них мана и таким образом изменяет его. Так, в средние века известность получают истории, когда будущий король должен совершить деяние, недоступное другим (выдернуть меч из скалы), доказав таким образом, что уровень его мана гораздо выше, чем у его потенциальных подданных.

Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой.

Источник: http://krotov.info/library/02_b/lo/k_14.htm

Однако, если мана передается человеку с очень низким энергетическим уровнем, он может «сгореть» от ее избытка. Отсюда убеждение, что прикосновение вождя к обычному члену племени может привести к его смерти. Как следствие – убеждение, что расстояние между людьми должно соответствовать разнице их уровней мана. Рядом с вождем может стоять только его приближенный, но никак не рядовой член племени. (Сравнить с рассадкой на совещаниях и ректорате!)

Анимизм

В глубокой древности ощущение заряженности всего магической энергией трансформировалось в признание одухотворенности природы, наличия у нее единой души. Этот этап восприятия сакральности получил в науке название анимизма (лат. anima - душа и animus – дух). Анимизм подразумевает переживание единства всего сущего за счет одухотворенности, наличия у природных объектов единой души.

В свою очередь, «душа мира» ассоциировалась у древних с женским началом.

…женское божество вполне конкретно и неустанно печется о нуждах людей. Она - владычица леса и моря, посылающая удачу в охоте и дающая изобилие. В этом веровании нашло свое воплощение острое чувство мистичности природы, одухотворенности всего мироздания.

Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют "венерами". Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления. …Разгадка необычайных черт в фигурках "венер" кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы или амулеты Богини-Матери.

Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость - это радость всего живущего; ее глаза смотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра.

Источник http://e-libra.ru/read/117261-istoriya-religii-tom-2.html

Отсюда истоки матриархата: женщина-жрица, женщина-мать племени.

Шаманизм

Шаманизм – следующий этап развития иррациональной картины мира. На этом этапе одухотворенный мир человека раскалывается отдельных на духов. У всего – у камней, рек, растений, животных и людей есть свой дух.

Духи живут в мире духов, периодически появляясь в нашем мире. Контактируют с ними прежде всего шаманы, которые путешествуют по миру духов с помощью шаманского путешествия. Погружаясь в состояние транса, шаман может призвать духа-союзника на охоте, изгнать духа болезни, пообщаться с духами предков и узнать будущее (мир духов не имеет времени, поэтому будущее известно духам предков так же хорошо, как и прошлое).


Сила племени часто воспринималась персонифицированной в тотеме. Термин этот, впервые употреблённый английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

По сути тотем – архетип животного, с которым ассоциируется племя, сакральный первопредок всех членов племени и какого-то вида животного, с которым племя таким образом состоит в родстве.

Сегодня роль тотема в иррациональной картине мира часто выполняет БРЕНД компании для лояльных пользователей, футбольная команда для фанатов, медийная звезда для своих поклонников и т.п.

Политеизм

Третий этап развития сакральной картины мира начинается тогда, когда духи предметов становятся духами понятий и превращаются в богов. Дух грома и молнии превращается в Бога Зевса. Богиня Афина воплощает в себе и дух очага, и тотем совы, и дух крепости. Афина – богиня, которая воплощается в очаге, крепости, сове, честности и надежности. 

Аватары – персонажи, в которых проявляется божественная сущность.

Чудовища – боги прошлого и побежденных народов. Рефрейминг знака божественной маны. Горгона Медуза сначала заставляла каменеть юношей от любви, а после поражения в магическом поединке с Афиной стала буквально взглядом превращать людей в камень. История Горгоны Медузы: http://royallib.com/read/golosovker_yakov/skazaniya_o_titanah.html#0

Герои – мессии, призванные очистить землю от чудовищ. Рождены от близости бога и земной женщины. В них течет божественная кровь, что дает им ману для уничтожения негативных божественных сущностей.

Монотеизм

Четвертый этап развития сакральной картины мира появляется тогда, когда все функции разных богов объединяются в одном.

Псевдоединобожие: архетипический божественный пантеон тот же, меняются окраски и названия.

· Святой дух в троице – наследие анимизма

· Архетипическая иерархия как у богов античности. Ангелы = младшие боги. Бог-сын = герои (от бога и смертной женщины). Святые = аватары божества (содержат частичку божественной сущности).

·

 

Чудовища как боги прошлых культур: Пан превращается в Черта.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!