ПИСЬМА Ф. ЭНГЕЛЬСА О ФРАНЦУЗСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ 7 страница



«Und deshalb waren diese Maßregeln — die Abschaffung der Nachtarbeit der Bäcker, das Verbot der Geldstrafen in Fabriken, die Konfiskation stillgesetzter Fabriken und Werkstätten und ihre Überlassung an Arbeiter-Assoziationen — durchaus nicht im Geist Proudhons, wohl aber in dem des deutschen wissenschaftlichen Sozialismus. Die einzige soziale Maßregel, die die Proudhonisten durchsetzten, war — die Bank von Frankreich nicht mit Beschlag zu legen, und zum Teil daran ging die Kommune zugrunde...» (55).

Die Blanquisten ... haben proklamiert (манифест беглецов Коммуны) «... fast buchstäblich, die Anschauungen des deutschen wissenschaftlichen Sozialismus von der Notwendigkeit der politischen Aktion des Proletariats und seiner Diktatur als Übergang


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 205


с. 9 — «... поэтому, может быть, и в будущем инициатива будет принадле­жать французам, но решительная победа может быть одержана только в Гер­мании...» (и в том же духе с. 10 — из предисловия, датированного 10. I. 7557, о предстоящей революции, «восстании», о революционной роли «крестьянских сы-

" г-    "                                                        \183

нов», «славной боевой армии» и т. д.) .

то же с. 36—37: «... Однако сначала (после рассуждений о необходимости уничтожения противоречия между городом и деревней) всякая социальная рево­люция должна будет брать вещи такими, какими она их найдет, и бороться с наиболее вопиющим злом при помощи имеющихся налицо средств. И мы уже видели, что помочь устранению жилищной нужды можно немедленно путем экспроприации части роскошных квартир, принадлежащих имущим классам, и принудительным заселением остальной части» (36—37).

(с. 55), Парижская Коммуна... прудонисты были в ней сильно представлены... но ее экономические мероприятия вытекали, к чести Коммуны, из «простой практической потребности»...

«Вот почему эти мероприятия — отмена ночного труда пекарей, за­прещение денежных штрафов на фабриках, конфискация закрытых фабрик и мастерских и предоставление их рабочим ассоциациям — со­ответствуют вовсе не духу Прудона, а духу немецкого научного социа­лизма. Единственным социальным мероприятием, проведенным пру­донистами, был отказ от конфискации Французского банка, и отчасти из-за этого Коммуна погибла...» (55)184.



Бланкисты... провозгласили (манифест беглецов Коммуны185) «... почти буквально, воззрения немецкого научного социализма о не­обходимости политического действия пролетариата и его диктатуры, как перехода


206


В. И. ЛЕНИН




«отмена го­сударст­ва»...


zur Abschaffung der Klassen und, mit ihnen, des Staats — wie solche bereits im «Kommunistischen Manifest» und seitdem unzählige Male ausgesprochen worden» (55—56).


     
 




Энгельс «договорился» до «отмены» государства! Но было бы смешной придиркой цепляться за это: соль в словах вместе с ними, с классами!!

S. 56, в середине, мимоходом, между прочим: «... in der Revolution, in der gewaltsamsten Bewegung, «stehn»?..» (Насмешка над словом «stehn». Мимоходом оп­ределение революции недурное).

NB

S. 57: «... Da jede politische Partei darauf ausgeht, die Herrschaft im Staat zu erobern, so strebt die deutsche sozialdemokratische Arbeiterpartei notwendig ihre Herrschaft, die Herrschaft der Arbeiterklasse, also eine «Klassenherrschaft» an. Übrigens hat jede (курсив Энгельса) wirkliche proletarische Partei, von den englischen Chartisten an, immer die Klassenpolitik, die Organisation des Proletariats als selbständige politische Partei, als erste Bedingung, und die Diktatur des Proletariats als nächstes Ziel des Kampfes hingestellt» (57).

«... Übrigens muß konstatiert werden, daß die «faktische Besitzergreifung» sämtlicher Arbeitsinstrumente, die Inbesitznahme der gesamten Industrie von seiten des arbeitenden Volks, das gerade Gegenteil ist von der proudhonistisehen «Ablösung». Bei der letzteren wird der einzelne Arbeiter Eigentümer der Wohnung, des Bauernhofes, des Arbeitsinstruments;


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


207


 




к отмене классов, а вместе с ними и государства , как было сказано об этом еще в «Коммунистическом Манифесте» и с тех пор повторялось бесчисленное количество раз» (55—56).


«отмена государст­ва»...


Энгельс «договорился» до «отмены» государства! Но было бы смешной придиркой цепляться за это: соль в словах вместе с ними, с классами! !

с. 56, в середине, мимоходом, между прочим: «в... революции, в насильственней-шем движении, «пребывать»?..» (Насмешка над словом «пребывать». Мимоходом оп­ределение революции недурное).

NB

с. 57: «... Так как всякая политическая партия стремится достичь господства в государстве, то и немецкая Социал-демократическая ра­бочая партия неизбежно добивается своего господства, господства ра­бочего класса, то есть «классового господства». Впрочем, всякая (курсив Энгельса) действительно пролетарская партия, начиная с анг­лийских чартистов, всегда выставляла первым условием классовую политику, организацию пролетариата в самостоятельную политиче­скую партию, а ближайшей целью борьбы — диктатуру пролетариата» (57).

«... Впрочем, необходимо констатировать, что «фактическое овла­дение» всеми орудиями труда, всей индустрией со стороны трудяще­гося народа является прямой противоположностью прудонистского «выкупа». При последнем отдельный рабочий становится собствен­ником жилища, крестьянского участка земли, орудий

См. настоящий том, стр. 59. Ред.


208


В. И. ЛЕНИН


 


(одна из функций пролетарско­го «государ­ства», дикта­туры проле­тариата)


bei der ersteren bleibt das «arbeitende Volk» Gesamteigentümer der Häuser, Fabriken und Arbeitsinstrumente und wird deren Nießbrauch, wenigstens während einer Übergangszeit, schwerlich ohne Entschädigung der Kosten an einzelne oder Gesellschaften überlassen. Gerade wie die Abschaffung des Grundeigentums nicht die Abschaffung der Grundrente ist, sondern ihre Übertragung, wenn auch in modifizierter Weise, an die Gesellschaft. Die faktische Besitznahme sämtlicher Arbeitsinstrumente durch das arbeitende Volk schließt also die Beibehaltung des Mietverhältnisses keineswegs aus» (68).

«Überhaupt (69) handelt es sich nicht um die Frage, ob das Proletariat, wenn es zur Macht gelangt, die Produktionsinstrumente, Rohstoffe und Lebensmittel j einfach gewaltsam in Besitz nimmt, ob es J sofort Entschädigung dafür zahlt oder das Eigentum daran durch langsame Ratenzahlungen ablöst. Eine solche Frage im voraus und für alle Fälle beantworten zu wollen, hieße Utopien fabrizieren und das überlasse ich andern» (69).


 



 




По поводу предисловия Энгельса к «Klassenkämpfe in Frankreich» Каутский писал в «Neue Zeit» (1909), XXVII, 2, S. 416 («Der charakterlose Engels») — «... in seinem (Engels) Manuskript sei (писал Каутский уже раньше) der revolutionäre Standpunkt energisch betont gewesen, die


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


209


 


труда; при первом же совокупным собственником домов, фабрик и орудий труда остается «трудящийся народ». Пользование эти­ми домами, фабриками и прочим едва ли будет предоставляться, по крайней мере, в переходное время, отдельным лицам или то­вариществам без покрытия издержек. Точно так же уничтожение поземельной собственности не предполагает уничтожения позе­мельной ренты, а передачу ее, хотя и в видоизмененной форме, обществу. Фактическое овладение всеми орудиями труда со сто­роны трудящегося народа не исключает, следовательно, никоим образом сохранения найма и сдачи в наем» (68) .

«Вообще (69) вопрос вовсе не в том, захватит ли пролетари­ат, достигнув власти, орудия производства, сырые материалы и жизненные средства путем простого насилия, заплатит ли он тотчас же вознаграждение за это, или выкупит постепенно эту собственность небольшими частичными платежами. Пытаться отвечать на этот вопрос заранее и относительно всех возмож­ных случаев — значило бы фабриковать утопии, а это я пре-

доставляю делать другим» (69)186.


(одна из функций пролетарско­го «государ­ства», дикта­туры проле­тариата)


 



 





По поводу предисловия Энгельса к «Классовой борьбе во Франции» Каутский писал в «Neue Zeit» (1909), XXVII, 2, с. 416 («Бесхарактерный Энгельс») — «... в его (Энгельса) рукопи­си (писал Каутский уже раньше) революционная точка зрения была энергично подчеркнута, но

См. настоящий том, стр. 58. Ред.


210


В. И. ЛЕНИН


 





NB

NB


revolutionären Stellen wurden ihm jedoch in Berlin gestrichen, wenn ich recht berichtet bin vom Genossen Richard Fischer...»

и «Neue Zeit», XVII, 2 (1898—1899, №28), в полемике с Берн­штейном:

«... Die deutschen Freunde drangen in ihn (Engels) den Schluß, weil zu revolutionär (курсив Каутского), wegzulassen» (S. 47).

+ «Neue Zeit», XXVII, 1 (2. X. 1908), S. 6—7, письма Энгельса к Каутскому о предисловии Энгельса к «Klassenkämpfe» .

ср. еще (подробнее; с цитатами из писем Энгельса к Каутско­му) в « We g zur Macht».


«DER BURGERKRIEG IN FRANKREICH»

«Der Bürgerkrieg in Frankreich» (Leipzig, 1876). Датировано 30. V . 1871 (ср. здесь, стр. 2, в середине), — вся глава III, или почти вся, посвящена вопросу о го­сударстве, разъяснению того, что рабочий класс не может «просто» овладеть «готовой государственной машиной» (см. выше, стр. 1).

органы «го­сударствен­ной власти»

«... Die zentralisierte Staatsmacht mit ihren allgegenwärtigen Organen — stehende Armee, Polizei, Bureaukratie, Geistlichkeit, Richterstand...» ((происходит от средних веков и развилась дальше в XIX веке...)). С развитием классового антагонизма между капиталом и трудом «nahm die Staatsmacht mehr und mehr den Charakter einer öffentlichen Gewalt

В рукописи эта фраза написана между двумя приведенными выше цитатами из статей К. Каутского.

Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


211


 










ср. еще (подробнее; с цитатами из писем Энгельса к Каутскому) в«Пути к власти ».


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!