Новые черты литературного процесса 1790-х г. ( “Бедная Лиза”, “Наталья - боярская дочь” Карамзина, “Ябеда” Капниста)



Развитие русской общественной мысли и литературы 90-х гг было обусловлено углублением кризиса феодально-крепостнической системы, ростом крестьянских волнений. На развитие общественной мысли в России (в частности – на Радищева) повлияла и французская революция.

В 90-х гг возникли наиболее радикальные произведения: «Путешествие из Питера в Москву» Радищева(первое произведение, которое несло идеи революции), «Ябеда» Капниста, «Вадим Новгородский»,сатирическая журналистика Крылова.

Возникают литературно-политические кружки («Общество друзей словесных наук», которое выпускало журнал «Беседующий гражданин»). Там печатались нравоучительные статьи, связанные с религиозной моралью (кружок был связан с масонами). Там печатался и Радищев (статья «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Прогрессивные идеи нашли отражение и в «Санкт-Петербургском журнале» Панина (это не опечатка) и Бестужева. Это был один из известнейших и прогрессивных журналов: велась пропаганда просвещения, ответственности царя перед законом, даже была скрытая критика политики Павла 1 относительно крепостничества. Известная статья Пнина – «Гражданин», написанная под влиянием «Беседы…». Но Пнину идея революции чужда.

Сложность развития литературного процесса 90-х обуславливалась противоречиями русской социальной действительности, усилением правительственной реакции в конце правления Екатерины и недолгого – Павла. Они были напуганы крестьянскими волнениями, поэтому многие были подвергнуты репрессиям (Радищева сослали в Сибирь).

Исторической предпосылкой сентиментализма (господствующего направления в 90-х; далее – просто с.!) была реакция на абсолютизм. Классицизм в 90-х еще сохраняет свое влияние, особенно в драматургии Княжнина, Николаева, Капниста (в их трагедиях пропагандировалась борьба против тирании, в комедиях выступали на первый план социальные проблемы). Но с. уже громко заявляет о своих правах. Плюс развиваются реалистические тенденции (Радищев, Крылов), а в отдельных сентиментальных повестях Карамзина видны черты предромантизма.

Вообще с. возник в Англии в конце 20-х гг 18 в., отразив кризис феодальной идеологии. Люди начали ценить человеческую личность вне зависимости от сословия, пропагандировалось преобладание чувства над рассудком и т.д. С. присущи чувствительность, эмоционально-выразительная образность, новая лексика и изобразительность. Основа с. – чувствительность вместо разума. Авторское миросозерцание – на первом плане. Важен пейзаж, который отражает переживания героя (можно встретить у Юнга, Грея). Также известны романы Ричардсона, Гольдсмита, но их произведениям присущи реалистические черты – что будет характерно и для русского с. (Карамзин, Радищев). На наших большое влияние оказал роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Расцвет французского сентиментализма – Руссо, «Новая Элоиза».

Лекция : Карамзин (1766-1826 гг.)

Жил за счет литературного заработка. Карамзиным положено начало: журналистике, критике, повестям, публицистике, изучению истории. Прожил счастливую жизнь. «Счастлив, кто независим».

«Предисловие к Аонидам». Две главные мысли: русская литература страдает излишней высокопарностью; притворная смазливость объясняет, отчего в России мало авторских талантов. Не от климата, а от жизни в России. Развлечения в свете мешают авторам работать. Авторская работа требует уединения. Русский язык еще не выработан. Русская публика привыкла не читать, а слушать.

Конец 1792 года некоторые номера опаздывали. Причины закрытия журнала неизвестны. Возможно, что Карамзин не успевал (устал), не хватало материалов, был разочарован в журналистике или из-за ареста Новиков.

Масоны – встретили журнальные начинания Карамзина в штыки. Либерализм. Лорд Рамзель – прозвище Карамзина. Карамзин отказался от масонских материалов. Он не мистик и не адепт. Хочет быть простым человеком. Карамзин отказался от материалов политических, кроме оды «К милости», в которой вступился за Новикова. Нет материалов, направленных против французской революции. Либерализм выветрился после начала Якобинской литературы. Изоляция от масонов. Материалов для журнала не хватало. Это журнал одного лица.

Год с лишним Карамзин провел за границей. Объехал Германию, Англию, Францию и Швейцарию. Хотел испытать себя как писателя, материально себя обеспечить. «Письма русского путешественника» – печатались в его журнале. Переведены с русского языка. Впервые появляется автор-повествователь. Интерес к внутреннему миру человека.

Опыт работы в «Детском чтении» Майкова – 26 лет – новый журнал. Легкий язык – для «Детского чтения». Друзья: Иван Тургенев, Новиков (Новиковский кружок), Андрей Петров. Сборник: «Мои безделки».

Жанр повести – наиболее известен. «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» – напечатаны в «Московском журнале». Интерес к жизнь простого человека. Чувствительность, как ощущение. Львов и Измайлов – подражатели – опошлили чувствительность Карамзина. Суровая правда жизни. Социальный конфликт открывается в морально-этическом плане. Читателя нужно учить непременно. Эраст – ранний предшественник лишних людей.

Язык Карамзина:

7. Чувствительность.

8. Лиричность.

9. Печальная быль. Публика непривычна к печальным концам.

10. Пейзажность. Не обязательно родные места, но места действия всегда названо. Природа – участник действия. Натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. Классицист должен наказать героя и вывести мораль, чего нет у Карамзина. Нет классицистической поучительности. Присутствие автора при событиях. Источник добродетели – природа. Автор обрисован в сентиментальных тонах.

11. Психологизм человеческих чувств. Поступки характеризуют человека. Недоговоренность. Эмоциональность речи. Привлечение природы для описания. Раскрытие в диалоге чувства героев – доверие Лизы, безразличие Эраста. Прием: рождение, развитие, смерть чувства. Новый прием внутреннего монолога.

12. Новый слог

«Наталья – боярская дочь». Наталья – Алексей. XVII в. Алексей Михайлович, когда русские были русскими. Психологическая повесть на историческом материале. Русская психологическая повесть. Эмоциональное начало в языке. Идет от жизни, а не от книги. Два варианта повести. Финальная сцена – верх сентиментальности. Стилизация под старину. Сказочность. Сравнение века нынешнего и века минувшего. У Карамзина семейное счастье - основа счастья вообще. Жажда хорошего конца. Материала хватило бы на роман. Главное в повести – чувствительность.

1794 год – сборник «Мои безделки».

1795 год – «Московские ведомости».

1794 – 1795 годы – Альманах «Аглая».

1796 – 1797 годы – Альманах «Аониды».

«Вестник Европы» – первый толстый журнал.

"Бедная Лиза" Карамзина явилась новым поворотным этапом в русской ALLSoch.ru 2005 литературе. Раскрытие внутреннего мира героев, их чувств и переживаний стало настоящим откровением для читателей.

Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в молодого красивого дворянина Эраста. Но если Лиза — идеал "естественного человека", добрая, искренняя, открытая, способная нежно и преданно любить, то Эраст "вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах".

Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом удалось Карамзину описать надежды, радости и печали влюбленных! Герои повести уже не манекены, не носители какой-либо одной отличительной черты, а настоящие, живые, реальные люди, умеющие чувствовать и переживать.

Обстоятельства складываются так, что Эраст вынужден на время прекратить свидания, но во время разлуки он успевает проиграться в карты и разориться. Единственная возможность исправить положение — жениться на богатой вдове. Вот и столкнулись мечта и действительность, разум и сердце! Когда Лиза случайно встречает Эраста в городе и, ничего не подозревая, с радостью обнимает его, молодой человек дает ей деньги, желая откупиться от любви. Чувства девушки оскорблены и, не выдержав горя и унижения, она трагически заканчивает свою жизнь.

Конечно, Эраст виноват в том, что девушка покончила с собой, но автор не обвиняет его и даже пытается по-своему оправдать. Эраст — жертва общества, обстоятельств, времени, низменных страстей, но и он "был до конца жизни своей несчастлив". Узнав о судьбе бедной Лизы, Эраст "не мог утешиться и почитал себя убийцею", а значит — еще не все для него потеряно.

Лирические отступления, замечания и восклицания автора позволяют нам узнать его взгляд на происходящие события. Карамзин так заботится о точности изображения места и времени произошедшего, что мы не сомневаемся в реальности истории. И не только горечью, но и надеждой наполнены завершающие слова повести: "Теперь, может быть, они уже помирились!

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний


Повесть «Наталья, боярская дочь», стоит несколько особняком от прочих произведений Карамзина, но, несмотря на это, данный труд затрагивает самые разные нравственные вопросы, которые и по сей день волнуют читателей.

Основной темой произведения является вопрос человеческой чести. Данная проблематика связана с образом одного из главных героев произведения Алексеем Любославским. Мы узнаем, что отец молодого человека был несправедливо изгнан из Москвы, и долгое время ему вместе со своим сыном приходилось жить среди поданных Магомеда. Но вскоре отец умирает, и юноша уходить жить в леса, где он сражается с дикими животными и мечтает вновь перебраться в Москву.

По мнению Карамзина, вопрос чести совершенно неотделим от темы служения государству и государю. Только тот по-настоящему благороден и честен с собой, кто готов умереть за своего царя, кто без каких-либо вопросов бросится в битву, если того требует родина.

Персонаж Алексея Любославского полон черт, присущих настоящему сыну России. Ему не чужды доблесть, мужественность и смелость. Он свято чтит традиции своих предков, он порядочен в отношениях с близкими людьми, он честен с самим собой. Именно поэтому, по мнению писателя, его жизнь столь удачна, ведь порядочность должна быть несомненна награждена.

Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду», в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство», появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба»,где всячески хвалил Екатерину.

Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.

В значительнейшем произведении «Ябеда» К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.

Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.

«Я.» поражала своей жизненной правдивостью. Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский.

«Я.» написана по правилам классицизма: 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.

«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.

Краткий пересказ «Ябеды»

Эта дурацкая «Ябеда» была найдена только в несколько сокращенном варианте в хрестоматии, но уж извиняйте. В полном виде ее нет ни в библиотеке, ни в инете. Тут половина – мой пересказ, половина – переписанный пересказ их хрестоматии (как раз пропущенные действия).

Действующие лица: Праволов (отставной асесcор), Кривосудов (председатель Гражданской палаты), Фекла – его жена, София – его дочь, Прямиков (подполковник, служащий), Бульбулькин, Атуев, Радбын – члены Гражданской палаты, Паролькин, Хватайкин (прокурор), Кохтин (секретарь Гп), Добров (повытчик), Анна (служанка Софии), Наумыч (поверенй Праволова), Архип (слуга Праволова).

Все происходит в доме Кривосудова. Встречаются Прямиков и Добров. Прямиков рассказывает Доброву, что в этот дом он пришел из-за своего соседа – Праволова, который, когда Прямиков вернулся из армии, завел с ним тяжбу. В двух судах Праволов уже проиграл, теперь вот пришел в Гражданский. А Добров ему рассказывает все: что Праволов – злой ябедник, мошенник, корыстный негодяй, который знает, кому надо заплатить и дать взятку, чтоб добиться своего. Кривосудов – взяточник и тоже тот еще гад. Члены совета – все как один пьяницы, заседатели – картежники, прокурор – «чтоб в рифму мне сказать, существеннейших вор». Секретарь – тож из их шайки, «стибрит» любой документ. Прямиков говорит, что, мол, закон – его щит, а Добров говорит: «законы святы, но исполнители – лихие супостаты» (вообще, надо сказать, афористичный и приятный язык в произведении).

Добров сообщает, что у Кривосудов сегодня двойной праздник: его именины и сговор дочери. Прямиков же рассказывает, что он познакомился с Софьей и полюбил ее еще до отъезда в армию, у тетки в Москве, где она воспитывалась. Прямиков просит у Кривосудова руки его дочери, но получает уклончивый ответ.

Разговаривают Кривосудов и Добров. К. говорит, что жениха дочке хочет найти такого, чтоб зарабатывал, и кто-то у него на примете уже есть. Добров говорит, что три дела за три года так и не разрешились: у одного соседи завладели его землей и дом сожгли, каких-то жворян помещик записал в подушный оклад, а еще одного за поземельный спор избили во дворе у помещика; Кривосудов отговаривается в духе, что, мол, сами напрсились.

Праволов с Наумычем передает подарки Кривосудову; Праволова приглашают на ужин. Наумыч заводит речь о «сопернике» - Прямикове, который любит Софию; Праволов отвечает, рассматривая подарочки, что у него все под контролем.

Затем подкупленные Праволовым предведатель палаты, чиновники, прокурор во время попойки решают отнять у Прямикова имение по ложному иску Праволова. Наутро Прямиков является к Кривосудову, чтобы предупредить его о грозящей Гражданской палате беде за неправо решенные в пользу ябедника Праволова прежние дела. Однако Фекла, которая решила выдать Софью за Праволова, выгоняет Прямикова из дома. Собравшиеся чиновники подписывают неправый приговор.

Праволову приносят присланное предписание: сенат постановил Праволова за грабежи-разбои-беспутства взять под стражу, а всем присутственным местам устроить строгий обыск, и всх остальных негодяев препроводить в присутственную палату. Он в ужасе убегает. Затем этот документ читают другие и тоже ужасаются (только Добров радуется, он добрый). Потом об этом узнает Фекла и долго возмущается – мол, «в одном лишь разве здесь суде засели воры?» А потом приходит Прямиков и говорит – я знаете ли, несмотря на всю эту ситуацию, Софию не разлюбил и хочу на ней жениться. Фека с Кривсудовым уже полностью за. Хэппи энд – виновные наказаны, все женятся, но понятно, что в общем ничего с мошенниками не случится.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!