Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.



Важнейшей философской категорией, выражающей сущность человека и его существование, является свобода. Ни одна философская проблема не приобрела столь большого соц-го значения. Без свободы личности чел был бы всего лишь биологической особью. Свобода – это родовой признак чела.

На протяжении мн-х веков спорным был вопрос о свободе и необходимости.

Сократ подчинение низшим, чувственным побуждениям считали рабством, а свободный чел тот, кто подчиняется голосу высшего разума. Аристотель считал, что чел желает только блага. Чел разумен, но он имеет и чувственную душу, которая хочет насытиться. В этом и есть свобода. По Эпикуру душа состоит из неуравновешенных атомов, потому она обладает способностью произвольно перемещаться, и следовательно, свободна.

Гоббс: «свобода означает отсутствие сопротивления (внешних препятствий для движения)». Словосочетание «свободный субъект» столь же бессмысленен как «круглый четырехугольник».

Спиноза увидел диалектическую вз/зависимость м/ж свободой и необходимостью. Свободной явл-ся такая вещь, кот-я существует по одной только необходимости своей собственной природы. Свободу противопоставляет принуждению, те насилию.

Гегель утверждает чела как активное начало, как обладателя свободы.

Марксизм. Свобода выражает взаимоотношение м/ж деятельностью чела и законами окружающего мира. Противостоящий челу мир выступает как необходимость. Познав противостоящую необходимость приобретаешь свободу.

Экзистенциализм. Свобода = подлинное существование. Чел – это и есть свобода. Ясперс: свобода = свобода решения, выбора.Сартр говорил, что свобода предполагает и абсолютную ответственность чела за все происходящее.

Т. обр, в философском плане свобода личности проявляется в различных аспектах. Можно выделить:

· внешний аспект свободы;

· внутренний (важн структурный элемент – свобода выбора. Основой выбора является историческая необходимость. Цели обуславливаются обстоятельствами жизни чела).

Однако не всякий выбор является свободым. Выбор свободен тогда, когда он основан на знании сущности явлений, когда оценки чела соответствуют реальности. А то это мб выбор «меншего из зол». Свободный чел не просто поступает со знанием дела, он идет дальше в соответствии с намеченными целями, выбирает оптимальные пути изменения мира. Здесь внутренний аспект свободы переходит во внешний. Именно в деятельности чел изменяет мир и изменяется сам, развивает свои способности.

Возникает вопрос: как быть с теми ситуациями, в кот выбор ограничен или его вовсе нет? Возможность выбора есть всегда. Тк в таких ситуациях мы выбираем быть или не быть челом, а также выбор м/ж жизнью и смертью.

Как нет свободы без ответственности, так и нет ответственности без свободы. Чел ответственен тогда, когда делает выбор, может предвидеть последствия своих поступков.

Ответственность определяется воздействием результатов чел-й деятельности на судьбы людей, общ-ва. Анализ ответственности: личность подвергается наказанию или осуждению за негативную деят-ть, или обществом одобряется.

Свобода есть мера ответственности. Свобода чела – это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу.


Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и ценности массовой культуры.

Человек – родовое п-тие, кот включает общие черты, присущие чел-му роду (мышление, прямая походка).

Индивид – отдельный чел.

Индивидуальность – признаки, отлич-щие 1 индивида от остальных (особенности взглядов, воображения).

Личность – целостный чел в единстве его индив-х сп-стей и выполняемых им соц ф-ций, ролей.

Становление личности происходит в пр-се соц-го наследования, усвоения людьми опыта, традиций и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Чел учится выполнять те или иные соц роли: ученика, студента, родителя и тд.

В пр-се общественного развития менялись соц-ные типы личности, взаимоотношения личности и общества (традиционное, индустриалное общ-во , техногенная цивилизация и тд.)

Ценностьпринятое в философии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества, индивидов. На определенном этапе развития общества в культуре конкретного типа ценности выполняют роль последнего основания выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов их реализации, результатов деятельности и условий, в которых она совершается. Т.о., ценность – это основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос: для чего совершается данная деятельность. Термин ценность употребляют:

1. Для обозначения состояний сознания, на основе которых производится оценка;

2. Значимых явлений, выбираемых в результате оценки. Например, можно сказать, что ведущими ценностями у данного человека явл. истина и добро, но можно сказать, что в здании находятся большие материальные или духовные ценности.

Коммуникативное пространство современности, культура развиваются и исторически изменяются. Анализ современного коммуникативного пространства не м.б. осуществлен без учета позиции носителя культуры. Сложность ситуации – в том, что анализ феномена символичности м.б. осуществлен только извне, т.е. единственно возможными предметами исследования м.б. формы дискурса и массового поведения, определяемое этими дискурсами.

Дискурс – коммуникативное событие, выраженное в речевых формах. В рамках современной парадигмы социокультурной феноменалогии ведущее место занимает феномен политического дискурса. Главным свойством современного политического дискурса принято считать эффективность внушающего воздействия определяющегося не содержанием информации, а формой ее подачи, эмоциональной окраской, выразительностью.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Основой человеческой культуры они считали сферу идеальных ценностей.

Вильгельм Виндельбанд: ценности — ориентиры культурной деятельности. Ценности — это не реальные вещи, а идеальные значимости (истина, добро и красота). Различал понятия «ценности» и «блага». Блага — это реальные вещи, предст-щие интерес с т. зр-я идеал-ых ценностей. Ценности осуществ-тся в благах культуры — науке, правопорядке, искусстве, религии. Ценность не имеет реал-го существования. Она — идеал. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради только корысти или удовольствия. Генрих Риккерт проводил различие между ценностями и нормами. Ценность, или значимость, стан-ся нормой только в том случае, если с ней сообраз-ся некот. субъект.

Теорию ценностей Виндельбанд и Риккерт положили в основу учения о специфике гуманитарного познания. Естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Естест-е стремится установить общие понятия и законы, чтобы объяснять отдел. явления. Метод естест-ия они называли номотетическим (устанавливающим закон) или генерализирующим (обобщающим). Истор-ие науки нацелены на познание индивид-го, своеобразного, особенного. Их метод — идиографический (метод, описывающий своеобразие) или индивидуализирующий. Иначе говоря, различаются науки о законах и науки о событиях.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!