Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры



Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) вошел в сферу европейской мысли лишь во второй половине XVIII в., хотя представления о культуре обнаруживаются на разных этапах как европейской истории, так и за ее пределами. В историческом развитии понятие культуры наполнялось различными смыслами - от возделывания человеком земли, процессов и результатов возделывания материалов природы в различных ремеслах до процессов воспитания и обучения человека и обозначения этим термином всего искусственно созданного, сотворенного (материальная) в противоположность естественному, природному, характер-ка результатов духовного творчества (духовная). Начав активно использоваться со второй половины XVIII в., в философской традиции обозначились различные исследования проблематики культуры: культура представала как процесс развития челове­ческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного человечества; как развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества, что характерно для представителей немецкого классического идеализма и романтизма.

Осн. фил-методол. подходы: аксиологический.Б заложен немец философами и культурологами к.18-н.19 вв, который отождествляли культ с духовной сферой.Культ-ра-совок-ть всех ценностей, созданных челом;семиотический (Барт, Эко, Фуко,Лотман) культ-ра-система информационных кодов, котор закрепляет жизненный соц опыт .Согласно этому подходу к дожна передаваться от поколения к пок.3.деятельностная К-динамический, циклический процесс, способ сохранения. Регуляции и развития общ-ва 4.игровая (основатель нидерландский историк и культуролог Й.Хейзинге.).в основе К-игра как деятельность.Игра-необходимый способ соц жизни, элемент, котор поддерживает определённый идеал.какчасть религиозного или гражданского ритуала, игра становится средством соц упорядочивания, но в чрезмерных дозах игра мож иметь противоположные эффекты (пуерилизм),что обозначает сознательное ребячество. Инфантилизм, в кот погружается цивилизация.3основн условия нормального состояния К:1.равновесие духовных и материальных ценностей, 2.направленность на идеал,3.господство над природой.

Психоаналитическая.(Фрейд, Юнг,Лакан) К понимается как символическое проявление бессознательных стремлений и желаний.

Экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сарт, Камю, Бахтин)К-мера человеческого в человеке, способность делать самого себя, сознание своей уникальности,одновременно вовлечение в универсальный континиум культуры.


Традиции и новации в динамике культуры.

Термин «динамика культуры» появ во втор пол 20в. Черты ДК: целостность, направленность,наличие упорядоченных тенденций.Ее следует отличать отобычных культурных изменений, которые предполпгают любые трансформации в культуре.Модели КД: поступательно-линейная, фазовая, циклическая, поэтапная, волновая, круговая, маятниковая и т.д.В основе этой типизации-признак направленности развития.ДК имеет свое проявление во взаимосвязях между традициями и новациями.Традиция. состоит из трех компонентов:объект социокультурного наследия (материальные и духовные ценности), процесса и способов такого наследования. Виды Т:первичные (имеют устойчивое символическое содержание, они накапливаются постепенно.Формы первичн трт: фольклор,Ю ритуал, мифология), вторичные способны к развитию, их формирование происходит путем изменения самих укорененных в культуре стереотипов. Позитивные (утвердительные) предписывают выполнение определенных норм, негативные отрицают неприемлемые для данной культуры ценности.Т. в различных сферах жизни имеют различную значимость, в наименьшей степени в экономике, но незаменимы в религии.В целом, роль традиций сокращается. Т. связаны с новациями, вместе они образуют единый комплекс в процессе ДК.Новации приживаются в обществе тогда, когда вписываются в систему имеющихся традиций.Присутствие Н. говорит о способности к решению возникающих насущных проблем. В ходе социокультного взаимообмена происходит заимствование одними обществами культурных элементов других обществ.

Культура – многоплановое явление.К.:первобытная, античности, Средних веков, Возрожд., Нового времени2. К Запада и Востока, севера и Юга; различные национальнае к-ры3. Универсальные формы духовной кул-ры: мораль, право, политик, религия, наука, философия4. Вертикальные (народная, элитарная, массовая) и горизонтальнае уровни (субкультура, маргинальная, конткультура)

Элитарная предназначена только для посвящённых, народная отличается этической традиционностью, простотой, доступностью, выражением менталитета народа; массовая отлич динамичностью, подверженностью моде.

Субкультура образование внутри господствующей кул-ры, кот отличается собственными ценностями, языком, обычаями, нравами.

Маргинальная связана с девиантнымиформами поведения и мышления, причины которых связаны с укорененностью в прошлом, неприятием настоящего, либо выраженной устремленностью в будущ.

Контркультура –радикальное проявление маргин кул-ры. Кот находится в конфликте с официальн культурой.

Различные формы. Типы, уровни культуры образований не изолированы друг от друга, в системности они образуют единое культурное пространство. Взаимодействие, продуктивный диалог культур содействует их сближению, развитию.

В ходе глобализационных процессов возникает проблема сохранения соц идентификации каждого этноса, итх культур (пример- противодействие развивающихся стран Азии и Африки их национальных культур насаждению западных образцов мышления и поведения.)

Никакие новации не должны разрушать духовно-нравственную основу культур.Главной формой взаимодействия (диалога культур) являются международные отношения, включающие в себя следующий набор механизмов их реализации: своеобразный кодекс международной дипломатии (официальные визиты, круглые столы, совместные комиссии и т. п.) и «третейский суд» (ООН, ЮНЕСКО, Международный суд и т. п.); система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Механизмами диалога культур могут стать смена курса на­циональной и культурной политики, реализуемая на уровне государства, а также радикальные изменения внутри от­дельных корпоративных структур и сфер деятельности, структур местного самоуправления, форм общественных объединений.

Диалог культур взаимообогащает их, обеспечивая развитие общечеловеческой системы культуры и в то же время обеспечивая углубленное понимание собственной культуры и ее ценностных оснований.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!