Творческий путь Г.Р. Державина



Лекция:

Когда Козловский читал Майкову свою трагедию – Державин был солдатом, стоял в карауле и слушал ее.

Державин стал министром юстиции. Перешел с военной на штатскую службу – не по своей воле. Не задерживался ни на одной должности долго. Очень ревностно служил. Выдерживает сравнение с Ломоносовым. Родился в провинции, нигде не учился поэзии. Недостатки образования восполнял чтением.

1783 г. «Собеседник любителей русской словесности» выходит первый номер.

1774 г. Державин анонимно издал «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читало гае» – недалеко от Саратова. До 1845 года эти оды считались утерянными. Штукин издал сборник.

1776 г. - ода «Филица» посвящена Екатерине II. «Филица» от исп. Филиситос – счастье. Киргизско-сакская царевна. Державин изобразил Екатерину такой, какой хотел ее искренне видеть (Минерва и женщина). Державин создал смешанную оду. Соединение оды и сатиры. Сатирические образы противоречат высокому стилю. Соседство высоких и низких слов.

«Видение мурзы». Филица противопоставлена Мурзе. Сравнение между его и ее жизнью. Державиным создается идеальный и очеловеченный образ царицы. Мурза – татарин. Императрица противостоит Мурзе – сатирический образ. Державин обвинен в лести и фамильярности обращения.

Воронцова-Дашкова передала от царицы табакерку и 500 червонцев.

1979 – 1980 гг. «Санкт-Петербургский вестник» печатал «Ключ», «Клюшка», «На смерть князя Мещерского»,«Рождение в Севере порфирородного отрока» и так далее. Воспользовался в героических поэмах Ломоносовским наследием. Воспевал победы русского оружия. Патриотическое одушевление. 1791 г. – «Стихи для хора». После взятия Измаила (музыка Козловского) – до 1839 г. – русский гимн.

«Снегирь» – на смерть Суворова 1800 г. Нравственное величие. Державин служил с Суворовым. Автор эпитафии на его гробнице: «Здесь лежит Суворов». А также эпитафии Зубова и Румянцева.

Военно-патриотические оды Державина:

«Ода на взятие Измаила». Осознал трагизм существования человека. Тема мира. Державин ценил мир. Образ Росса: военачальник – Потемкин; образ русского воинства – собирательный. Повторы – усиливают патетику, пафос.

«Осень во время осады Очакова». Посвящено Голицыну. Лиричный конец – жена Голицына. Ода миру. Анакреонтика.

Ода «Водопад» (смерть Потемкина). Философские раздумья и пейзаж. Седой муж – Румянцев. Водопад – символ жизни. Нагнетается мысль о смерти – «падут» - начало трех строф.

«На смерть князя Мещерского». «Глагол времен! Метсима звон!», «часы Я смертен, значит и космос смертен». Философская ода. Мысль о равенстве. Решение проблемы смерти.

Ода «Бог».

«Властителям и судьям». 81 псалом – гимн якобинцев. Перевод псалмов. Вторая часть – все люди равны перед лицом смерти – это идеи его философских од. Указал на язву – фаворитизм.

«Вельможа» – детские впечатления (процесс против соседа).

Сборник анакреонтических песен. 1815 г. Державин – анакреонтик (призывает человека наслаждаться жизнью). Державин соединил анакреонтические оды с русским колоритом: «Явление Диониса и Дафны на Невском берегу». По-новому смотрел на человека. Классицисты считали своей задачей служение государству. Державин выступает как частный человек с его повседневной жизнью, его произведения посвящены определенным людям. Начал рассказывать в стихах о себе. Державин показывал себя поющего. Движение в сторону романтического и реалистического искусства. «Что видел, то и бредил». Мир – праздничный, сверкающий, яркий.

«К лире» Частое пребывание на природе, наслаждение жизнью. Частная жизнь поэта (раньше – аллегория, Кантемир – гидра – чума). Свобода (вольность) – свиданье. В Анакреонтических стихах Державина нет лирического героя. Державин передал лиру Жуковскому.

Вторая половина XIX века – критика начинает ругать Державина. А Цветаева с Ахматовой подражали Державину.

Державин переосмыслил традиции. Необразованность Державина спасла его от подражательства.

+ Более глубокий кризис эстетики классицизма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики классицизма. Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала 19 века.

Новаторство Державина прежде всего заключалось в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике классицизма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!