Глобализация как объект изучения социологии



В современном обществе глобализация является одним из наиболее значимых процессов, так как она охватывает весь современный мир и оказывает существенное влияние на все сферы общества: экономическую, духовную, политическую и социальную.

 «Глобализация – это не просто глобальный мир. На­чало мировому единству положили ещё империи нового времени, которые создали в процессе колониальных захватов мировую капиталистическую систему, мировой рынок, еди­ное поле культурного обмена»[70].

Термин «глобализация» имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, он представляет собой процесс сотрудничества стран, культурного взаимопроникновения государств, а с другой стороны, глобализация – это политика, направленная на углубление межгосударственного сотрудничества и интеграцию стран[71].

Выделяют две разновидности глобализации: естественная, – то есть эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижений других таких же традиций; и искусственная - попытка навязать силой те или иные представления о мире.

В рамках социологических дисциплин глобализация представляется как многосторонний процесс взаимосвязанности различных государственных структур, а так же как процесс, который стирает географические, социокультурные границы, что в конечном итоге приводит к сжатию мира в одно единое целое. Глобальные структуры - это организации экономического, политического, социального и культурного характера, действующие во всех или в большинстве стран планеты[72].

Термин глобализация впервые был употреблен в статье экономиста Теодора Левитта «Глобализация рынков», которая была опубликована в 1983 году[73]. В данной статье Левитт утверждает, что люди разных стран имеют одни и те же потребности, желания, типы поведения, что в итоге способствует созданию глобальных рынков, которые имеют конкуренцию с другими рынками, имеющими массовое, всеохватывающее влияние на общество[74]. Отметим, что экономист характеризует глобализацию как процесс, сформированный вследствие слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными компаниями (ТНК) - организациями, которые имеют производственные подразделения в нескольких странах.

Основой глобализации, согласно Левитту, являются технологии, которые во многом упрощают распространение глобализации по всему миру и приводят к гомогенизации общественного устройства. После публикации статьи Левитта термин «глобализация» стал использоваться во всем мире.

Так как ведущую роль в распространении глобализации играют торговые отношения, необходимо дать ее определение с экономической точки зрения: это «процесс развития интеграционного мирового хозяйства, в котором экономика отдельных стран составляет звено единого мирового целого» [75]. Данная формулировка была распространена в период, когда уже было развито мировое хозяйство, а глобализация стала охватывать все сферы жизни и воздействовать на международные связи.

Происходит интенсивный рост международной торговли, число ТНК в мире увеличивается, потому что они являются основным фактором экономической глобализации: уже в 1997 году эти организации контролировали около 51% общего объёма мирового производства[76].

Экономическая глобализация – это интенсификация интернациональных товаров, финансовых потоков и мировой системы разделения труда. Благодаря развитию глобализации экономическое развитие стран повышается: появляется больше рабочих мест, ТНК предоставляют возможность трудоустройства за рубежом, а так же передается хозяйственный опыт представителей различных государств[77].

В настоящее время все больше начинает распространяться точка зрения, что за экономической глобализацией последует политическая, которая в конечном итоге приведет к единому мировому правительству[78]. В политической сфере глобализация подразумевает собой создание европейской политической суперсистемы, тяготеющей в свою очередь к целостной модели государственного устройства.

«Политическая глобализация - это процесс не только роста числа и влияния международных организаций, но также институционализации мировой системы международных отношений в форме интернациональности локальных политических акций и движений»[79].

Формирование ТНК, общественных и культурных движений, международных организаций способствуют изменению мировой политики: существенно возрастает число «мировых игроков», появляются новые интересы и всевозможные варианты развития международных отношений[80]. Это означает, что введение в действие механизма глобализации не­сет в себе фактор угрозы ослабления национально-государствен­ной политики. Поэтому политическая глобализация приводит к росту влияния международных организаций и институционализации мировой системы всемирных взаимодействий.

Так как процесс глобализации затрагивает множество социальных сфер и по своей сути является масштабным процессом, его рассматривают с точки зрения разных дисциплин[81]. Поэтому помимо политического и экономического определений, необходимо выделить значение рассматриваемого процесса с географической точки зрения.

Начало глобализации в большинстве случаев отводят к началу географических открытий, когда только еще формировались международные отношения, и человечество начинало изучать мировое пространство. Появление процессов глобализации способствовало интеграции, взаимосвязанности, сжатию пространства; межгосударственные границы стали наиболее преодолимыми и легкодоступными. Географическое определение глобализации рассматривается с точки зрения пространственно-временного аспекта и заключается в сужении границ и формировании унитарного мирового государства[82]. Отметим, что географическая концепция не исключает существования национальных культур, этнических государств.

С точки зрения культурологического подхода, глобализация приводит к появлению всевозможных способов культурного, информационного обмена между разными частями земного шара, а также к слиянию культур, что формирует тенденцию к образованию одной системной культуры[83].

Другими словами, культурная глобализация – это своеобразное развитие процесса модернизации, современная стадия интеграции мира и формирование целостной человеческой цивилизации, повсеместное распространение стандартных символов, моделей поведения, ценностных ориентаций, распространяемых западными средствами массовой информации, прежде всего.

Несмотря на то, что явление глобализации началось уже в эпоху географических открытий, в большей степени оно стало распространяться только в XIX веке, когда произошло массовое развитие промышленности, образования, транспортных сетей, информационных технологий.

Можно утверждать, что тема глобализации стала актуальной совсем недавно, сегодня глобализация приводит к серьезным изменениям во всем мире, которые являются довольно масштабными. В конце XX столетия в работах таких научных исследователей, как Р. Робертсон, У. Бек, Э. Гидденс, М. Кастельс, З. Бауман, И. Валлерстайн и другие было представлено множество точек зрения и разработано немало теорий, касающихся данного процесса[84].

В социологии понятие глобализации возникло только в 1980-х гг. в результате разработанной Р. Робертсоном и У. Беком теории глобальной социальности, где глобализация описывается как процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. Основная идея теории заключается в том, что мир «сжимается» и становится единогласным комплексным местом, лишенным барьеров и дробления на зоны[85].

В своей теории английский социолог Роланд Робертсон разделил процессы глобализации и локализации (т.е. объединения этнических и цивилизационных образований, проводящих политику «культурной изоляции») и выделил два направления глобализации[86]:

1) «глобальная институционализация жизненного мира», которая заключается в «релятивизации», то есть соединении, сужении пространственных категорий, стремлении к однородности, гомогенности;

2) «локализация глобальности», которая отражает тенденцию становления глобального не сверху, а снизу, то есть стремление отдельных стран к самосохранению своих культурных аспектов, или к гетерогенности[87].

Другими словами, глобализация – это сложный противоречивый процесс, который включает в себя не только соединение, но и разъединение социальных аспектов.

Робертсон, утверждая, что глобальные и локальные процессы, в конечном счете, дополняют друг друга, предложил такой термин как «глокализация» - сочетание процессов глобализации и локализации в развитии человечества[88].

Суть глокализации заключается в том, что глобальные характеристики изменяются под влиянием локальных тенденций, и в то же время локальные культурные особенности могут распространяться и воздействовать на все социальные сферы на общемировом уровне.

В рамках теории Робертсона свои научные идеи развивал немецкий социолог Ульрих Бек, который определил глобализацию как совокупность процессов, происходящих в сферах политики, экономики, культуры, экологии, которые обладают собственной внутренней логикой, и которые не сводимы один к другому. Данное определение социолог представил в результате исследования транснационального социального пространства.

Согласно Беку, суть глобализации – это не связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники и т.д. Бек особое внимание уделял разнообразным сферам жизнедеятельности общества, например, в политической сфере глобализация размывает государственные границы, в экономике происходит дезорганизация капитализма, в сфере культуры глобализация представляет взаимопроникновение локальных культур в транснациональное пространство.

 «Бек определяет глобализацию как «событие, в котором национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности»; иными словами, имеется в виду формирование мирового общества без всемирного государства и без всемирного правительства» [89].

Бек утверждает, что «рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей» [90].

Испанский социолог Мануэль Кастельс, проанализировав социальные изменения, причиной которых являются информационные технологии, разработал структуру «сетевого общества» [91]. Исследуя информационное общество, социолог выделил трансформации в материальной, социальной и экономической структурах.

 Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике, которая рассматривается им как глобальная. Кастельс определяет «сетевое общество» как расширяющуюся концепцию, которая распространяется во все регионы различными способами и с разной интенсивностью.

Исследуя социальные изменения, социолог пришел к выводу, что в глобальном информационном обществе увеличивается социальное неравенство и дифференциация.

Согласно теоретику, в первую очередь с глобализацией связана именно экономика, потому что сегодня почти все центры находятся в большой зависимости от международных организаций и мировых финансовых рынков. Понятие глобальная экономика заключается в способности экономики работать в качестве общей системы всего мирового пространства, которая, в свою очередь, сформирована вокруг информационных сетей.

 Кастельс изучал причины увеличения и ограничения развития глобальной экономики в тех или иных регионах. Исследуя социально-экономические характеристики различных регионов, социолог пришел к выводу, что глобализация – это спорный и противоречивый процесс, так как часть регионов свободно принимают экономические изменения и активно функционируют в современной структуре, в то время как другие регионы выпадают из глобальной системы по причине стеснения этих регионов и отсутствия у них ресурсов для получения необходимой для функционирования в глобальном обществе информации.

Английский социолог Зигмунд Бауман утверждает, что глобализация не выполняет своих изначальных функций. По мнению социолога, глобализация не столько формирует единый мир, сколько способствует усилению его разделения и приводит к формированию «индивидуализированного» общества[92]. В то же время он утверждает, что это неизбежный процесс, который затрагивает всё человечество.

Бауман считает, что все те процессы, которые дают начало глобализации, могут быть причиной формирования противоположных ей явлений. «Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает объединяя, - расколы происходят по тем же самым причинам, что и усиление единообразия мира» [93].  Другими словами, то, что для одних представляется глобализацией, для других оборачивается локализацией.

Причиной такой глобальной дифференциации является общемировое отношение к некоторым регионам. «Локальное», в большинстве своем ассоциируется с социальной деградацией, неспособностью адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. Локальные и глобальные связи существенно разрушены. Локальность зависима от глобальных изменений, но в то же время не поддается их контролю, отсюда и несоответствие происходящим во всем мире метаморфозам.

Наибольшую актуальность в современном мире начинает приобретать «информационное неравенство», которое заключается в неравном доступе государств к данным, обеспечивающимся различными технологиями. Причиной этому является недостаточный уровень развития технологий, а так же отсутствие программных средств в тех регионах, где население не имеет доступа к той информации, которая доступна широким массам в других наиболее прогрессивных регионах. «Информационное неравенство» является проблемой масштабного характера, которая охватывает не маленькие территории, а целые государства. Считается, что наиболее качественное информационное развитие наблюдается в Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Дании, Великобритании. В других странах проблема неравенства в информационном развитии довольно существенна[94].

Пространственное отчуждение очень часто проявляется в процессах глобализации. «Центры, где вырабатываются смыслы и формируются ценности, сегодня экстерриториальны и свободны от местных ограничений» [95].

Итак, согласно теории З. Баумана, последствия глобализации далеко не столь однозначны, как это может быть представлено, и требуют множества корректировок.

Английский социолог Энтони Гидденс, в свою очередь, разработал теорию глобальной системы, рассматривая глобализацию как прямое продолжение модернизации, считая, что глобализация присуща современному обществу[96]. Анализируя современность, он утверждает, что в большей мере необходимо делать акцент не на обществе, а на глобальной системе, следует говорить о целостной миросистеме[97]. Исходя из этого, Гидденс выделяет четыре измерения глобализации:

1. Мировая капиталистическая экономика;

2. Система национальных государств;

3. Мировой военный порядок;

4. Международное разделение труда.

Исследуя данные измерения, можно утверждать, что с точки зрения Гидденса, модификации мировой системы происходят не только на глобальном, но и на локальном уровнях. Если обобщить, то в теории социолога не четыре, а два измерения глобального общества: мировая политика и мировая экономика, которые, с одной стороны, представлены в виде того, как они функционируют на глобальном общемировом уровне, а с другой – как они проявляются на локальном уровне[98].

Структура теории Гидденса состоит в том, что мировая система представляется в пространственно-временном «дистанцировании» и включает в себя отношения как на локальном, так и на глобальном уровнях. «В современную эпоху уровень пространственно-временного дистанцирования значительно выше, чем в любой предшествующий период, и отношения между местной и отдаленной социальными нормами и событиями становятся «растянутыми»» [99]. И в данном случае речь идет о том, что глобализация обладает таким свойством как «растягивание», то есть может распространяться и образовываться на огромных расстояниях, а так же иметь и местное воздействие, которое, в противовес точке зрения Баумана, считается не менее значимым.

В отдельности необходимо дать определение глобализации культуры, так как глобальное влияние на мировую культуру является самым прямым и масштабным. Глобализация культуры – это процесс объединения отдельных этнических культур в одну мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации; культурно-исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей.

В своей работе «Многоликая глобализация» социолог П. Бергер и политолог С. Хантингтон выделили два уровня функционирования глобальной культуры: элитарный, представленный практиками, символами международного бизнеса, и популярный уровень, который включает в себя массовую культуру, продвигающуюся коммерческими предприятиями (такими как Adidas, McDonald's, Disney, MTV и т.п.) [100]. Другими словами, формирующаяся глобальная культура может быть распространена как на узкие (на элиту), так и на широкие слои населения, где распространяются «элитарная» и «массовая» культуры, соответственно.

Массовая культура, в отличие от элитарной, проникает в широкие слои населения благодаря деятельности различных коммерческих организаций во всем мире. Несмотря на то, что контроль за этими предприятиями осуществляется элитами, культура проникает во все слои населения. Бергер и Хантингтон в книге «Многоликая глобализация» приводят пример статистического показателя масштабов проникновения массовой культуры в чилийских семьях: в 1970 г. только у 10,3% чилийских семей был телевизор, а в 1999 году их численность составляла 91,4%[101].

Что же касается «элитарной» культуры, то самым важным средством для элиты является «давосская культура», которая понимает модернизацию как «вестернизацию», то есть заимствование западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры[102]. Основой этой давосской культуры является международная политика ведущих деловых кругов мира.

Давосская культура подразумевает наличие столичных центров и «периферии», которая зависит от них. В настоящее время давосская культура начинает вбирать в себя новые центры, которые много позаимствовали у Запада, но все же не являются им, среди таких центров можно отметить Токио, Гонконг и Сингапур. «Столичные центры глобализированной интеллигенции находятся почти исключительно на Западе, точнее, в Америке» [103]. По крайней мере, сегодня актуальной является теория мир-систем, разработанная Иммануилом Валлерстайном.

Валлерстайн выделяет три типа мир-систем, которые соответствуют разным стадиям социальной эволюции:

1. Мир-империя, которая включает в себя многообразие локальных культур империй, таких как Египетская и Римская империя

2. Мир-экономика (или мир-хозяйство), интегрирующая политические независимые государства, каждая из которых формирует единую национальную культуру. Мир-экономика преобладает в настоящее время.

3. Мир-социализм, к которому стремятся все государства, и который на сегодняшний день является сугубо теоретической конструкцией. Мир-социализм подразумевает вытеснение культурой экономического неравенства и политического разделения современных национальных государств[104].

Теория мировых систем Валлерстайна заключается в том, что современный мир-экономика состоит из трех типов государств-участников: «ядра», в который включены все развитые государства, «периферии», то есть бедные государства, которые являются сырьевой базой мир-экономики и находятся в полной зависимости от «центра», и, наконец, «полупериферии» - стран, которые находятся между «ядром» и «периферией» [105].

Если обратить внимание на страны «сердцевины», то следует отметить, что внутри «ядра» мировой системы происходит постоянная борьба за то, чтобы занять лидирующие позиции на мировой арене. Валлерстайн пишет, что статус страны-гегемона последовательно сменялся на протяжении нескольких столетий, в XVII веке роль гегемона играла Голландия, в XIX столетии – Великобритания, в XX веке и в настоящее время, согласно точке зрения Иммануила Валлерстайна, лидирующей державой являются США.

Тем не менее, Валлерстайн утверждает, что статус США как «сердцевины» мировой системы не будет постоянным, единственная мощь США в настоящее время заключается в высокоразвитой военной промышленности. Сегодня США направлены на формирование сильной армии, что в конечном итоге не приведет к тому, чтобы США остались в лидирующих позициях на мировой арене[106].

Вернемся к понятию культуры в условиях глобализации. Глобализация культуры связана с двумя противоречивыми процессами: во-первых, в условиях демократии доступ к культурным средствам является свободным и общедоступным, а во-вторых, основным источником распространения культуры во всем мире считается Запад.

Кроме того, говоря о развитии культурных особенностей в глобальном обществе, необходимо выделить такое понятие как унификация культуры – формирование единых принципов и стандартов развития всех социальных сфер мира. Отметим, что унификация приводит к гомогенизации культуры, а так же к уменьшению культурного разнообразия в мире.

Процесс глобализации включает в себя понятие космополитизм – идеологию мирового гражданства, ставящую интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства. Противоположным космополитизму процессом считается мультикультурализм, который заключается в сохранении в отдельной стране культурных различий, а также в требовании параллельного существования культур для их обогащения и развития.

Существуют различные точки зрения относительно мультикультурализма: по мнению одних ученых, это неотъемлемая часть межгосударственного мирного развития, а по мнению других исследователей, чрезмерное увлечение мультикультурализмом может привести к формированию определенной формы расизма, неприятию других наций, рас[107].

Сохранение культурной идентичности и взаимное сотрудничество между различными странами представляют собой одну из наиболее значимых сторон глобализации. То есть глобализация по своей сути выступает довольно сложным и разносторонним явлением и представляет собой не только политику, направленную на объединение, но и отражает стремление к сохранению культурного разнообразия и сотрудничества.

В связи с расширением глобализации, в мире сформировалась угроза потери разными странами культурной идентичности[108]. В настоящее время наиболее актуальным считается процесс вестернизации, частным вариантом которой является американизация – влияние США на культуру.

Для того чтобы культура стала приобретать массовый характер, ее продукты должны быть навязаны широкой аудитории. С развитием средств массовой информации доступ к различным культурам стал намного проще, в связи с этим культурные тенденции масштабно распространяются с колоссальной скоростью. Например, американская культура на сегодня считается доминирующей благодаря высокоразвитой технике, армии, а так же ее разнообразию[109] .

С неимоверной скоростью по всему миру передаются следующие американские артефакты: кока-колонизация, барбизация, диснейлендизация, голливудизация, симсонизация, а также макдональдизация[110]. Более того, во всех странах популярен американский образ жизни, в который включены интенсивное использование времени, автомобилизация, компьютеризация и жизнь в кредит.

Исследуя глобализацию культуры, важно отметить воздействие процесса глобализации на образование. Глобализация образования – это особая мегасистема, где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемирное расширение возможности развития личности[111].

Говоря об образовании в условиях глобализации, следует также указать такой термин как интернационализация – процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающих потребностям мирового сообщества[112].

Значимым явлением в процессе интернационализации считается подписание 19 июня 1999 года Болонской Декларации, основная цель которой - создание единого европейского пространства высшего образования посредством объединения систем высшего образования стран Европы.

Более того, Болонский процесс включает в себя не только задачи, связанные со стремлением к образовательному сотрудничеству между странами, но и повышает уровень глобальной конкуренции. Так, в Болонской декларации 1999 г. содержится информация о том, что государства должны рассмотреть увеличение конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом уровне, и в первую очередь данный процесс связан с предоставлением студентам наилучших возможностей в сфере образования[113].

Болонское соглашение лишний раз подчеркивает тот факт, что многие процессы глобализации воздействуют на сферу образования. «Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах» [114].

Одним из основных условий Декларации выступает введение двухуровневой системы высшего образования: предварительного и выпускного, а также внедрение системы, обеспечивающей сопоставление дипломов о высшем образовании в Европейских странах. На сегодняшний момент участниками Болонского процесса являются 48 стран, в число которых входит и Россия.

В рамках современной социологии глобализация рассматривается как многосторонний процесс взаимосвязанности различных государственных структур, который стирает географические и социокультурные границы. Глобализация ведет к преобразованию всего мирового пространства в единую зону, с единым капиталом, торговлей, мировым порядком, культурными ценностями. Растет количество и значимость международных организаций, формируется единая система образования, ослабляется суверенитет национальных государств, а также происходит интенсивная миграция населения. Сохранение культурной идентичности и взаимное сотрудничество между различными странами является не менее значимым аспектом глобализации. То есть глобализация по своей сути выступает довольно сложным и противоречивым явлением и представляет собой не только политику, направленную на объединение, но и отражает стремление к сохранению культурного разнообразия и сотрудничества.

Исходя из всего вышесказанного, следует заключить, что глобализация воздействует на все сферы общества, в частности и на деловую культуру. Таким образом, деловая культура противоречива в глобальном мире и находится на стадии формирования и адаптации к тем факторам, которые образуются в процессе глобализации. Тем не менее, уже сейчас зафиксированы определенные особенности деловой культуры, которые подверглись масштабным изменениям и глубоко укоренились во многих странах.

Подведя итог первой главы, можно заключить, что глобализация только начинает распространяться и вносить определенные корректировки в культуру всего мира. Благодаря информационным технологиям, СМИ, Интернету, телевидению деловые контакты на национальном уровне становятся проще. Однако деловая культура в настоящее время не достаточно унифицирована. Представители некоторых крупных компаний могут испытывать «культурный шок» в процессе делового контакта, который связан с различиями стран. В связи с этим исследование деловой культуры в условиях глобализации является достаточно важным и необходимым в современном мире, так как воздействие глобализации на деловую культуру довольно противоречиво и неоднозначно.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 3197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!