Два течения в сентиментализма (Карамзин и Радищев)



Лекция:

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ 1749 – 1802

Родился 20 (31) августа в богатой дворянской семье (деревня, Верхнее Аблязово, Саратовской губернии, Кузнецкого уезда). До 7 лет воспитывается крепостным Петром Мамоновым и няней Прасковьей Клементьевной.

Застал правление Екатерины II, Павла I, Александр I. 1773 – 1775 гг. – восстание Пугачева.

В Москве жил в семье родственника Аргамакова – занимался на дому с преподавателями Московского университета. С 1762 г. учился в пажеском корпусе в Санкт-Петербурге, отличился и отправлен в Лейпциг в 1766 г. Студенты ссорятся с майором Бокумом.

Дружен с Ушаковым, Кутузовым и Рубановским. Женат на Анне Васильевне Рубановской.

1771 г. – возвращение в Россию. С 1771 по 1773 год служит протоколистом в департаменте Сената. С 1773 по 1775 год – обер-аудитором (военным прокурором) при Штаб Финляндской дивизии графа Брюса. В 1777 году – в коммерц-коллегии под началом Воронцова.

Радищев был близок с Новиковым.

Сентиментализм – («sentiment» - чувство, чувствительность)

Сентиментализм был литературным направлением, возникшим и развившимся в различных странах Европы, прежде всего в Англии, в период разложения феодального абсолютизма, всё усиливавшегося роста буржуазных отношений. В России этот период отмечен широкими народными движениями, ростом прогрессивно-демократических элементов в национальной культуре и вместе с тем намечающимся кризисом внутри дворянского просветительства. Лозунг сентименталистов - раскрепощение личности. Сентиментализм связан с сентуалистической философией, разрушавшей неизменность и неподвижность метафизических категорий, нёсшей элементы жизни, движения – диалектики. Для писателей-сентименталистов путь к познанию действительности – ощущение и вырастающее на этой основе чувство, страсть. Писатели- сентименталисты познают мир не холодной спокойной мыслью, а чувственно, стараются уловить и ценят превыше всего неповторимое своеобразие данного человека, данного явления действительности. Изображение действительности неотделимо от индивидуального восприятия автора, от его переживания, от авторской личности.

В литературе сентиментализма преобладающими жанрами становятся семейный и психологический роман, повесть, т. е. изображение обыденной, реальной жизни. Для придания большей естественности, «личности» изложение облекается в форму повествования от первого лица - дневника, исповеди, автобиографических мемуаров, путевых записок, ведущихся или самим автором или его литературным двойником – неким «чувствительным» путешественником ( иногда авторы избирали героем реально существовавшего современника). В драматургии сентиментализма закон 3х единств (традиционный для классицизма) решительно ниспровергается; уничтожается из-за неестественности и резкая отделённость друг от друга жанров трагедии и комедии. Возникают смешанные сценические жанры – «слезной» или «печальной комедии», «серьёзной комедии», «комической оперы», «буржуазной трагедии», «мещанской драмы».

В литературе сентиментализма на первое место выдвигается проза, которая для романа и повести становится единственным законным и естественным способом выражения. Из стихотворных жанров, взамен героики классицизма, преобладающим становятся жанры личной и интимной лирики – непосредственного излияния души поэта. Для сентименталистов важны картины природы, изображаемой в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, в качестве своеобразного «пейзажа души».

Слово в творчестве сентименталистов становится зыбким, многозначным, окутанным смутной колеблющейся атмосферой эмоциональных оттенков, призвуков, полутонов.
Решающую роль в окончательном формировании русского сентиментализма сыграла крестьянская война под предводительством Пугачёва. Своеобразным ответом на неё и являются 2 основных течения в русской литературе того времени:

1. дворянский субъективно-идеалистический сентиментализм Карамзина и его школы.

2. революционный материалистический в своей основе сентиментализм Радищева, выходящего, по сути, за рамки сентиментального направления.

Карамзин пытается доказать и оправдать возможность сочетания в жизни страны нарастающих буржуазных отношений с сохранением дворянско-помещичьих прав и привилегий, стремится примирить непримиримое, рисует крестьянскую жизнь и отношения между крестьянами и дворянством в розовых, идиллических тонах, причём сам, несмотря на свою сентиментальную чувствительность, остаётся заядлым крепостником. Карамзин первым стал издавать журнал. «Московский журнал» издавался с 1791 – 1792 гг.(ежемесячно). К. стремился публикацией материалов в журнале влиять на нравственное и эстетическое воспитание читателей. «М. ж.» способствовал утверждению нового направления в искусстве – сентиментализма. Основой сентиментализма Карамзина был философский сенсуализм Локка. Чувство противопоставлялось разуму, свойственному классицизму.

Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, К. опирался на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувственность, психологизм и тонкое понимание природы. Но критические отзывы Руссо о лжепросвещенном абсолютизме и его революционные проповеди Карамзин истолковывал, как «метод оправдания свободы от политики». Умеренный либерализм, стремление достичь «всеобщего блага» путём постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.

Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.

«Бедная Лиза» 1792 г. В этом произведении Карамзин показывает крестьянскую, жизнь, жизнь дворянства и их взаимодействие. Соприкосновение двух различных социальных классов общества на примере главных героев произведения. У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное меланхолическое чувство.

1792 г. «Наталья, боярская дочь»

1794 г. Психологическая повесть «Юлия».

Писатели- сентименталисты пытались доказать, что самый обычный человек с развитой душой, с чувствительным сердцем может быть не менее, а подчас и более интересным, чем разумный герой без страха и упрека, не наделённый даром тонко чувствовать. А чувствительный человек способен находить источник радости и утешения во всем, что его окружает: в природе, в дружбе, в любви. Ведь он наслаждается собственными эмоциями и умеет сопереживать ближнему, сострадать ему в горе, сорадоваться ему в счастье. То есть соединять жизнь своей души с душевной жизнью друга или подруги. Недаром слова, начинающиеся на «со» (со-чувствие, со-знание, со-весть), стали излюбленными для сентименталистов. «Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой посвящено да будет. <….> сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг» ( Радищев «Любезнейшему другу» «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Сентименталисты пришли к совершенно новому взгляду на человека. До сих пор считалось, что люди поступают по-доброму потому, что так велит им действовать долг. А сентименталисты убеждены в обратном: совершая добрые поступки, человек следует не какому-то абстрактному долгу, а своей собственной природе, которую цивилизация может подчас искажать. Прислушиваться к голосу своего сердца - вот залог счастья! И нет нужды в прописных истинах, в строгой нормативной морали – общественной, религиозной, житейской. Достаточно «образовать» сердце с помощью искусства, «тронуть», «умилить» его, развить душу дружеским общением (причём сентименталисты впервые заговорили о возможности нежной дружбы между мужчиной и женщиной, без примесей любовных отношений). А для Радищева, помимо всего прочего, все это связывалось с надеждой, что будет устранено главное социальное препятствие на пути к изначальной гармонии – крепостное право.

Но Радищеву было тесно в пределах сентиментальной традиции, чтобы обрести свой неповторимый стиль, создать свой художественный мир, он должен был разомкнуть границы сентиментальной поэтики, открыть в неё доступ иным, гражданственным, политическим темам. То есть, первоначальный импульс у Радищева тот же, что и у любого сентименталиста: «чувствительность» и «сострадание», но этого мало – прежде чем приступить к писанию, необходимо «исцелиться» от уязвленности» чужим страданием и стать «соучастником во благодействии себе подобных». Сентиментализм Радищева имел действенный, протестующий характер. Антифеодальные тенденции, пристальное внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны для Радищева. Всё увиденное отражается через призму авторского «я», что способствует выражению непосредственных чувств автора. Внимание Радищева обращено к реальной жизни страны и народа, нравственным, социальным, экономическим проблемам, требующим разрешения.

От писателей-сентименталистов Радищева отличал «социальный характер эмоций», выражающийся в сочувственном отношении к народу и сатирическом обличении виновников бедствий, что придавало его произведению («Путешествие из Петербурга в Москву») ярко выраженный публицистический, революционный характер. Революционный сентименталист.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!