Московский период журналистской и издательской деятельности Новикова
К московскому периоду деятельности Новикова относится десятилетие с 1779 по 1789 гг. Новиков арендует типографию Московского университета, в книгоиздательских целях использует свои связи в масонской ложе. Масонство первоначально представляло интересы оппозиционно настроенного дворянства. Новиков, хотя и принадлежал к масонам, остался верен просветительским взглядам. В масонстве его привлекали идеалы равенства и братства людей, идеи нравственного воспитания и совершенствования человека. Среди масонов сразу не было единства, они разделялись на группы (кто бы говорил о мировых заговорах). Новиков принадлежал к группе «мартинистов».
За время деятельности Новикова в университетской типографии им были изданы сотни книг: учебники по истории, географии, азбука, букварь, грамматика, книги для детей, книги по медицине, гигиене, сельскому хозяйству, педагогике, произведения русских и западноевропейских писателей (трагедии Шекспира, произведения Вольтера, «Эмиль» Руссо, драмы Лессинга и др.). Сначала свою деятельность он осуществлял с помощью «Дружеского ученого общества», потом - с помощью «Типографической компании». Изданные книги, около 1000 ориентируются на третьесословного читателя. «Типографическая компания» открыла сеть книжных лавок в провинции для распространения книг по всей России.
В московский период Новиков издает ряд новых журналов (всего их было 11):
|
|
«Утренний свет» (1777-1780)- нравственно-философский журнал, связанный с идеями масонов. Своей идейной и эстетической направленностью журнал способствовал началу формирования сентиментализма, на его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как индивидууму.
«Вечерняя заря» (1782-1783)
«Покоящийся трудолюбец» (1784-1785)
«Московское издание» (1781)
«Городская и деревенская библиотека»
Газета «Московские ведомости» (1779-1789), с приложениями литературного и практического характера.
«Детское чтение для сердца и ума» (1785-1789), приложение к «Московским ведомостям», еженедельное.Оно преследовало воспитательные и педагогические цели. Редакторами журнала были А. А. Петров и Н. М. Карамзин. «Детское чтение» публиковало научно-популярные статьи («Разговор между отцом и детьми о кофе»), статьи природоведческого характера (автор - Прокопович-Антонский), переводы и оригинальные беллетристические произведения (повести и рассказы Жанлис, стихотворения и прозу Карамзина).
«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779).Издание для женщин. Журнал был преимущественно литературным, преследовал образовательные цели, но к каждой книжке журнала прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов.
|
|
Несмотря на просветительский характер изданий, иногда там появлялись произведения сатирического характера: нападки на щеголей, обличения жестокого обращения помещиков с крестьянами. Появляются и статьи на политические темы («О торговле вообще», в «Прибавлениях к Московским ведомостям»). В статье «О торговле вообще» выражается сочувствие к республиканскому строю и освободительным движениям на Западе.
В период реакции, вызванной пугачевским восстанием и революционными событиями в Америке, подробные сведения о которых печатались в новиковских изданиях, начались его преследования. В 1792 г.его заключили в Шлиссельбургскую крепость (формально за печатание ряда книг, проповедующих раскол). Казнь была заменена заточением в Шлиссельбургской крепости на 15 лет. После смерти Екатерины Новиков был освобожден, но он вернулся физически и нравственно разбитым. К общественной деятельности он уже не смог вернуться, и умер в 1818 году.
Культурное значение деятельности Новикова в том, что он не только первым создал книжную торговлю в России, но и приохотил русских людей к чтению.
Русская комическая опера (“Анюта” Попова)
|
|
Драматургия 60-80-х гг. оставила в истории русской литературы образцы очень интересного жанра – комической оперы.
В 1772 Попов. Его «Анюта» была первым драматургическим произведением на тему из русской крестьянской жизни. У него было желание вывести на сцену мужика и показать его не идиллически приукрашенным, а таким, каким он был на самом деле, сохранив и особенности его крестьянской речи.
В образах крестьянина Мирона, батрака Филатки показано, что «крестьянское житье и плохо и убого». В монологе Мирона звучат озлобленное против дворян-бездельников и жалобы на тяжкий труд крестьян, на «проклятую» мужицкую жизнь. Крестьянские персонажи говорят о голоде, о поборах, о жадности подьячих. Антикрепостнический характер носит песня Мирона «Охти, охти, хресьяне! Зачем вы не дворяне?» Нотки социального протеста звучат и в диалоге батрака Филатки с дворянином Виктором. Виктор, влюбленный в Анюту, приемную дочь крестьянина Мирона, который хочет выдать ее замуж за батрака Филатку, дабы в доме был даровой работник.
Но демократизм Попова ограничен. Идейная противоречивость его воззрений сказывается в изображении им крестьянских персонажей. Сочувствуя Мирону и Филатке, он в то же время показывает непривлекательные черты, присущие им невежество, жадность, неспособность к проявлению «благородных» чувств. Достаточно было Филатке получить деньги от Виктора, как он забывает о невесте и бросается от радости на колени.
|
|
Приемная дочь Мирона Анюта, подкинутая в младенчестве, оказывается дворянкой. Теперь особенно понятно презрение, которое испытывала Анюта к Филатке. Препятствие к ее браку с дворянином Виктором – олицетворением благородства, доброты, великодушия – исчезло.
Весьма характерна для понимания ограниченности воззрений Попова и концовка оперы, призывающая каждого независимо от социального положения довольствоваться своим местом в жизни, своей долей.
Первая комическая опера «Анюта», несмотря на ограниченность демократизма Попова, - положительное явление в русской драматургии. Впервые со сцены раздался голос крепостного крестьянства. Будучи собирателем русских народных песен и пословиц, он наполнил оперу песенным фольклором. «Анюта» положила начало развитию жанра русской комической оперы.
Существенным достижением данной группы писателей было и сравнительно широкое введение в литературу изображения крестьянства. В этом смысле характерным явлением следует признать комическую оперу в одном действии в стихах М. Попова «Анюта», появившуюся в 1772 году. Эта опера показательна и с точки зрения ограниченности социально-идеологической позиции Попова, писателя, без сомнения, еще более осторожного, менее смелого, чем Чулков. Попов выводит на сцену крестьян, причем они лишь в незначительной степени прикрашены. Попов хочет показать «мужика», как он есть: крестьяне (Мирон и Филат) сохраняют у него диалектологические особенности своей речи, несмотря на стихи; затем они вовсе не счастливы, не довольны своей крестьянской долей; более того, крестьянин Мирон может противопоставить свою тяжелую рабочую жизнь существованию дворян-бездельников, на которых работают другие; в его словах есть элементы протеста против крепостной эксплуатации. Все это выводит оперу за пределы дворянского искусства XVIII века. Но все же демократизм Попова умерен и ограничен на каждом шагу. Размышления Мирона о крестьянах и дворянах оформлены как ария в комической опере, ария полукомического персонажа, и этим сглажена, прикрыта острота этих размышлений. Кроме того, Попов рисует своих крестьян не только чертами сочувствия к их угнетенному положению, но и чертами презрения к мужику, и в этом опять сказываются поклоны в сторону хозяина страны – помещика. «Страмец, дурак, урод, скотина, мерзавец, плут, харя» и т.д. – вот эпитеты, адресуемые Анютой молодому крестьянину Филату; то ли дело дворянин Виктор; он человек другого, прекрасного мира. Когда Виктор и Филат столкнулись, и началась ссора, Виктор говорит: «Такой, как ты, скотина, знай соху с «бороной», хотя значительны и последние слова Филата в этой сцене: «Да ведь и помни то, что также и хрестьяне умеют за себя стоять, как и дворяне».
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!