Становление православного сознания в системе дошкольного образования. Послушание детей дошкольного возраста



Основное предназначение современной воспитательной парадигмы состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Каждый из нас хорошо знает, как важен ранний период в жизни человека, в котором формируются фундаментальные основы мировосприятия. Впечатления, наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, подобно воску: что на ней отпечатаешь, то и останется как базовые индивидуальные свойства личности. Духовно-нравственное воспитание представляет собой борьбу за чистоту души ребенка [1, с.4]. Для современного неравнодушного родителя и ищущего педагога очевидно, что становление личности проходит определенные периоды, которые нельзя «перепрыгивать» на опережение. Особенно важно помочь заполнить пространство юной души добротолюбием, направить пытливый ум ребенка на благородные устремления.

Воспитание духовной культуры способствует пробуждению в душе ребенка потребности заботиться о своих родных и близких, помогает деятельно закрепить добрые навыки, которые затем активно практикуются и используются со сверстниками в детском саду и в семье, делая добрые нравы привычными.

Образное, эмоциональное восприятие окружающего мира дошкольниками позволяет представить им духовную культуру как добрый красивый мир идеальных отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия, взаимопомощи, радости.

Реализация системного формирования православного сознания ребенка позволяет решать задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.

Возникает вопрос, каким должен быть тип представления религиозных знаний в светской системе дошкольного образования, способствующий сохранению целостности детской души? Как не разрушить целостность и моральные чувства ребенка. И в то же время, не форсировать развитие индивидуальности представлением религиозных знаний в вероучительной форме.

Культурологический подход в рамках светской системы образования сохраняет возможность индивидуального разнотемпового развития личности дошкольника. Позволяет открыть детям образы доброго мира — мира Божьего, православные нравственно-этические ценности, нормы и их отражение в традициях жизни взрослых и детей, объектах культуры. В рамках игровых, творческих видов деятельности полностью сохраняются возможности индивидуального развития и морального созревания каждого ребенка, его душевной целостности, стимулируя на этой основе моральное развитие как основу для духовного развития личности.

Особенностью данного подхода является многократное закрепление православных ценностей в рамках различных видов деятельности детей: слушании текстов, играх, рисовании, пении, сочинении сказок, театрализациях, подготовке подарков для близких и далеких друзей, решении проблемных ситуаций нравственного выбора. Интеллектуальное развитие детей при введении в содержание основной образовательной программы духовно-нравственных ценностей идет ускоренными темпами, опережая их по возрастным параметрам.

Давая образование нашим детям, воспитывая их, нельзя забывать о бесценном опыте воспитания православной педагогики. Использование принципов, методов и средств, предлагаемых ею, может оказать значительную помощь в воспитании детей. Целью подобного образования должно быть воспитание в человеке добродетелей.

Важнейшее значение в жизни христианина имеет такая добродетель, как послушание. Согласно словарю В.И. Даля, послушание — повиновение, покорность, исполнение всех приказаний, труд ради смирения и покорности [2, с. 521]. Одна из самых сложных задач сегодня — воспитать в детях послушание, которое издревле считалось одной из основных добродетелей в христианстве.

Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания. Перед семьей стоит задача — воспитание подрастающего поколения, передача ему накопленного веками социального и иного опыта. Но актуальным является вопрос, а как его передать? [3, с. 22].

На Руси детей воспитывали в послушании семье, почитании старших и уважении младших. Послушание являлось набором нравственных правил. Сегодня послушание рассматривается как «атавизм», тормоз развития креативных способностей ребенка. Послушание имеет уровни и пути развития. Речь идет не о механическом послушании, когда ребенок слушается из страха быть наказанным. Мы говорим о послушании внутреннем, которое и есть путь к свободному волеизъявлению, к свободному выбору траектории жизни и пути развития. Основы отношения к послушанию как должному закладываются в семье, в процессе семейного воспитания.

Классическая педагогика принимает христианское послушание: доверие, веру. Условия послушания — это духовная общность ребенка и родителя, при которой послушание не будет ущемлять личность ребенка. Таким образом, послушание основано на вере, духовной общности и доверии. Родитель должен давать ребенку познавать истину, признать закон. [5, c.61]. Например, в игре зарождается дисциплина духа, ребенок дисциплинирует себя, делается послушным. Родители оказывают помощь, открывают путь в жизни. Родители — помощники, а не властители. Такой подход настраивает ребенка на духовную связь, приподнимает над собой вверх через ненасилие.

Цель светской педагогики — воспитание, приохочивание ребенка к послушанию, у ребенка есть выбор. В послушании ребенок принимает ценности другого человека, чтобы быть послушным. Так осуществляется связь поколений. Кому удалось воспитать своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспитательную задачу.

Поскольку православие главное место в процессе воспитания отводило семье, то и наиболее глубокий контроль осуществлялся именно над правилами и установлениями семейной жизни. Особо строгое отношение было к духовному облику главных членов семьи — родителей. Считалось, что наиболее эффективные средства воспитания не столько слова, наказания и поощрения, сколько личный пример родителей и сама атмосфера семьи. [4. С. 14-105]. И по сей день актуален личный пример родителей, дела которых и слова идут в неразрывной связи.

 

Литература:

1. А. Крюкова, Г. Алексеева, Н. Синесова. Добронравие для маленьких. — М.: 2016. —120 с.

2. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 2011. Даль В. И.

3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

4. Каптерев, П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П. Ф. Каптерев // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. — СПб. : [б.и .], 1898. Вып. 1. — 117 с.

5. Казьмин, Н. В. Современное семейное воспитание в России / Н. В. Казьмин // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. — СПб. : [б.и .], 1908. Вып. 59. — 68 с.

 

Ишутина Юлия Владимировна,

воспитатель БДОУ г.Омска

«Детский сад общеразвивающего вида 377»

Иванова Олеся Николаевна,

 воспитатель БДОУ г.Омска

«Детский сад общеразвивающего вида 377»

Дияшина Юлия Александровна,

музыкальный руководитель БДОУ г.Омска

«Детский сад общеразвивающего вида 377»

 

Приобщение детей младшего дошкольного возраста

 к истокам русской народной культуры

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития …».
К.Д. Ушинский

 

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей своей деятельности видим приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, обогащение детей знаниями о национальной культуре.

Начиная работу по данной теме с детьми младшего дошкольного возраста, нами были определены цель, задачи.

Цель: Выявление и изучение особенностей воспитательной роли русской народной культуры, устного народного творчества.

Задачи:

- Выявить значения устного народного творчества в системе воспитания детей.

- Приобщить детей 2-3 лет к русским народным играми, сказкам, потешкам.

- Обогатить чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

   - Взаимодействовать с родителями детей по данной теме.

Для достижения цели мы создали необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре.

В нашей группе мы постарались создать развивающую среду обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

В поисках предметов русской старины кроме сотрудников детского сада, участвовали и родители наших воспитанников, а также их дедушки и бабушки. В приёмной нашей группы организовали мини-музей «Уголок Сибири – Отчий дом». Где были собраны предметы старины, такие как вышитая скатерть, вязаные салфетки, самовар, деревянные чашки и ложки и др.

В кукольный уголок поместили предметы русского быта: люльку, кухонную утварь (самовар, деревянные ложки и т.д.). Ребятишкам было интересно покачать куклу в зыбке, попить чай из настоящего самовара, ведь детям младшего дошкольного возраста невозможно рассказать о предметах русского быта. Малышам нужно самим потрогать, играть с ними.

Нашу работу мы начали со знакомства детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.

В книжный уголок, мы подобрали книжки – малышки, русские народные сказки, потешки и т.д. Родители совместно с детьми нарисовали рисунки к русским народным сказкам, которые мы оформили в общую папку.

Нашим малышам очень нравиться проводить время в книжном уголке, как с воспитателями, так и самостоятельно: рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки. сказки.

Для лучшего запоминания потешек и прибауток, мы стараемся применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.

Овладевая бытовыми процессами, закрепляем и уточняем знания детей о человеке, его действиях (умывание, одевание). Передаём детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:

«Водичка, водичка,

Умой Сереже (Юли) личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относятся к куклам.

Так как, в народных произведениях описываются действия человека (ребёнка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (приём пищи, сон, мытьё), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о нём, желание доставить ему удовольствие от приёма пищи. Это не мало важно в воспитании, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приёма пищи. Ведь всё это связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.

"Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить".

Укладывая детей спать, поем детям ласковым, нежным голосом колыбельные.

«Баю, баю, баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белолоба не скули

Нашу детку не буди».

Формируем у детей умение слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».

Когда знакомим детей с театрализованной деятельностью, предлагаем им разные виды театра: пальчиковый, магнитный, деревянный, масочный и другие, дети с удовольствуем не только смотрят постановки сказок и потешек но и самостоятельно играют с ними.

Также в уголке театрализованной деятельности собрала всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра.

Нами был оформлен музыкальный уголок, где поместили народные музыкальные инструменты: колокольчики, шумелки – из банок, трещётки, балалайка, погремушки. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняют песенки, пляски, что способствует музыкальному развитию детей.

Большую радость приносят русские народные игрушки. Особый интерес вызывают яркие матрёшки, ребятишкам рассказываем о красоте и особенностях этой игрушки.

Также знакомим детей с народными играми, танцами.

Особым интересом у детей пользуются игры, такие как «У медведя во бору», «Заинька попляши…», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко», «Вышла курочка гулять» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, художественную деятельность.

На Масленицу, родители вместе с детьми наряжались в народные костюмы, делали украшение – бусы из баранок, играли в русские народные игры «Шел козёл по лесу…», «Курочки и петушки», «Карусели» и другие, пекли блины. Праздник проходит очень дружно и весело.

На Пасху вместе с родителями организовали выставку совместных детско-родительских работ «Пасхальные фантазии»

Таким образом, регулярное использование русского народного творчества в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его общего развития в дошкольный период детства. С его помощью можно решать практически все задачи воспитания и развития младших дошкольников. Нам очень интересна проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Работая по данной теме, Считаем ее актуальной и интересной для дальнейшей углубленной работы мы уверены, что можно и нужно использовать этот богатейший материал русского народа.

 

Литература:

1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 1992.-№5-6.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:

ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.

3. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., Хомченко В. А., Калиновская Е. Г., Смотрова Н. А., Булгакова Т. К., КуровскаяИ.В. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. – Детство-Пресс, 2009.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-Пресс, 2006.

Ресурсы сети Интернета:

1. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.

http://festival.1september.ru/articles/650342/

2. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры.

http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!