Семейные узы – основной христианский принцип



 

Все мы, приобретая определенный опыт семейного общения в собственной семье, рано или поздно, часто или редко ощущаем, что семейный круг — это не мягкая надувная игрушка, у него есть острые углы, невидимые поверх­ностному взгляду. Они ранят, колют и, если даже давят не сильно, то все равно давят неотступно долго, исчерпы­вая в какой-то момент наше терпение. Мы бунтуем, взрываемся, не давая себе порой труда включиться в серьез­ную «работу понимания»: чтобы постичь истинное проис­хождение и устройство этих углов. Метафорическое противопоставление «круг — углы» не случайно. Автор хотел бы поделиться с читателем опытом анализа причин появления таких «углов» семейного круга, как конфликтность, распущенность, раздражительность, непримиримость. Весь смысл статьи состоит в том, чтобы человек смог приобщиться к убеждению: психологический стиль мышления важнее фактов.

 Каждая семья — уникальная комбинация людей и обстоятельств, требующая внесения дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. Нужно попробовать освоить психологический стиль мышления, запустить «работу понимания общения в начале детьми — в родительской семье, затем в собственной. На протяжении всей человеческой истории семья была краеугольным камнем общества. В различных культурах семейный уклад принимал различные формы. Однако попытки построить общество, не имеющее в основе прочной, здоровой семьи, всегда терпели неудачу. Чтобы лучше понять основу семейных связей - отношения между мужем и женой, - следует изучить библейский взгляд на проблему брака. Хочу обратить ваше внимание на историю ритуала с библейским описанием тех отношений, которые Бог заповедал людям. На самом деле мы говорим очень много о семье на уроках, классных часах, проводим беседы, но не обращаемся к истокам. Хочу привести фрагмент занятия со старшеклассниками. Нравственные, религиозные и культурные ценности глубже всего усваиваются именно в семье. Прочные, сплоченные семьи строятся на крепких брачных узах, в основе которых лежит любовь двух людей с цельными характерами. В большинстве случаев люди, исповедующие высокие нравственные принципы, являются выходцами из прочных семей; их усилиями общественные устои становятся крепче, а само общество – стабильнее.

Во всем многообразии жизни мало что оказывает такое сильное влияние на человека, как семья, семейная атмосфера. Становление характера ребенка с раннего детства до юности происходит под руководством родителей. Какими бы ни были ее состав и обычаи, семья играет в жизни людей огромную роль.

Центральное место в библейском учении о семье занимает проблема взаимоотношений мужа и жены. От того, насколько счастливы супруги в браке, зависит счастье и процветание всей семьи. Библия предъявляет к супружеским отношениям высокие требования: нравственной чистоты, взаимного уважения и поддержки, пожизненной верности.

Выясним значение данных словосочетаний.

«МНИМАЯ ЛЮБОВЬ» - «ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ»

Мнимая любовь

Такой человек:

- высоко ценит себя, но не окружающих;

- требует помощи и поддержки от других;

- делает вид, что любит других, чтобы добиться их любви;

- любит в других то, что они могут ему дать;

- любит вещи и использует людей в своих целях;

- считает себя лучше других;

- преследует собственные интересы, не думая об интересах других.

Истинная любовь

Такой человек:

- ценит других так же высоко, как себя самого;

- оказывает другим помощь и поддержку;

- любит других, невзирая на их ответные чувства;

- любит людей такими, какие они есть;

- любит людей, использует вещи;

- думает о других прежде, чем о себе;

- заботится как о своих интересах, так и об интересах других.

Чтобы стать хорошим супругом и создать полноценную семью, не нужно быть идеальным человеком. А чтобы провести занятие по библейским принципам построения семьи, вовсе не обязательно искать учителя, чью семейную жизнь можно было бы принять за образец. Важно другое: учащиеся должны осознать, что они смогут построить крепкую семью, независимо от того, какая атмосфера была в их родительском доме. Христиане убеждены, что в наши дни Бог создает счастливые семьи из семей неблагополучных и даже собирает их из осколков распавшихся семей.

Давайте подумаем над вопросами.

1. Какие черты Вы унаследовали от отца, деда и других мужчин в семье?

2. Какие черты Вы унаследовали от матери, бабушки и других женщин в семье?

Это могут быть как физические черты, так и эмоциональные, нравственные и интеллектуальные. Это могут быть какие-нибудь особенные привычки (скажем, «От матери я унаследовал цвет глаз и плохое зрение, а от отца - привычку в задумчивости барабанить пальцами по столу».

Какие поступки Ваши родители всегда одобряли, а какие считали недопустимыми?

Ваш первый шаг к созданию крепкой семьи - воспитание в себе сильного характера. Каждый человек развивается под влиянием характеров своих родителей. Поэтому и Ваш характер очень важен для Ваших будущих детей.

Возможно, кто-то из Вас сегодня или в последующие дни найдет время и возможность поблагодарить своих родителей за те нравственные основы, которые они заложили в Вас, за те ценности, что они Вам преподали на собственном примере, за истины, которым они Вас научили.

 Второй шаг, необходимый для создания прочной семьи, - крепкий брачный союз: это значит, что муж и жена сохраняют верность и любовь друг к другу, прощают и поддерживают друг друга многие годы. Отношения в браке укрепляются, когда мужчина и женщина любят друг друга и проявляют эту любовь, когда они понимают и прощают несовершенства друг друга, когда они сообща разрешают все конфликты и помогают друг другу расти духовно.

 Теперь мы рассмотрим самые существенные условия крепкого брачного союза и постараемся понять, что нужно сделать, чтобы создать эти условия в своей будущей семейной жизни. Во всем мире во время свадебных церемоний надежды на счастье молодоженов выражаются в символах и особых ритуалах. Традиционно произносимые слова, украшения (цветы, свечи) - во всем заключены пожелания роста и процветания семьи.

Христиане видят в свадебных ритуалах отражение заповеданных Богом отношений между мужчиной и женщиной. Если жених и невеста будут воплощать в своих отношениях все пожелания, высказанные им в день свадьбы, их союз станет источником силы для них обоих и той основой, которая необходима их детям. Давайте попытаемся найти христианский смысл в тех символах и ритуалах, что Вы наблюдали на свадьбах.

Кратко объясните смысл свадебных пожеланий:

Спросите каждого, кто произносит пожелания, каким образом данный совет укрепит будущую семью.

Если какое-то пожелание покажется учащимся невыполнимым, предложите им представить, что будет с семьей, где данный принцип не выполняется. Например, если муж и жена не всегда говорят друг другу правду, между ними уже не может быть полного доверия. Если супруги дают волю гневу, между ними вырастает стена обид и непонимания, и их отношения «дают трещину».

В большинстве культур во время свадебной церемонии священнослужитель или государственный служащий, а также друзья и родственники благословляют молодоженов и высказывают примерно такие пожелания: «Пусть у Вас будет много детей», «Пусть в Вашем доме всегда будет тепло и уютно», «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему», «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (т.е. не ложитесь спать, не помирившись), «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга».

Игра:

В данный момент с Вами происходит превращение - Вы становитесь тем человеком, которого выберет Ваша будущая жена или муж. Возможно, Вы сейчас и не помышляете о браке, считая его делом далекого будущего. Но к тому времени, когда Вы всерьез задумаетесь о женитьбе или замужестве, у Вас могут сформироваться взгляды и привычки, затрудняющие создание прочной семьи. По-настоящему любящий муж прилагает все усилия к тому, чтобы жизнь его жены была наполнена счастьем и радостью. По-настоящему любящая

 жена делает все возможное, чтобы наполнить счастьем и радостью жизнь своего мужа. Я предлагаю Вам взглянуть в будущее и подумать о том, как будет проявляться любовь в Ваших супружеских отношениях. Работа в парах:

Теперь обведите в кружок три свойства любви, которыми, как Вам кажется, Вы обладаете в наибольшей мере. К примеру, если Вам присуще терпение, обведите фразу «Любовь долго терпит». Далее подчеркните три свойства любви, которые Вам еще нужно в себе развивать. Христиане верят, что супружество создано Богом и что хороший брак отражает отношения Иисуса Христа и Его последователей. Самый верный путь к установлению прочных супружеских уз – понять суть отношения Христа к людям и воплотить эти отношения в своей семье. Эта идея заложена во многих свадебных символах.

Подведите итоги. Вы можете привести  советы из Библии. Супружество начинается со взаимных обязательств жениха и невесты. Так и. наши отношения с Богом, по убеждению христиан, начинаются с Его обязательств перед нами и наших - перед Ним.

В браке мы должны быть верны супруге (супругу), как Бог верен людям. В браке мы должны любить супруга (супругу) так, как любит нас Христос, пожертвовавший Собой ради нас. Чтобы подготовиться к супружеской жизни, не нужно дожидаться соответствующего возраста, нужно все сделать, чтобы максимально раскрыть свои возможности.

1. В каких случаях развод допустим или даже необходим?

    Христиане не имеют единого мнения о допустимости или недопустимости развода. Важно понять, что для всех христиан развод - трагедия. Те, кто все же решаются на развод, видят в нем меньшее из двух зол, когда отношения уже фактически разорваны и попытки их поддерживать принесут только новые страдания и родителям, и детям. Для христиан, в отличие от многих нехристиан, развод не сводится к расторжению контракта.

2. Какие качества следует искать в потенциальных супругах?

         Множество исследований показали, что главное условие счастливых семейных отношений - общность ценностных установок. Поэтому Библия поощряет браки между христианами. Человек, чья система ценностей исходит от Христа и основана на библейской нравственности, вряд ли избежит конфликтов в семейной жизни, если супруга (супруг) придерживается иных ценностей.

3.    Должны ли муж и жена всегда говорить друг другу правду? Ведь правда может причинить боль. Верно, правда, безжалостно высказанная в лицо, порой больно ранит. Поэтому нужно суметь сказать ее с любовью и сочувствием. И в этом случае правдивость лишь укрепляет отношения, а не разрушает их, она показывает, что мы ценим другого человека, несмотря ни на что.

Одна из задач супругов - добиться такой доверительности в отношениях, когда можно рассказать друг другу обо всем честно, без утайки , честность не означает, что на все вопросы должны быть получены ответы и что любая тема должна свободно обсуждаться, самообщение предопределяет формирование у людей опре­деленных черт.

Воспитанию психологической культуры часто пре­пятствуют невидимые преграды, не имеющие прямых наглядно-вещественных проявлений. Завистливость, рев­нивость, обидчивость укореняются на фоне неудовлет­воренности особых неочевидных человеческих потреб­ностей — творческого созидания, самовыражения и при­знания. Эти потребности нельзя удовлетворить с помощью вещей, подарков, удовольствий потребительского тол­ка. Содействовать их удовлетворению можно только пу­тем развития «культуры понимания», способствующей укреплению и у взрослых, и у детей

 созидательной нравственности.

Я надеюсь, что ученики, не задумывавшимся раньше над механизмом домашней ссоры, над психологической природой характерообразующего общения, эгоцентрических эмоций, потребностей обладания, са­мовыражения и признания, размышление над этими страницами окажется небесполезным, «семья играет все более важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений... Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно развитой семье».

Литература:

СЕКЦИЯ «Слово благовествующее и благотворящее»

 

Место проведения: Омский государственный педагогический университет, кафедра литературы и культурологии.

Руководители секции:

Игумен Зосима (Балин), нанаместник Свято-Никольского мужского монастыря;

Белозерова Татьяна Игоревна, заведующий сектором по работе с ВУЗами, колледжами ЕОРОиК Омской епархии;

Соруководители секции:

Коптева Элеонора Ивановна, доктор филологических наук, доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ,

Макшеева Наталия Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ

 

1. Белохвостова М. Е., Чмырева Д. Н., ОмГУ им. Достоевского, студенты. История мистификаций, плагиата и духовного служения в музыке. (Рук. кандидат искусствоведения, доцент, Е.Э.Комарова. ).

2.  Дубина Л. А., Дегтярева Д. А., ОмГУ им. Достоевского, студенты. Пассии и пассионы в богослужебной и профессиональной музыкальной традиции. (Рук.кандидат искусствоведения, доцент. Е.Э.Комарова).

3. Ефимов А. В., ОмГУ им. Достоевского, студент. Сакральный смысл «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. (Рук. кандидат искусствоведения, доцент. Е.Э.Комарова).

4. Кирнос Е., ОмГПУ, студент. Образ бездны в русской поэзии конца XVIII – начала XIX веков (Рук. доктор ф.н., доцент Э. И. Коптева).

5. Садзанская А.,  ОмГПУ, студент. Христианская любовь как сюжетообразующий мотив в сборнике Н. В. Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки» (Рук. доктор ф.н., доцентЭ. И. Коптева).

6. Веремчук А., ОмГПУ, студент. Христианские мотивы в поэзии Н. А. Некрасова (Рук. кандидат ф.н., доцент О. П. Евчук).

 

Чмырёва Дарья Николаевна ,


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!