Изображение: семантика размера



1. Размер предмета на изображении символизирует количество присущей ему силы, энергии.

2. Объекты более сильные, облеченные властью изображаются большими по размеру, чем менее сильные.

3. Объекты более важные для потенциального зрителя изображаются большими по размеру, чем менее важные.

4. Проективный рисунок большого размера (например, «неизвестное животное»), свидетельствует о большом количестве энергии, активности рисующего («границы листа жмут в плечах»).

Семантика цвета

 

Цвет Базовые объекты Смысл
Красный Кровь, огонь Опасность, энергия, агрессия, возбуждение, разрушение границ, правил, стереотипов
Желтый Солнце, птенцы птиц Легкость, тепло, эмоциональность, детскость
Зеленый Растения в пору роста Рост, развитие, эволюция
Синий Небо, море Безграничность, мечта, полет
Фиолетовый Нет природных Искусственность, творчество, альтернативность
Черный Ночь, закрытое пространство Темная сила, старость, порок, смерть
Белый Свет, открытое пространство, свежий снег Светлые силы, юность, непорочность, смерть
Серый «Серая мышь» Отсутствие, незаметность, непубличность

 

Семантика отношений объектов

1. Любой объект изображается так, что его особенности отражают особенность реальности, в которой он находится. Например, изображение «неизвестного животного» выражает его отношение с другими объектами, возможно, не представленными на рисунке:

2. Острые большие зубы, когти – наличие потенциальной жертвы

3. Защитные шипы, панцирь – наличие потенциального агрессора

4. Большие ресницы – наличие объекта, которому хочется понравиться

5. Густая шерсть – холодный мир, холод вокруг, от которого нужно спасаться (продолжить самостоятельно)

Текст как отражение субъективной реальности

1. Любой текст, как и любой продукт деятельности человека, является отражением его субъективной реальности.

2. В тесте проявляется мировоззрение, система убеждений автора и просто его представления об устройстве мира.

3. Одним из проявлений картины мира автора в тесте является используемый автором тезаурус (список наиболее часто используемых автором слов).

4. Тезаурус, например, может отражать ведущую репрезетативную систему автора теста. Ведущая репрезентативная система человека – это преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Выделяют четыре репрезентативных системы:

a. Визуальная (моделирование внутренней реальности с помощью зрительных категорий)

b. Аудиальная (моделирование внутренней реальности с помощью слуховых категорий)

c. Кинестетическая (моделирование внутренней реальности с помощью тактильных категорий)

d. Дискретная (моделирование внутренней реальности с помощью аналитических категорий)

5. Человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе

a. Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»

b. Аудиал: «Звучит похоже на правду»

c. Кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»

d. Человек с доминирующей дискретной Р. с.: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»)

6. Тезаурус может отражать и систему убеждений автора текста (например, использование слов «сепаратисты» или «борцы за свободу» в отношении жителей конкретного региона.

Отражение субъективной реальности личности в грамматических категориях текста.

1. Картину мира автора отражается не только преобладанием определенной лексики, но и грамматическими особенностями текста.

2. Так, например, доминирование определенных частей речи является отражением некоторых особенностей внутренней реальности автора

a. Существительные – статичность, основательность, стремление к наименованию всего.

b. Глаголы – динамика, движение, действие, развитие

c. Прилагательные – описательность, внимание к отличиям одного от другого,

Фоносемантика текста

7. Фоносемантика – наука, которая изучает смысловую нагрузку звуков человеческого языка.

8. Основной тезис фоносемантики: звуки связаны с определенным смыслом сами по себе, независимо от того, в состав каких слов они входят.

9. Эффект открыт германо-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году в результате эксперимента, проведенного на острове Тенерифе. Кёлер показывал участникам две фигуры, округлую и остроугольную, и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Эксперимент подтвердил предположение Кёлера — большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете».

В 2001 году неврологи Вилейанцр Рамачандриан и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Кёлера в США (английский язык) и в Индии (тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». Вопрос звучал так: «Какая из представленных фигур — „буба“ и какая — „кики“?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. Таким образом подтвердилась гипотеза о том, что человек присваивает абстрактные значения фигурам и звукам одинаковым образом. [3] Работа канадского ученого Дафны Маурер и её коллег показала, что даже 2-летние дети, которые не умеют читать, точно так же выводят значение слова из его звуковой оболочки и приписывают его фигуре в соответствии с её формой.

Рамачандран и Хаббард полагают, что Буба-кики эффект демонстрирует то, что названия объектов в языке отнюдь не произвольны. Округлую фигуру большинство назовёт «бубой», потому что для того, чтобы произнести это слово, необходимо вытянуть губы в трубочку. Для того, чтобы произнести «кики», необходимо «скривить» губы. К тому же, производство звука «К» требует гораздо больше усилий, чем звука «Б». Наблюдаемая синестезия звука и геометрической формы подтверждает основной тезис фоносемантики — фонемы могут нести смысл сами по себе. (Википедия, «Эффект буба-кики)

10. Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Есть звуки «темные» и «светлые», сильные» и «слабые», «радостные» и «печальные».

11. Преобладающий звуковой фон текста придает ему определенный смысл независимо от его содержания. Например, текст по содержанию может быть печальным, а по фоносемантике – радостным и активным.

12. Сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие анализировать фоносемантику текстов (например, программа ВААЛ). Вот, например, результаты фоносемантической оценки слова «любовь»:


13. Фоносемантические характеристики текста необходимо учитывать, особенно в текстах рекламного и пропагандистского характера, чтобы смысл содержания и фоносемантика текста не противоречили друг другу.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!