Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.



Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают малыша со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в родном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется , во впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, звуками, яркими, яркими красками. С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Именно оно в изобилии несет в себе все то, в чем нуждается дошкольник.

В помещении группы детского сада создана «Русская горница» - уголок, в котором находятся предметы русского быта, такие как вышитые рушники, туески, расписная деревянная и глиняная посуда, коврики, салфетки. Есть у нас и народные игрушки - семеновские матрешки, вятские свистульки, дымковские барышни, детские поделки.

Родители сшили сарафанчики, кокошники для девочек, косоворотки, кушаки и кепки для мальчиков. Являясь частью группы, помещение служит местом для игр и занятий детей. Наряды, предметы русского быта и прикладного искусства применяются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, а также в различных играх.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми используются инсценировки русских народных сказок, кукольные театры, народные игры, такие как «Горелки», «Утица и селезнь», «Золотые ворота» и т.п. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого- средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, которое не утратило своего воздействия на ребенка и в наши дни. Ежедневно дети слушают сказки, отгадывают загадки, учат потешки, поют песенки и частушки. Нередко используется сюрпризный момент – в гости приходит сказочница или сказочные персонажи.

В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно повествуют народные сказки о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Я использую сказку, чтобы показать, что труд – основа жизни, что трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. Обращаю внимание малышей на то, что в сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки развертывается, как правило, на фоне родной природы. Ребенок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывает девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине [1]..

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал: «Сказка - это лучший учитель. Ничто не может сравниться с педагогическим гением народа» [2].

Знакомство детей с народным творчеством начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Дети с удовольствием рассматривают и осваивают игры с матрешками, пирамидками, слушают и повторяют песенки, потешки. У ребят появляется желание самостоятельно сделать игрушку, украсит ее. Параллельно идет развитие речи. Дети учатся замечать яркость цветовых образов, выразительность, красоту игрушек, выделять форму, цвет, элементы украшения.

Детей средней группы знакомлю с дымковскими, филлимоновскими, каргопольскими игрушками, керамическими изделиями. Показываю, как составлять узоры, используя точки, мазки, разной величины круги, кольца, полосы, замечать ритмичность узора. Учу детей в рисунках художников и иллюстрациях к сказкам замечать, узнавать и называть предметы русского быта, русского костюма, его детали.

Дети старшего дошкольного возраста – уже большие мастера. Они стали более внимательными, окрепли физически. Самостоятельно определяют форму предмета, его строение, выделяют и выполняют мелкие детали и элементы декоративного оформления. Понимают закономерности сочетания формы, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения. Более творчески подходят к своим изображениям.

Старших детей знакомлю также с хохломской, гжельской, жостовской росписями. Даю знания из истории развития народной игрушки, рассказываю о традициях русского народа. Предметы прикладного искусства очень часто имеют национальные черты. Народная игрушка- одна из составных частей духовной жизни народа, поэтому на примере игрушек рассказываю об истории и этнографии того края , в котором появилась эта игрушка. Иначе ребенку не представить среды, в которой рождалась игрушка, не понять чувств и мыслей ее создателей, не постигнуть смысла, который живет в образах незамысловатых фигурок из глины, папье-маше и др.

Тематика народной игрушки отталкивается от изображения реальной жизни природы, ее животного и растительного мира. Так, например, каргопольская глиняная игрушка поведает и о домашних занятиях Каргополов, и о древних персонажах преданий, и о веселых местных свадьбах.

На занятиях «Изобразительная деятельность» дети узнают том, что, опираясь на традиционные навыки и приемы работы, современные народные мастера не копируют старые работы, а создают новые, органически соотнося их с живой традицией промысла, его художественным каноном.

С большим желанием наши дети принимают участие в календарных фольклорных праздниках, на которых знакомятся с традициями русского народа, с сезонным трудом и отдыхом человека. Совместно с музыкальным руководителем мы проводим такие развлечения, как «Рождественские колядки», «Госпожа широкая Масленица», «Встреча птиц», «Праздник Святой Пасхи».

Но работа по приобщению к русской культуре была бы не полной без сотрудничества с родителями ребят. Вместе с детьми они делают поделки из глины, папье-маше, соленого теста. Участвуют в выставках поделок к праздникам.

Чтобы расширить представление о родном крае, мы с ребятами выезжали в краеведческий музей. Там рассматривали национальные костюмы, предметы быта, макет Омской крепости, старинное оружие. Побывали в « комнате мастеров», где дети расписывали глиняные игрушки. Неоднократно выезжали в Парк Победы. На родительских собраниях рекомендуем родителям посещать с детьми музеи, выставки, Омскую крепость, совершать прогулки по старинной части города.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что наши дети вырастут неравнодушными к прекрасному, научаться говорить на языке доброты. Они крепко усвоят истину: цени Отчизну свою – «Дерево крепко корнями, а Отчизна – сыновьями».

Литература:

1. .В. А. Сухомлинский. О воспитании М «Полизидат» 1973

2. Акинин В. П., К мудрости ступенька, М.: «Детская литература», 2008г.

 

Секция «Духовно-нравственное воспитание детей в системе работы средней общеобразовательной школы»

Руководители секции:

Протоиерей Димитрий Олихов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

Некрасова Елена Леонидовна,

 учитель начальных классов

и учебного курса ОРКСЭ

БОУ г.Омска «Гимназия № 76».

 

Учебный диалог - субъектное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе формирования нравственных качеств личности.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать, спокойно отвечать

и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер.

 

При изучении курса ОРКСЭ, модуля «Основы Православной культуры», у ребенка постепенно происходит переоценка ценностей. Меняется отношение к себе, родителям, школе, образованию, нравственным категориям.

Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период, потому что он создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших проявлениях этих качеств, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Сегодня на уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в уроки «Основы Православной культуры» притч фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.

Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. Л. В. Занков высоко оценивал способность учителя организовывать коллективный процесс познания, подчёркивая, что при этом «учение теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке». [ 3 ]

Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.

Необходимыми условиями организации диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и

принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

- учебный диалог ограничен во времени;

- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

- учебный диалог требует полных ответов;

- учебный диалог требует предварительной подготовки.

Существуют различные формы учебных диалогов, которые можно использовать в общении с учащимися на уроках:

1. Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения.

2. Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.

3. Рефлексивный – обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.

4. Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.

 5. Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.

6. Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.

7. Самореализующий – личность утверждает себя не только в глазах других, но и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.

8. Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей.

9. Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.

Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяются  три этапа развития:

1. Сюжетно – познавательный.

2. Чувственно – аналитический.

3. Личностно – рефлексивный.

Остановимся подробнее на характеристике духовного диалога, который имеет место на третьем этапе (личностно – рефлексивном). Это этап готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно – значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале.

Цель духовного диалога – рассмотрение проблем на языке эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих непреходящих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе. Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы (духовной составляющей), единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях, с тем, чтобы увидеть тенденции развития решений отдельных проблем.

Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения, как в текст произведения, так и в самого себя. Например: 1) Жертвенная любовь. 2) Может ли безответная любовь осчастливить человека?

В русской литературе, православной культуре масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость.

Обратимся к творчеству писателей 20 столетия, к такому имени, как А.Платонов и его сказке – были «Неизвестный цветок». Учащиеся знакомятся с текстом, разрешают проблемный вопрос: можно ли назвать сказку-быль продолжением разговора о прекрасном, о не предполагаемом, но уже заложенном в человеке чувстве прекрасного, о неожиданно проявляющихся в нем чувствах доброты, справедливости, страдания, любви. Разговор по сказке – были «Неизвестный цветок» можно начать со слов Ф. И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Очень важно донести до учащихся мысль о том, что это утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.

Для проведения учебного диалога есть ряд вопросов. Необходимо отметить, что данные вопросы зачастую подойдут ко многим жанрам произведений, и они помогут организовать учебный диалог.

вопросы Ответы - клише
-О чем это произведение? (притча, исторический факт, биографическая статья, рассказ из жизни.)   - О чем автор хотел поведать? (работа с контекстом) - Как ты это понял? ( почувствовал, услышал, догадался)   -Как же звучит основная мысль?     -Какие чувства вызывают у вас поступки героя?     - А как бы ты поступил на месте героя? (Почему?)   -Чему учит это произведение?   -Зачем написан этот текст?   -Это произведение о….(одно- два слова)   -Я считаю, что автор хотел рассказать о….     - Я почувствовал, услышал, догадался….     - Думается, что основная мысль может звучать так…   - Мне кажется, что я смог порадоваться за героя, погрустить вместе с ним, посочувствовать ему…   - Я поступил…     - Это произведение учит….   - Этот текст написан для того, чтобы мы смогли (научились, поняли, почувствовали, оценили)…


Подводя итог, важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе, привлекать к участию в прекрасном - возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепить их в переживаниях, потому что он является основой бытия и мышления современного человека.

Литература:

1. Вороницына, Е. В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е. В. Вороницына // Практика образования. – 2010. - № 4

2. Саяпина Наталия Николаевна. Организация учебного диалога в образовательном процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2000 197 c.

3. archive.is/www.zankov.ru

ЗАНКОВ.RU - официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Обмен опытом

Ульянова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа №116»

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!