Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта.



Сознание – отражение действительности в мышлении (свойственно только человеку).

С обладает свойством транзитивности (транслируется при помощи языковых средств).

Язык (в шир смысле) – система взаимосвязанных знаков. Знак – материальный предмет, кот выступает в качестве представителя другого предмета. У всякого знака им-ся значащее (внеш форма знака), значимое (предмет, кот представляет знак), смысл (свойства обозначаемого предмета). Различают языковые и внеязыковые зн (зн-копии: фото, отпечатки, зн-признаки: озноб, туча, зн-символы: голубь, зн-указатели: дорож).

Языки дел-ся на естественные и искусственные (в обл-тях, где нужна точность, строгость, сжатость: азб Морзе. Также яз живописи, музыки, балета. ЭСПЕРАНТО – яз м/ждунар общения). Искусств яз возникают на основе естественного.

Естественный яз (звуковой, а затем письменный) следует отличать от речи. Речь – язык в динамичном бытии, озвучивание. Элем 1 естест яз – слово.

Генезис языка. Свой язык есть и у животных. Но это реакция на к-то ситуацию: страх, голод, предупреждение. Чел-ий язык преодолевает ситуативность. Концепции появления языка: 1) теологич-я – божеств происх, 2) звукоподражания, 3) междометная – эмоцион восклицания, 4) теория жестов (Вундт), 5) договорная – давали названия предметам согласованно, 6) трудовая теория (Энгельс) – выкрики во время труда.

Структура языка. Язык – материальная, предметная форма мысли. Ф. де Соссюр сравнил идеальный и материальный компонент языка с листом бумаги, где язык – лицевая сторона, а мысль – оборотная. Их вз/связь.

Язык – социальное явление. Но проявляется и биологически-индивидуальное (темп, тембр, дефекты).

Функции Я:

1. репрезентативная – Я опредмечивает мысль, представляет ее;

2. мыслеформулирующая – мысль живет в Я. Я соавтор мысли;

3. посредническая – связующее звено м/ж челом и миром;

4. номинативная – средство названия предметов;

5. аккумулятивная – средство накопления и хранения инф-ции;

6. коммуникативная – средство общения людей. Коммуникация – пр-с передачи информации. Общение – межличн коммуникация, ориентированноя на понимание 2-го чела. Сначало была аудиокомм-ция (общение при пом Я), видеокомм-ция (письм речь), феномен дистанционного общения, массовое тиражирование, Интернет…

7. экспрессивная – выраж эмоций; эстетическая – приобщение к прекрасному…

Трансгуманизм – фил учение, в основе кот утверждение, что чел не является последним звеном эволюции. Он может совершенств-ся до бесконечности. Термин ввел в 1957 г биолог Дж. Хаксли. У него встреч-ся слово «трансгуманист» -- чел совершенствующийся. Сущ-т 2 м/ждународ организации трансгум-в: Институт Экстропии и Всемирная Трансгуманистическая организация.

Часто использ-ся т-н «трансчеловек», т.е. «переходный» на пути к «постчеловеку» (потомок чела, модифицированный с пом генной инженерии, различных нанотехнологий, будет вооружен искусственным интеллектом, по сравн с кот разум современного чела ничто). Возможно постчел утратит свое белковое тело и превратится в «нелюдя, трансхьюмана», киберн машину. Это нужно? И возможно ли создание искусственного интеллекта?

Интеллект – любая мыслительная д-ть, ум. Можно определить (IQ).

Сегодня многое возможно с пом ЭВМ. Сейчас они способны самообучаться. Но машина не может мечтать, осознавать св место в мире. В пр-се мышления учавс-т все системы, клетки орг-зма. Значит, чтобы создать искусств интеллект необходимо повторить историю развития чел цивилизации. А это технически невыполнимо.

Проблема безопасности «интеллектуальных машин» (роботов). Возможен вред?

Человеку – человеческое, творческое, машине – машинное, исполнительское.


Личностный выбор и проблема смысла жизни человека, философское осмысление феномена смерти и бессмертия.

Сущность чела определяет смысл человеческого существования. Проблема смысла жизни волновала всегда. Камю: «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?». Осн вопросы: 1) в чем истоки смысла жизни, его природа? (смысл жизни присущ жизни; смысл жизни должен быть найден; жизнь чела абсурдна и лишена смысла); 2) каково содержание этой категории? (Чел – субъект своей жизни, а значит и ее смысла. Чел – сущ-во биосоциальное – это единство и в то же время оппозиция души и тела, разума и чувств. Понимание смысла зависит от того, чему отдается предпочтение: эмоциям или разуму. В каждом челе изначально есть стремление «иметь» и стремление «быть». Что возьмет верх зависит от специфики соц окружения, господствующих ценностей, культуры.)

Различное понимание смысла жизни присуще не только индивидам, но и различным филос школам.

Гедонистическая трактовка. Предпочтение в челе опыту чувств. Смысл жизни = получение уловольствия, наслождения. Эпикур: наслаждение (отсутствие страдания) – мерило счастливой жизни.

Предпочтение разума. Аскетизм – подавление чувственных влечений, порой полное отречение. В др/греч ф-фии это киники (Диоген высмеивал богатство. Для него наслаждение – это презрение ко всякому наслаждению.)

Шопенгауэр полагал, что жизни присуще страдание, тк жизнь направлена на удовлетворение желания. А желание – это и есть страдание. Пресыщение, скука, печать отчаяния даже для обеспеченных. Избавиться можно, нужно отказаться от желаний.

Стоики. Смысл жизни = долг, смирение. Принимай все как есть. «Согласного судьба ведет, а несогласного тащит».

Жизнь как долг и у Канта. Жить нужно нравственно. Это укрепит моральные силы чела.

Смысл ж как реализация св возможностей, способностей. Напр, у Маркса индивид должен возвыситься до уровня чел-го рода. Оптимистичная теория.

Религиозное понимание. Доминирует вера. Смысл ж в самоотверженном служении Богу, выполнении заповедей. Земная жизнь сама по себе лишена всякого смысла. Смысл вносит лишь надежда на личное бессмертие в потустороннем мире. «Не собирайте себе сокровища на земле…». Цель ж – в спасении души. Смерть – «врата вечной жизни», в кот переходит лишь душа. Тело исчезает вместе со смертью. Религиозный смысл ж многих привлекает, тк он примиряет чела со страшным и неотвратимым – смертью.

Франкл: «Смысл нельзя дать, его нужно найти». Не чел ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и челу приходится каждый день отвечать нанего, но не словами, а действиями. Чел свободен в выборе.

В нахождении смыслов челу помогает совесть.

 Чел несет ответственность за осуществление смысла своей жизни.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!