Мораль и искусство как формы нормативной регуляции и эстетического отношения к миру



Мораль (от лат. «moralis» - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам), нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования мораль - это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Моральная регуляция имеет оценочно-императивный характер. Это означает, что с помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает. Моральные нормы представляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно они характеризуются той системой оценки, с помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или неспра ведливые. Одобряя что-то или порицая, мораль вместе с этим предпи сывает, повелевает, как следу ет себя вести, чтобы соответствовать общественным требованиям. В этом проявляется ее императивный характер. Такая форма регуляции возникла очень давно. Уже в первобытном обществе сложилась система запретов (табу), которые регулировали отношения между людьми. Эти запреты касались многих вещей: прежде всего они имели сакральный (священ ный) характер и налагали запреты на предметы куль та, жертвоприношений, ритуалов. Табуирование рас­пространялось на собственность вождя, общины, пользование угодьями рыболовства и охоты. Функции морали: Регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная.

Искусство - это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (Образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды человеческой художественной деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру и т.п.В основе художественного отображения действительности - не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нем содержалось обобщение, типизация, символизация, т.е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится ее элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусстве» становится феноменом общественного сознания.Являясь формой общественного сознания, И. выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.Особенностью И.- от ражает мир целостно. Главным предметом И -человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, И от ражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца. Искусство существует как система различных видов, каждый из которых обладает специфически ми особенностями, но воплощает между тем общие законы художественного Творчества, идеалы прекрасного, красоты; оно призвано воспитывать людей, формировать в них чувство прекрасного, эстетичес кое мировоззрение; подтверждать высказывание Фе дора Михайловича Достоевского о том, что красота спасет мир.


Религия как форма духовного освоения реальности.

Р. по сравнению с другими формами общественного сознания наиболее удалена от общественного бытия. Ее связи с теми факторами, которые порождают, поддерживают и отражаются в ней, настолько замаскированы и опосредствованы, что сама религия как бы парит над общественным бытием. Связи религии с ее материальными условиями существования затемнены промежуточными звеньями. Будучи даже втянутой в саму гущу социальных страстей, религия, кажется, выступает бесстрастным наблюдателем и непоколебимым в своих основах судьей. Р. самая консервативная форма общественного сознания. В силу своей всеобъемлемости и обобщения религия приобретает характер мировоззренческой формы общественного значения. В качестве мировоззрения она взаимодействует – то ли путем дружбы и единения, то ли путем вражды и разъединения – со всеми другими формами общественного сознания и именно таким образом старается держать верховенство над ними.

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture — возделывание, воспитание, образование, почитание). Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура — это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлетворяют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль, искусство и т.д. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы. Религиозная мораль — это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным (иудаистским, христианским, исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых «живут» религиозные символы.

Религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных конфессиональных разновидностях) культура.

Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!