Романы Тургенева 50 - нач. 60-х годов. Общая характеристика



Разрешение кризиса – романы.

 

Пишет в 1855 г «Рудина», первая публикация – в 1856 году в «Современнике». В других местах называет и повестью, но мы все равно считаем романом. И Дым, и многое иное называл то повестью, то романом. В конце жизни взял эти 6 текстов и опубликовал под заглавием «Романы Тургенева».

 

Рудин – как тип. Новый подъем.

«Дворянское гнездо» - 1858-1859. Всем понравился роман. Не понравился только Гончарову: якобы Тургенев украл замысел романа (см: «Обрыв»). Гончарова успокоили.

«Накануне» - 1860 год. Снова претензия Гончарова. Не смог убедить судей.

 

Поводом для разрыва с «Современником» стала готовившаяся в нём публикация статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?». Тургенев увидел статью в гранках, то есть в тот момент, когда публикацию ещё можно было остановить. Тургенев крайне редко прибегал к языку ультиматумов, но тут он поставил Некрасова, который тогда был главным редактором журнала, перед выбором: либо он, либо Добролюбов. Статья Добролюбова была опубликована. Таким образом, последним тургеневским произведением на страницах «Современника» стала в январе 1860 года статья «Гамлет и Дон-Кихот».

 

После Тургенев опубликовал много отрицательного о Некрасове: сводил счеты.

 

В «Русском вестнике» - Отцы и дети. Тургенев был страшно недоволен критикой, воспринял её в своем большинстве как враждебную. Тургенев решил оставить литературу и Россию. Едет то в Германию, то во Францию, иногда заезжает в Россию.

 

«Дым» - написан в 1865—1867 годах. Действие происходит на водах в Баден-Бадене. Опубликован в 1867 году в журнале «Русский вестник». Изобразил и любовницу Александра 2, тот был поражен дерзостью. А вообще А2 был поклонником писателя.

 

Тургенев утрачивает позиции в русской литре. Его вытесняют Толстой, Достоевский. Следующий роман – через 10 лет.

 

«Новь» — последний по времени и самый длинный роман Ивана Сергеевича Тургенева. Работа над ним шла с 1871 по 1876 годы. Опубликован в 1877 году в двух первых номерах журнала «Вестник Европы». Противоречивый отклик. В целом благосклонно. Описание народников, революционеров -> «старый писатель протянул руку молодому поколению».

 

Тургенев создал свой тип романа. В центре – девушка, чаще в повестях, барыня – в романа, признаки крой:

-неброская красота (может заметить не каждый, есть недостатки)

-сила: духовная, психологическая, нравственная, отличающая от мужчин

-развитость: умение выбрать в спутники человека с высшими целями, смыслом жизни

Вокруг девушки – система претендентов-мужчин на её сердце (до 6 члк). Каждый из них – воплощение мужской сферы деятельности, но только один – актуальный тип, крый хочет обсудить Тургенев (и его выберет девушка).

Характеристики героя: общечеловеческие и специфические для времени и обстановки (знаменитая тургеневская объективность).        

Между девушкой и избранником обязательно препятствия, крые постепенно исчезают. Когда кажется, что все хорошо – непреодолимое препятствие => ничего (не разобрала какое дальше слово).

7. Роман "Рудин". Проблематика, поэтика.

Это все передано в Рудине: сам оратор во все это не верит, холоден (Белинский).

Сходство Рудина и Бакунина – поражали странной двойственностью. Рудин – один из самых проблемных персонажей Тургенева. Как относиться к его проповедям?

 

Структурно Рудин как Ставрогин у Достоевского. Достоевский: если сам человек не верит в свои проповеди, не верьте, держитесь подальше, ответ – НЕТ. Дьявол хитер и опасен. Тургенев: ДА. Если вашему собственному разуму, представлениям о правде соответствует – значит, можно принять и неважно, кто говорит. Тургенев не пытается внущать, навязывать.                                                                                                                                                

8. Роман "Дворянское гнездо". Проблематика, поэтика.

 

Рудин как толчок -> Дворянское гнездо (1858). Изначально повесть. Лаврецкий – теория малых дел. Славянофил, возделывание своего сада – подвиг. Задача – найти противовес Рудину. Может ли человек в России быть способным на деятельность, служение, труд? => самоотречение

Но откуда возьмутся люди, готовые посвятить свою жизнь служению? – Идея дворянского рода. (СМ: Пушкин = мой род, дворянское древо: отвергал просветительское презрение к дворянским родам).

 

Считал, что Россия должна управляться людьми с этой особой связью с Россией, где жили предки, будут жить потомки. Они связывали человека с государством: сыны Отечества.

 

Здесь – та же идея: род углубляется в веках, очень обширная родословная, человек кровью привязан к земле, к государству.

9. Роман "Накануне". Проблематика, поэтика.

Накануне – 1860 год. Не очень принят критикой. Почему Болгария? – недоумевала она. Раздражение Добролюбова: у нас же все хорошо, осталось только Болгарию освободить!

 

Схематичный роман.

 

Инсаров – человек, для которого не разделены личное и общественное. И он не может ничего такого найти.  Финальный эпизод отмечен критиками: шатобрианский эпизод, напоминающий философию Шопенгауэра. Венеция, гандолы, опера, архитектура – там умирает главный герой. Сочетание красоты и внезапной смерти лучшего человека. Идея Шопенгауэра о бессмысленной и враждебной боли во всем мире, превращающей жизнь в страдание. На миг страдание может приостановить красота. После тургеневской сцены многие рванули умирать в Венецию Разрыв с Современником, ссора с Гончаровым.

10. "Отцы и дети". Проблематика, поэтика.

1862. Гегелевски гармоничный роман: тезис (Базаров) – антитезис (любовь) – синтез (финал).

Шопенгауэр: нелепость смерти. Отец Евгения: если бы ты умер, где бы была справедливость? Ответ: справедливости нет.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1087; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!