Язык как один из фильтров восприятия



Психотехнологии коммуникации

Субъективная реальность

Категория субъективной реальности

1. Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту, модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

2. Однако – и это первый принцип психотехнологии – карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.

3. Отличия карты от территории:

a. Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия»)

b. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта

i. Проекции

ii. Эмоциональные искажения

iii. Проблемы и противоречия

c. Карта устаревает в момент ее создания

i. Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html

ii. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.

4. Карты разных людей различаются между собой.

5. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.

6. Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:

a. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня»)

b. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей»)

c. Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла»)

d. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой»)

e. Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь»)

Иллюзии восприятия

1. Иллюзии восприятия – феномен восприятия не реальности, а собственных выводов по поводу этой реальности.

2. У каждого из нас в памяти содержатся осознанные или неосознанные эталоны опыта. Например, когда-то в детстве вы смутились и при этом посмотрели в зеркало. С тех пор у вас появился сенсорный эталон смущения, и всякий раз, когда вы видите чем-то похожее выражение лица, вы идентифицируете его как смущение.

 

 

 


3. Однако здесь может быть две принципиально разные ситуации.

a. Вы видите некоторые признаки и говорите: «я помню, что такое лицо было у меня, когда я смущался, поэтому это скорее всего смущение». Или: «я вижу, что он покраснел и опустил взгляд – он скорее всего смутился». Это и есть категоризация сенсорного опыта.

b. Вы смотрите на человека и говорите: «я вижу на его лице смущение». При этом вы не можете сказать, по каким именно признакам вы сделали такой вывод. Да вам и не нужно – вы реально видите именно смущение, как будто смущение – некий материальный объект (см. «номинализация»). В этом случае мы имеем дело с иллюзией восприятия, когда вы, не осознавая того, видите собственные выводы.

 

 

 


4. Иллюзии восприятия могут существенно искажать реальность, поскольку существующие у вас сенсорные эталоны сформировались в результате конкретного личного опыта и могут серьезно отличаться от опыта других людей (или, в конце концов, вашего нового опыта).

5. Иллюзии восприятия часто можно устранить серией вопросов типа: «а что конкретно вы видите (слышите, обоняете, осязаете), чтобы сделать вывод о том, что…»

Уровни сенсорной культуры

1. В зависимости от степени различения карты и местности выделяют разные уровни сенсорной культуры:

a. «Мы считаем, что карта и есть местность, и это наша уникальная карта» = гениальность или психоз

b. «Мы считаем, что карта и есть местность, и эта карта во многом повторяет другие карты похожих на меня людей» = нормальный обыватель

c. «Мы понимаем, что карта НЕ есть местность, и относимся к ней как к набору наиболее вероятных гипотез, не забывая регулярно перепроверять их» = мастер коммуникации

Знак

1. Субъективная реальность, будучи своеобразной картой, моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.

2. Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика.

Знак – категория семиотики, отражающая связь между элементами субъективной реальности, когда один элемент замещает, репрезентирует другой, является его полным или частичным «представителем».

a. Стол и слово «стол»

b. Красный свет светофора и запрет ехать

c. Улыбка и хорошее настроение и т.п.

4. Типы знаков (подробнее см. http://textb.net/51/18.html)

a. Иконические. Обладают натуральным сходством с объектом, к которому он относится (например, рисунок льва и сам лев).

b. Индексальные. Действие основано на смежности означающего и означаемого. Например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. Индексальные знаки также могут указывать на объект пальцем, стрелкой, окриком.

c. Конвенциональные (символы). Действие основано на условной, установленной «по соглашению»связи означаемого и означающего. Например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный.

Структура знака

1. Структура знака

a. Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

b. Ч. Пирс использовал три составляющие знака:

i. Объект (денотат)

ii. Знаковая форма (репрезентамен)

iii. Смысл (интерпретант)

2. Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).

3. Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.

Д
5 О 4
М

 

4. Первичные, минимальные частицы смысла называются семами. Любое понятие представляет собой набор сем («семантическое облако»). В семантическом облаке выделяют:

a. центральные семы (атомы смысла, обязательные для определения понятия). Ключевая сема, которая определяет содержание понятия, называется архисемой.

b. периферические семы (атомы смысла, необязательные, которые могут определять, а могут и не определять понятие).

Фильтры восприятия

1. Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации.

2. Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции.

3. Выделяются три вида фильтров:

A. Физиологические

i. Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия)

ii. Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается.

iii. Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности (цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга).

B. Социальные

i. Язык (см. «Язык как один из фильтров восприятия»)

ii. Культурные тексты (см. «Культурные тексты как фильтры восприятия»)

C. Личностные

i. Личный опыт человека (см. «Этапы развития личности в психоаналитической традиции»)

ii. Родительские «завещания»

4. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.

Язык как один из фильтров восприятия

1. Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал, некий конструктор «Лего» для создания знаковых систем.

2. Язык может быть

a. Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческого сообщества для коммуникации в рамках этого сообщества)

b. Искусственным (созданным специально для описания реальности в какой-то области деятельности)

3. Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать.

4. Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира".

5. Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности.

6. Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга).

7. Примеры

a. В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов.

b. В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!