Этапы создания фирменного стиля



    Современная конкурентная среда, в ситуации, когда, рынок растет в геометрической прогрессии, открывая постоянно возрастающее число организаций коммерческого и некоммерческого типа, заставляет каждую компанию стремиться позиционировать себя лучше других подобных и удерживать своего клиента или потребителя различными возможными и невозможными способами как можно дольше. Поэтому вопрос о создании своего уникального фирменного стиля становится наиболее острым, поскольку его разработка - длительный и сложный процесс.

    Шарков Ф.И., исследуя тему «доброго имени» или «гуд вилла» организации, делает весомый акцент на том, что в первую очередь узнаваемость и доверие компании среди потребителей формирует профессионально разработанный фирменный стиль. Он способствует росту положительной репутации на рынке, помогает компании выделиться и отстроиться от массы конкурентов. Далее автор разбирает систематический процесс создания и построения фирменных констант, но прежде он обращает внимание на их образование и генерирование. Он подробно рассматривает формирование собственного уникального стиля компании, под которым подразумевается подбор графических объектов, цветовых и шрифтовых решений, которые в дальнейшем будут использоваться фирмой во всей корпоративной и рекламной продукции. Это такие элементы как, например, оформление документации, единый стиль упаковок товаров, сувенирная продукция, реклама и прочие константы фирменного стиля[27].

    На начальном этапе формирования фирменного стиля следует выделить главное, исходя из специфики фирмы, путём разработки стилеобразующих констант, создать определенный образ, а далее, если потребуется по мере необходимости дорабатывать новые, второстепенные элементы. Очень важно, чтобы в поэтапном изготовлении или заказе было выдержано единство стиля в исполнении всех элементов и, соответственно, их носителей, в том числе и рекламных. Зачастую, фирмы, только начинающие свою деятельность не могут охватить всю совокупность элементов фирменного стиля, поэтому подобной фирме следует сначала направить усилия на разработку базовых констант, а после заняться формированием второстепенных. Но на реализацию единой интегрированной концепции формирования имиджевых констант фирменного стиля должен быть направлен весь комплекс проводимых фирмой или компанией мероприятий и в этом случае[28]. «Разработка стилеобразующих констант (айдентика) подразумевает широкий комплекс мероприятий. Необходимо создать целый ряд стилеобразующих элементов (констант), которые при правильном и последовательном применении помогут узнавать бренд»[29] - пишет Шарков, выделяя взаимосвязи формирования целостного образа и фирменных элементов при разработке общего фирменного стиля фирмы.

    Для того чтобы не было серьезных проблем и ошибок, которые могут возникнуть не только на начальном тапе, но и в процессе разработки фирменного стиля, необходимо предварительно собрать необходимую и исчерпывающую информацию у заказчика.

    Нестеров Д. И., Лебедева М. А. составили перечень требований к информации, которую необходимо предоставить заказчику, при решении обратиться к отделу в фирме, который занимается графическим дизайном и рекламой, для создания фирменного стиля или отдельных его элементов, либо обратиться в стороннее агентство.

    Подобная информация должна быть достаточно полной и может включать в себя:

1. направление деятельности предприятия в настоящее время и планы его развития;

2. сведения о носителях товарного знака, их материалах, свойствах поверхностей;

3. варианты использования знака и возможные изменения размеров;

4. установление территориальных границ распространения продукции предприятия с товарным знаком;

5. анализ прототипов товарного знака, если они были, и товарные знаки предприятий с таким же направлением деятельности;

6. сроки проектирования и предоставления эскизных проектов и готового решения[30].

    В статье, где детально рассмотрены элементы фирменного стиля и описаны этапы проектирования его основных констант, Камалова И.Ф. и Маркс Л.Р. дают следующее определение: «Проектирование фирменного стиля – это создание определенной документации, в которой четко изложены требования к разработке визуальной идентичности организации, на основе которой создается комплекс графических элементов фирменного стиля с последующей правовой защитой». Именно соблюдение фирменного стиля оказывает положительное влияние на выбор потребителей, так как является еще одним доказательством организованности и стабильности внутри компании»[31].

    Авторы отмечают, что разработка фирменного стиля, точнее его основных элементов проводится в несколько этапов, где на первом этапе начального формирования фирменного стиля проводится структурированный анализ деятельности фирмы, текущего состояния и ее дальнейших перспектив. Следующим этапом будет являться анализ деятельности потенциальных и существующих конкурентов, партнеров и особенности той сферы, где задействована данная фирма. После проведенных исследований и анализа сферы деятельности на основе полученной информации создаются предварительные наработки и единая стилистика. Завершающим этапом является выбор единого направления стиля и детальная проработка всех его констант[32].

    Также Камалова И.Ф. и Маркс Л.Р. на основе вышенаписанного сформировали этапы, которые включает в себя процесс проектирования фирменного стиля:

    1. Исследование особенностей рынка, маркетинга, рекламы, изучение сферы деятельности организации. В этом пункте говорится, что следует заранее проводить тщательный анализ корпоративных стилей других организаций, их отдельных констант для того чтобы избежать повторений и типичной схожести чужих идей в области айдентики. В подобных случаях может помочь мониторинг логотипов,  товарных знаков и нейминга уже зарегистрированных компаниями в этой сфере деятельности. Этот этап должен основываться на сборе той информации, в которой будут иметься сведения о деятельности компании, её реквизиты, название фирмы, цели, задачи, конкурентная среда, основную сферу деятельности и так далее. Функцию по сбору подобной информации выполняет бриф-анкета, которая заполняется заказчиком[33].

    2. Формирование идеи - основы всего стиля, основанное на рекламно-маркетинговых исследованиях и выражающее образ компании. На основании полученного брифа или технического задания прорабатывается техническое предложение фирмы, которое описывает перечень всех требующихся работ и включает конструкторскую документацию. В техническом задании подробно расписываются подходы к формулировке всех идей, которые могут быть выражены различными способами, а также отражать такие моменты как суть компании, её философия, характер, принципы работы, статус, миссия, ценности и другие подобные аспекты. Если фирменный стиль соответствует вышеперечисленным аспектам и его основная идея соответствует адекватности имиджа фирмы, то его с уверенностью можно считать успешным[34].

    3. Следующим этапом является создание основных элементов

фирменного стиля на основе технического предложения. Далее идет детальная проработка проектирования графических решений, которые заключают в себе разработку эскизного проекта. Эскизный проект основывается на создании первичных зарисовок, набросков и сырых макетов, а технический проект представляется совокупностью документов, содержащих, согласно всем техническим требования и критериям, непосредственно, рабочий проект, в котором уже сформулированы идеи по созданию констант фирменного стиля и сама разработка всех этих констант. Также в него входят окончательные технические решения и четко сформированный процесс работы[35].

    4. Заключительный этап - сертификация товара. На данном этапе проходит основная сверка всей проделанной работы, её итогов с первоначальными требованиями к результату, иначе говоря, проводится процедура, которая позволит выяснить подтверждение соответствий - организация изготавливающая проект и заказчик (клиент) самого проекта в письменной форме удостоверяют соответствие результата проделанной работы и, соответственно, изготовление продукции, согласно установленным требованиям[36].

    Нестеров Д. И., Лебедева М. А. предлагают другую классификацию этапов разработки фирменного стиля и отмечают также, что содержание этих этапов, пути и соки выполнения проекта определяет дизайн-программа проектирования некоторых констант корпоративного стиля. Этапы разработки системного формирования элементов фирменного стиля и айдентики включают в себя четыре блока:

1) проблемно-целевой;

2) организационный;

3) концептуальный;

4) проектный[37].

Ниже рассмотрим их более детально.

    Проблемно-целевой блок, по мнению авторов, содержит формулировку основных проблем, а также целей и задач проектирования. Именно с него начинается весь процесс проектирования работ по фирменному стилю. Но начальная точка сбора нужной информации требует проведения исследований, которые подготовят проект к его разработке. Предпроектные исследования проводятся для сбора требуемых данных, анализа и диагностики исходного состояния имеющейся проблемы и составления желаемых конечных результатов решения проблемы. Подобные исследования заключаются в аккумулировании сведений по теме проекта, по актуальным на данный момент направлениям в проектировании и основным тенденциям в графическом дизайне и проводятся уже после получения технического задания или брифа на проектирование. Обычно, часть информации можно получить от заказчика, клиента, а другую нужно собирать из внешних источников, таких как, например, сведения из Интернет и печати. Такими источниками в получении нужных сведений, следовательно, являются информация из каталогов, книг, периодических журналов, различных рекламных материалов локальных и глобальных рынков. Поэтому этот этап плавно переходит в организационный, так как систематизирует процесс получения требуемой информации и его анализ, включая эти процедуры в общий план разработки проекта по фирменному стилю.

В концептуальном блоке содержится общая идея, замысел разработки логотипа или товарного знака, а также его целостная модель в обобщенном виде. Сама концепция представляет собой целенаправленные указания на те аспекты, по которым будет проектироваться фирменный стиль и его элементы, с помощью каких средств и инструментов он будет создаваться, каким он должен быть и что из себя представлять, а также каким критериям он должен соответствовать, для того чтобы выполнять требуемые функции.

Очень важно уделять внимание выбору, подготовке изобразительных средств и нужных для этого инструментов, которые должны соответствовать критерию необычности и оригинальности.

Проектный этап, в свою очередь, отражает конкретное выполнение проектных работ по разработке логотипа или элемента товарного знака. Базой проектирования здесь является вербальная и визуальная модель в создании определенного образа и основных концепций проектирования. Концептуальная модель, создаваемая в иконической и вербально-образной форме, разрабатывается наиболее детально, путем поэтапного решения вопросов работы над логотипом, выбора основных шрифтовых и цветовых решений. Здесь также решается вопрос с выбором основных средств реализации проекта и графических инструментов дизайна, где обеспечивается взаимосвязь всех элементов корпоративного логотипа со всем фирменным стилем.

Все принятые эскизные варианты подбираются с учетом масштабирования в укрупненном или мелком масштабе. Большой масштаб логотипа или элемента дает возможность дизайнеру наиболее детально и точно проработать некоторые части знака и без особых проблем править ошибки, которые трудно рассмотреть в работе небольшого размера. Увеличенный масштаб позволяет более вариативно подбирать пропорции, цвета и другие составляющие, а также прибавляет удобство в работе, когда требуется оценить целостную композицию.

Концептуальный блок дизайн-программы включает в себя доработку эскизов, основная работа над которыми ведется на этапе проектирования. Целенаправленное использование средств и композиционных приемов в сочетании с правильной проработкой и верным выбором средств и инструментария в визуальном конструировании образа, дают возможность точной передачи смысла, который должен быть заложен в логотипе фирмы. Поэтому очень важно найти связующие акценты и уделить особое внимание тем элементам в разработке логотипа, которые непосредственно связывают их с фирменным стилем фирмы, таким образом, составляя взаимосвязанную визуальную систему. На этой стадии разработки необходимо провести тестирование в плане соответствия результата работы над проектом, тем требованиям, которые были изначально предъявлены, а также сопоставить готовый продукт с образом фирмы заказчика, выявить степень лаконичности и эстетических качеств, которые должен нести в себе правильно разработанный фирменный стиль[38].

Рассмотренная выше тема дает нам отчетливо понять, что процедуры разработки фирменного стиля нелегкий и трудоемкий процесс, как иначе это может показаться со стороны. Каждый этап создания фирменных констант, в первую очередь, должен быть тщательно исследован на основании заранее проведенного мониторинга и собранной информации, касающейся всех важных деталей, таких как, например, специфика фирмы, её деятельность, миссия, цели и задачи, конкуренты, состояние среды в которой находится организация и прочих важных составляющих.

Ответственное отношение к каждой ступени процесса создания корпоративной идентификации фирмы позволит избежать крупных ошибок на всех этапах разработки фирменного стиля и его различных элементов, а также в процессе применения результата самой фирмой в полевых условиях.


 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!