ПИСЬМА Ф. ЭНГЕЛЬСА О ФРАНЦУЗСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ 3 страница



Вопрос ставится затем так: какому превращению подвергнется государственность в коммунисти­ ческом обществе ? Другими словами: какие \\\

См. настоящий том, стр. 177. Ред.


176


В. И. ЛЕНИН


 


NB


\gesellschaftlichen Funktionen bleiben dort übrig, die \jetzigen Staatsfunktionen analog sind? Diese Frage ist nur

wissenschaftlich zu beantworten, und man kommt dem Problem durch

tausendfache Zusammensetzung des Wortes «Volk» mit dem Wort «Staat»

auch nicht um einen Flohsprung näher».

«Zwischen der kapitalistischen und der kommunistischen Gesellschaft

liegt die Periode der revolutionären Umwandlung der einen in die andre.

Der entspricht auch eine politische Übergangsperiode, deren Staat nichts

andres sein kann, als die revolutionäre Diktatur des Proletariats» (курсив

Маркса).

«Das Programm nun hat es weder mit letzterer zu tun noch mit dem

zukunftigen Staatswesen der kommunistischen Gesell-

sch aft».



Ясно, что это — упрек; это ясно из следующей фразы: программа «занимается» старой демократической дребеденью (Litanei), а не вопросами революционной диктатуры пролетариата и государст-


венностью коммунистического общества.


«Seine politischen Forderungen enthalten nichts außer der alten weltbekannten demokratischen Litanei: allgemeines Wahlrecht, direkte Gesetzgebung, Volksrecht, Volkswehr etc. Sie sind bloßes Echo der bürgerlichen Volkspartei, des Friedens- und Freiheitsbundes...» (573)...


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


177


 




общественные функции останутся тогда, аналогич­ ные теперешним государственным функциям? На этот вопрос можно ответить только научно; и сколько бы тысяч раз ни со­четать слово «народ» со словом «государство», это ни капельки не подвинет его разрешения».

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому пе­риоду соответствует и политический переходный период, и государст­во этого периода не может быть ни чем иным, кроме как революцион­ной диктатурой пролетариата» (курсив Маркса) .

«Программа не занимается ни этой последней, ни будущей госу­ дарственностью коммунистического общества».


NB



Ясно, что это — упрек; это ясно из следующей фразы: программа «занимается» старой демократической дребеденью (Litanei), а не вопросами революционной диктатуры пролетариата и государст-

венностью коммунистического общества.



«Ее политические требования не содержат ничего, кроме старой, всем известной, демократической дребедени: всеобщее избирательное право, прямое законодательство, народное право, народное ополчение и так далее. Это простой отголосок буржуазной Народной партии171, Лиги мира и свободы...172» (573)...

* См. настоящий том, стр. 85—86. Ред.


178


В. И. ЛЕНИН


 





très

bien

(и очень важно)


I Эти-де требования уже «осуществлены» — только не в не­мецком государстве, а в других, в Швейцарии, в Соединенных Штатах. Эти требования уместны («am Platze») только в демократической республике. Программа не требует респуб­лики, как это делали французские рабочие программы при Луи-Филиппе и «Луи-Наполеоне, — нельзя этого в Германии, так нечего и требовать вещей, уместных лишь в демократиче­ской республике, от военного деспотизма... даже вульгарная демократия «s te h t noch berghoch über solcher Art Demokratentum innerhalb der Grenzen des polizeilich Erlaubten und logisch unerlaubten»^]

в этих словах Маркс как бы предвидел всю пошлость каут­скианства: сладенькие речи о всяких хороших вещах, пре­вращающиеся в прикрашивание действительности, ибо за­тушевывается или оставляется в тени непримиримость демо­кратического мира и империализма, демократии и монархии и т. д.

Итак, диктатура пролетариата есть «политический переход­ный период»; ясно, что и государство этого периода есть пе­реход от государства к негосударству, т. е. «kein Staat im eigentlichen Sinne mehr». Маркс и Энгельс, следовательно, во­все не противоречат друг другу по этому пункту.

Но дальше Маркс говорит о «будущей государственности коммунистического об-


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


179


 



173

|Эти-де требования уже «осуществлены» — только не в не­мецком государстве, а в других, в Швейцарии, в Соединенных Штатах. Эти требования уместны («am Platze») только в демократической республике. Программа не требует респуб­лики, как это делали французские рабочие программы при Луи-Филиппе и Луи-Наполеоне, — нельзя этого в Германии, так нечего и требовать вещей, уместных лишь в демократиче­ской республике, от военного деспотизма... даже вульгарная демократия «с m о и m все же неизмеримо выше та­кого сорта демократизма, который держит­ся в пределах полицейски дозволенного и ло-

гически недопустимого»

в этих словах Маркс как бы предвидел всю пошлость каутски­анства: сладенькие речи о всяких хороших вещах, превра­щающиеся в прикрашивание действительности, ибо затуше­вывается или оставляется в тени непримиримость демократи­ческого мира и империализма, демократии и монархии и т. д.


очень хорошо (и очень важно)



Итак, диктатура пролетариата есть «политический переход­ный период»; ясно, что и государство этого периода есть пе­реход от государства к негосударству, т. е. «больше не госу­дарство в собственном смысле». Маркс и Энгельс, следова­тельно, вовсе не противоречат друг другу по этому пункту.

Но дальше Маркс говорит о «будущей государственности коммунистического об-


180__________________________ В. И. ЛЕНИН

цества»!! Итак, даже в «коммунистическом обществе» будет го-

сударственность! ! Нет ли тут противоречия?

Нет:


государство нужно                         I------ в капиталистическом обществе государ-

буржуазии                                               ство в собственном смысле

II-------- переход (диктатура пролетариата): го-
государство нужно

сударство переходного типа (не госу-пролетариату

дарство в собственном смысле)



государство не нужно,                      III-------- коммунистическое общество: отми-

оно отмирает                                            рание государства.

Полная последовательность и ясность! ! Иначе :

I — демократия только для богатых и для I — демократия лишь в виде исключения,

маленькой прослойки пролетариата.   никогда не полная... [Бедным не до не"е"П

II — демократия для бедных, для 9/ю насе- II — демократия почти полная, ограничен-

ления, подавление силой сопротивле- ная только подавлением сопротивле­
ния богатых                                                 ния буржуазии

III — демократия полная, входящая в при- III — демократия действительно полная,

вычку и потому отмирающая, усту- входящая в привычку и потому пающая место принципу: «каждый по отмирающая... Полная демократия способностям, каждому по потребно-   равняется никакой демократии. Это



см. с. 19 сбоку

стям»


не парадокс, а истина!


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


181


щества»!! Итак, даже в «коммунистическом обществе» будет го­сударственность ! ! Нет ли тут противоречия?

Нет:



государство нужно буржуазии

государство нужно пролетариату

государство

не нужно, оно

отмирает


 

I —

— в капиталистическом обществе госу­дарство в собственном смысле

II------- переход (диктатура пролетариата): го­
сударство переходного типа (не го­
сударство в собственном смысле)

III-------- коммунистическое общество: отми­
рание
государства.


Полная последовательность и ясность! ! Иначе:


I — демократия только для богатых и для маленькой прослойки пролетариата.

I — демократия лишь в виде исключения,

никогда не полная...

II — демократия почти полная, ограничен-

ная только подавлением сопротивле­ния буржуазии

III — демократия действительно полная,

входящая в привычку и потому отмирающая... Полная демократия равняется никакой демократии. Это не парадокс, а истина!

Бедным не до нее!

демократия только для богатых и для I — маленькой прослойки пролетариата. [Бедным не до нёеТ|

II — демократия для бедных, для 9/ю насе- II -ления, подавление силой сопротивле­ния богатых

см. с. 19 сбоку

II — демократия полная, входящая в при- III вычку и потому отмирающая, усту­пающая место принципу: «каждый по способностям, каждому по потребно-

стям»

См. настоящий том, стр. 187. Ред.


182


В. И. ЛЕНИН


К вопросу о государстве относится также весьма существенное место «Критики Готской программы», посвященное экономическому анализу будущего общества.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!