Педагогическая технология школы Марии Монтессори



Мария Монтессори – итальянский педагог, которая реализовала идею свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Такой подход был создан в оппозицию догматизму в обучении и муштре. Главная задача школы состоит в поставке «пищи» для естественного процесса саморазвития, создавая окружающую среду, которая способствует этому. Приведем несколько концептуальных положений, провозглашаемых школой: 

- учет сензитивности и спонтанности развития;

- обучение проходит естественно и в соответствии с развитием ребенок сам себя развивает;

- сознание ребенка является «впитывающим», поэтому стоит организовать среду для такого «впитывания».

Говоря о процессах воспитания и обучения, стоит также уделить внимание семье, в которой растет ребенок. В.С. Юркевич, приводит пример весьма поучительного эксперимента. Участниками эксперимента были дети 8-9 лет и их родители (мамы). У детей выявляли познавательную потребность и затем способности. Детей и их мам, просили пройти в комнату и подождать минут сорок. В комнате находились игрушки, машинки, книги, альбомы и даже детский компьютер. Так же им сообщались, что можно вести себя свободно, то есть делать все, что нравится. При этом экспериментатор находился в соседней комнате и можно было в любое время пройти к нему, да и он сам будет время от времени заходить. Экспериментатор наблюдал за происходящим через зеркало Гезелла. То, что он наблюдал, можно было уложить в четыре основные стратегии:

1. Мама проявляла активность по отношению к ребенку. Давай поиграем в игру, давай почитаем книгу – прямое воспитательное воздействие.

2. Мама обратилась к экспериментатору, чтобы он рассказал, что и как делать. Такая стратегия называется возложение ответственности.

3. Мама огляделась по сторонам, выбрала то, что ей интересно и погрузилась в познавательную деятельность. После этого ребенок сам выбирал для себя подходящее занятие. Такая стратегия, условно говоря, называется саморазвитием.

4. Мама ожидала начала эксперимента и призывала к этому своего ребенка, при том, что если он пытался чем-нибудь заняться, она одергивала его (сломаешь).

Можно без труда понять, что самая последняя ситуация в большей степени тормозит развитие познавательной потребности, а значит способностей. Наиболее благоприятной оказалась третья ситуация. В таких семьях родители живут в атмосфере ярких познавательных интересов, тем самым это оказывает большее воздействие на познавательную активность ребенка, чем воспитательные меры. В ситуации второй, родители считают, что их детьми должны заниматься другие – специально обученные люди. Поэтому они отдают своих детей в группы развития, это не плохо, если совмещается с семейным воспитанием, однако группы не могут быть заменой последнему.

Исходя из вышеприведенного примера мы с уверенностью можем сказать, что основным принципом развития познавательной потребности является климат в семье. Однако, он является лишь отражением боле глобальной системы. Чаще всего в семьях представлена система – репрессивно-анархическая. Приведем пример: ребенок любит играть с телефоном родителей, соответственно, ему это запрещают. Вдруг ребенок заболел, и запрет тут же снимается, чтобы как то его отвлечь. Но нужно задуматься, что в следующий раз, чтобы добиться своего ребенок заболеет, так как знает, что этим добьется желаемого. И не только дети этим пользуются, но и взрослые.

Творческие профессии

Одним из определений человеческой сущности является творческая деятельность, которая подчеркивает своеобразие и превосходство психики. Благодаря творческой деятельности человек созидает и преобразует изменения на Земле, строит города, самолеты, заводы, создает музыку книги, кинофильмы. На протяжении веков творчество было необходимым инструментом профессионального и обыденного существования. Однако феномен творчества в науке появился не так давно.

Новый этап развития в психологии творчества возник в середине XX века. Особые изменения произошли в психологии научного творчества из-за научно-технической революции. Рубеж XIX и XX столетий характеризуют исследования художественного и научно-философского творчества, появляются исследования естественнонаучного творчества и несколько позднее – технического. Все это благотворно влияет на продуктивность изучения творчества, так как предмет исследования стал более четким. Внимание исследователей было обращено на существенные явления, а не на описание обстоятельств сопутствующих творческой деятельности, как это было принято до этого. В следствии этого, стоит посвятить отдельный параграф изучению творческих профессий. У нас есть предположения того, что раньше под творческими профессиями понималось то, что мастер создает и привносит что-то новое в своей деятельности и профессии эти сугубо творческие; сейчас стоит понимать то, что не творческих профессий. Каждая профессия несет в себе творческий компонент деятельности. Исходя из этого, необходимо провести теоретический анализ по теме творческие профессии.

Перед тем как мы начнем знакомиться с творческими профессиями, дадим определение понятию «профессия». С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, посредством которой лицо участвует в жизни общества, которая служит для него главным источником материальных средств к существованию (цит. по: Климов, Носкова, 1992). Е.А. Климов определяет профессию как необходимую для общества, социально ценную и ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая возможность получить взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития (Климов, 2004). В англоязычной культуре термин «профессия» (profession) используется по отношению к высокостатусным видам профессиональной деятельности, а «род занятий» (occupation) подразумевает под собой все виды деятельности относящиеся к специальностям. В отечественной среде различают понятия «профессия» и «специальность». Профессия объединяет группу родственных специальностей, в то время как специальность – это комплекс приобретенных знаний, умений и навыков путем профессионального образования, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках какой-либо профессии (Грецов, 2007).

Творчество может проявляться в самых разнообразных видах профессиональной деятельности, но оно имеет один итог – это создание какого-то нового продукта, который должен оцениваться обществом. С.В. Максимова рассматривает творчество как процесс усмотрения неадаптивной активности и реализации адаптивной активности новых возможностей собственной активности, который сопровождается чувством вдохновения и завершается созданием субъективного нового продукта. Под неадаптивной активновностью понимается спонтанная активность, которая является существенной для процесса творчества; под адаптивной активностью понимается активность, подчиненная внешним условиям. В результате НА (Неадаптивная активность) спонтанно возникают видимые, но еще не реализованные возможности, а в результате АА (Адаптивная активность) происходит создание творческого продукта. В искусстве продуктом будет являться внешний образ, который создают художники, артисты, композиторы, режиссеры. В науке продуктом будет являться мысль, новая идея или новый закон (Максимова, 2006). Таким образом, можно заключить, что творчество присуще любой деятельности. Ф.Б. Батюшков выделял научное, поэтическое, музыкальное творчество, творчество администратора, полководца и другие виды (Батюшков, 1901). Е.Ю. Сидоркина видит необходимость творчества в общении, понимая под этим гибкость тактик общения, их адекватность к собственной индивидуальности, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе. Любые неожиданные действия являются творческими приемами, которые разрушают стереотипы и рутинные события. Творческие приемы часто используют руководители, педагоги, режиссеры театра и кино, и даже родители. Творчество так же необходимо тренерам в работе, для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов (Сидоркина, 2000).

Какую деятельность следует считать творческой и в чем ее различия от нетворческой деятельности разберем далее. Чтобы развести эти два понятия нужно выделить основания. Некоторые авторы считают, что творческая деятельность главным образом связана с использованием продуктивного или творческого мышления. Существует система операций, определяющая строение мыслительной деятельности и ее протекание. Для решения какой-либо задачи нужно прийти к более адекватному познанию, то есть опосредованию. Оно достигается благодаря мыслительным операциям, таким как: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Элементарной и первичной формой познания выступает сравнение. Более детальное познание происходит за счет раскрытия закономерностей, внутренних связей и существенных свойств процесса «анализ и синтез», которые неразрывно взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. Абстракция и обобщение в своих первоначальных формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, посредством которого мысль погружается в более глубокое познание объективной реальности, за счет чего достигается адекватное познание проблемы (Рубинштейн, 2002).

С.Л. Рубинштейн источником «продуктивности» мышления считал новые связи, которые появляются в новых качествах из объекта, когда объект, как бы поворачивается каждый раз новой стороной. На наш взгляд, такая характеристика творческих процесс может осуществляться шаблонными способами, то есть, как говорит О.К. Тихомиров: «принимать форму рутинной работы». Он вводит представление о двух типах «поворачивания» объекта: рутинном и собственно творческом. Отсюда вытекают две формы «новых понятийных характеристик», в которых заложены свойства объекта. Выделяются новые свойства по отношению к объекту и это означает актуализацию новых знаний, которые имелись ранее у субъекта; и выделяются новые свойства по отношению к объекту и субъекту, которые знаменуют формирование нового знания по ходу взаимодействия субъекта с объектом. Второй тип «поворачивания» наиболее характерен для творческих процессов, следовательно, не стоит мышление рассматривать только с ракурса «оперирования знаниями» (Тихомиров, 1975).

Для Я.А. Пономарева источником творческого мышления служил побочный продукт. Он выделял два вида опыта: интуитивный и логический. Интуитивный понимался им, как бессознательный, так как он образовывался помимо воли и внимания субъекта и не мог произвольно актуализироваться; логический опыт был осознаваемым и при возникновении соответствующей задачи мог быть актуализирован. Следовательно, если задача для субъекта является новой и логических знаний недостаточно для ее решения, то функционирование психического механизма «спускается» на более интуитивные уровни. Такой опыт не имеет структурности, но богат полезной информацией. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно такое знание образует область развития и роста мышления (Психология, под ред.Дружинина, 2001).

Все это приводит к пониманию того, что существуют различения деятельности и ее имитации, и сводить все к различению творческой и нетворческой деятельности не имеет под собой логического обоснования. Процесс творчества всегда связан с особенностями задачи. Если творчество научное, то задача заключается в познании, если говорить об искусстве, то задача будет заключаться в создании прежде всего, так как познание будет предшествовать собственному творчеству. Тем самым, мы подошли к теме творческих профессий, где уделим особое внимание способностям присущим разным профессиям.

Музыкальные способности

Что является музыкальностью; является ли она единым свойством способностей или же состоит из множества не связанных компонентов? На сегодняшний день большинство специалистов считают, что музыкальность – это структурное образование, в котором выделяются отдельные не сводимые друг к другу способности. Как считает Б.М. Теплов, анализ музыкальности должен сопровождаться вычленением отдельных музыкальных способностей и установлением взаимоотношений между ними. В настоящее время существует огромное множество классификаций музыкальных способностей (J. Kries, C. Seashore, Б.М.Теплов и др.). Главным признаком музыкальности, Б.М. Теплов считал переживания музыки, как выражения некоторого содержания,носителем которого являлись музыкальные способности (Теплов, 1985):

· способность эмоционально чувствовать выразительность звуковысотного движения;

· способность пользоваться слуховым представлением;

· способность активно чувствовать эмоциональную выразительность и способность воспроизводить его.

А.Л. Готсдинер добавляет еще два компонента в музыкальную структуру способностей, общая и музыкальная память и психомоторные способности. При этом он считает, что уникальная индивидуальность музыканта образуется благодаря сочетанию музыкальных способностей с характером, темпераментом и интеллектуальными особенностями личности (Готсдинер, 1993).

Дж. Крис выделяет три главные стороны музыкальности:

1) эмоционально-эстетическую, которая выражается в эмоциональной восприимчивости к музыке;

2) интеллектуальную, которая характеризуется: чувством ритма, музыкальным слухом, музыкальной памятью;

3) творческую, где свое отражение находит деятельность творческой фантазии и воображения (Kries, 1926).

Можно заметить, что во всех перечисленных классификациях вводится способность к рефлексии музыкального материала или иначе музыкального воображения. Что касается элементарных способностей, глубина исследований здесь очевидна. Все из-за того, что измерению простых музыкальных способностей посвящены многочисленные труды (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, К. Сишор, Я. Квальвассер, Х. Винг, Э. Гордон и др.).

Литературные способности

К литературным способностям относят: острую впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, развитое эстетическое чувство, легкость образования ассоциаций между словами и образами, чувствительность к ритмизации, художественную наблюдательность, организацию душевной жизни и способность переживать впечатления вызванные словом, нежели действительностью (Арнаудов, 1970). Развитию литературных способностей служат предпосылки творческого воображения, особенности словарного запаса, впечатлительность и легкость образования словесных ассоциаций (В.П. Ягункова и З.Н. Новлянская). Однако главной проблемой становится проблема индивидуальных особенностей, так как творческий стиль поэта определяет его технику и язык. К личностным особенностям относятся мировоззренческие установки, мышление, память, восприятие, интеллект. Для одних поэтов больше доминирует слуховой образ, для других – зрительный образ, есть и те, для которых характерна синестетичность, когда зрительный образ наполняется цветом, настроением, движением. Например, поэзия А. Блока – это и музыка, и живопись, и танец, и пластика. Память по своей сути дает эмоциональное насыщение, возможность трансформировать образы и играть ими. Мышление писателя бывает действенно-практическим, и тогда он уделяет большое внимание конкретным деталям и их комбинациям; если мышление логическое, то он подвергает анализу детали структуры; если же мышление интуитивное, то он, писатель, будет стараться схватить суть явления и передать его через произведение (Нагибина, Грекова, 2005).

Изобразительные способности

По изучению художественных способностей в науке сделано не так много открытий, хотя природа таланта интересовала людей науки еще со времен Аристотеля. Активное изучение художественных способностей начинает складываться только в начале XX века, которое имеет три основных направления:

- изучается сам процесс рисования;

- изучаются особенности личности творческих людей;

- выявляются способности к художественному творчеству.

Индивидуальные различия изобразительных способностей, необходимо искать в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений. Одним из важных компонентов считается способность целостного видения, а так же ряд двигательных реакций и мышечное «чувство» (Нагибина, Грекова, 2005).

Подводя итоги, стоит учесть то, что программа по управлению талантами несет в себе развитие экономической составляющей страны. Основными задачами становятся рациональное осуществление отбора кадров, формирование творческих работников науки, создание мотивации творческой деятельности, поиск средств, которые будут стимулировать успешное протекание творческого акта и многое другое. Позиция по отношению к человеческому потенциалу изменилась за последнее время на 180˚. Если раньше существовал список творческих профессий, то сейчас мы можем сказать, что любая профессия является творческой. Так как всякая деятельность несет в себе побочный продукт, который первоначально не осознается нами. Он откладывается в неосознаваемые ресурсы, и при наличии проблемной ситуации раскрывается в деятельности создавая при этом качественно новый продукт.

Human Resources

Талант – как породистый конь,

Необходимо научиться управлять им,

а если дергать повода во все стороны,

конь превратится в клячу.

Максим Горький

Human Resources (HR) – от англ. человеческие ресурсы. Под HR, принято понимать специализированные службы (или представителей этих служб), которые решают основные вопросы сотрудников компании. Для автоматизации, развития, обучения и облегчения работы с персоналом на всех уровнях, была создана система управления талантами (talent management). По мнению М.Армстронга и следом за ним, талантом является каждый сотрудник организации (Армстронг, 2017). Сам термин «управление талантами» появился в конце 1990 г. Термин был введен Дэвидом Уоткинсом, и в 1998 году, он впервые появился в печатных изданиях (Michaels, 2001).

Интерес к управлению талантами с того времени не ослабел. В докладе Economist Intelligense Unit, подчеркивается, что семь из десяти корпоративных лидеров тратят свыше 20% своего времени на деятельность по управлению талантами. Исполнительные директора всё больше осознают, что управление талантами настолько важный инструмент, что он не может быть оставлен только в качестве функции в управлении персоналом (Economist Intelligense Unit, 2006).

Современный этап развития рыночных отношений в нашей стране ведет к ужесточению конкуренции между предприятиями. Глобализация экономики и равный доступ разных компаний к финансам и технологиям вызывает обострение конкурентной борьбы. Для обретения конкурентного преимущества, необходим квалифицированный персонал. Специалисты, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками обеспечивают компании эффективное и рациональное использование ресурсов. Наиболее востребованными становятся профессии, которые включают в себя креативный компонент. Следовательно, встает задача в управлении эффективностью труда таких высококвалифицированных специалистов. World Federation of People Managment Assosiation (WFPMA) и The Boston Consulting Group (BCG) в своей совместной статье уделили особое внимание работе с персоналом, указав на три ключевых вопроса: управление талантами, развитие лидерского потенциала, и стратегическое планирование трудовых ресурсов (Creating People Advantage, 2012).

Западные ученые, такие как Lewis R.E. и Hachman R.J., считают, что управление талантами и управление человеческими ресурсами синонимично. Они задаются вопросом о том, что таланты развиваются или выбираются, требуют ли они отдельной компенсации, как необходимо управлять их производительностью, как их поощрять и удерживать на рабочем месте (Lewis, Hachman, 2006). Оппонентами Lewis и Hachman выступают Collings и Mellahi, которые считают, что управление талантами необходимо дифференцировать от управления человеческими ресурсами (Collings, Mellahi, 2009). В свою очередь стоит отметить, что за последнее время фокус исследования сконцентрировался на управлении талантами. А это значит, что руководители осознали тот факт, что успех компании зависит от наличия талантливых специалистов.

Выше мы уже определили, что талант выступает высокой степенью одаренности. В организации он будет проявляться как некая «планка», на которую равняются другие сотрудники. Однако, помимо того, что талантливые сотрудники улучшают эффективность фирмы, есть и побочные проблемы. Талант – большое счастье и большое испытание и для обладателя этого дара и для его окружения.

По результатам опыта, знаменитого американского психолога П. Торранса (Юркевич, 2000), были выявлены поведенческие паттерны творческой одаренности (приведем несколько: неровно успевающий, выбивающийся из общего темпа, странный в поведении, непонятный, индивидуалист, не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству). Становится понятным, что управлять талантливыми сотрудниками становится сложнее, так как каждый имеет свои отличительные качества. Следовательно, все сказанное требует поиска новых способов управления талантами.

Проанализировав литературу (Т.Баскина, А. Иванова, И.Адизес, Э.Майклз и др.), мы определили для себя то, как будем понимать управление талантами. «Система повышения уровня компетенций в ключевых для бизнеса видах деятельности. В реализацию этой системы входят внедрение следующих программ: поиск талантов, наем, развитие, продвижение и удержание».

Перейдем к анализу данного определения:

Поиск и найм сотрудников

В 1941 году Генри Форд решил привлечь сотрудников и удвоил зарплату на сборочном заводе в два раза. Эта новость разлетелась по всей стране и попала в газеты, результат не заставил себя ждать. Наутро у ворот завода выстроилась многотысячная очередь кандидатов (Lacey, 1986).

Большинство компаний нанимали сотрудников по такой схеме долгое время. Вследствие чего сотрудники не имели при этом никакой власти, и компания делала свой выбор. Сейчас ситуация совершенно изменилась в пользу талантливых людей. Получается, таланты оказались при деле, но положение компаний ухудшилось, так как талантливых специалистов не хватало.

Лихорадка на рынке талантов в 1990-х годах привела компании к тому, что они стали изобретательнее в подходах к кандидатам. В книге «Война за таланты» приводятся новые стратегии привлечения сотрудников, которые подойдут для любых экономических условий и позволят не отставать от конкуренции за таланты в следующие лет двадцать.

Внедрять таланты на всех уровнях

Преимущество найма извне заключается в том, что происходит регулярный приход новых людей, а это хороший способ проверки и в какой-то степени повышения критериев отбора. Помимо этого, новые люди привносят в компанию свежие взгляды, идеи и отношение к работе.

Некоторые компании неохотно привлекают людей со стороны, ссылаясь на то, что это не совместимо с развитием внутреннего персонала. Компании General Electric придерживается именно такого подхода. Однако и она нанимает менеджеров среднего и высшего звена со стороны, учитывая риски, особенно для высших руководящих должностей. Ежегодно в компании открывается примерно 75 вакансий среди 500 руководящих должностей, и 20% из них нанимаются извне.

 Снижение рисков при найме сотрудников

Бытует мнение, что люди со стороны разрушат культуру компании. Вполне возможно, если при привлечении новых сотрудников не проверять их на соответствие культуре компании. Исследование по подбору людей для организаций, которое провела Дж. Чатмен, изучая аудиторов на начальных позициях в крупных компаниях, обнаружило следующее: по соотнесению степени близости ценностей сотрудника к ценностям компании, можно было предположить вероятность их ухода в первые 2,5 года (Chatman, 1991).

По мнению Ньюмана Корна, новичок в компании должен обязательно пройти процесс адаптации, в ходе которого он должен ознакомиться как с формальными аспектами, так и неформальными. Компания должна изначально договориться с сотрудником о его результатах, которые она ждет от него и сроков выполнения (Korn, 1998).

Использование различных источников талантов

Основатель компании VISA Ди Хок считает, что привлечение сотрудников должно осуществляться на основе личностных качеств: честность, мотивация, способности, понимание, знания и, в самую последнюю очередь, опыт. Мотивация опасна без честности, а способности невозможно применять без мотивации; понимание ограничено без способностей, а знания бесполезны без понимания; и если нет знаний, то и опыт слеп. Люди, не имеющие опыта, но имеющие все эти качества, быстро обретут его и найдут применение (Hock, 2000).

Сейчас особое внимание надо уделять тем, кто не ищет работу. Две трети специалистов, которые сменили компании за последние три года, указали, что им просто сделали лучшее предложение (Michaels, 2005).

Развитие персонала

Данная задача была актуальна во все времена, так как таланты, редко достигают высшей степени развития без помощи другого. Компания должна развивать своих сотрудников, чтобы выиграть войну за таланты. Каждый может расширить границы своих достижений, получая регулярные поощрения, сложные задачи и поддержку. Те компании, которые встроили процесс развития в свою организацию, смогут дольше удерживать талантливых сотрудников и в конечном счете покажут высокие результаты. Чтобы раскрыть потенциал сотрудников, необходимо использовать стимулы, которые выражаются в оценке работы сотрудника, программе наставничества, коучинга сотрудников (Michaels, 2005).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!