Судьба литературных жанров в 50-60-х гг.



Лекция

Время прозы началось еще со смерти Лермонтова и так до 80х. Исключение: 50-56 гг. Неожиданный всплеск поэзии. Майков, Плещеев, Тютчев, Фет, Некрасов.

 

Время расцвета драматургии: театр – важная трибуна, много людей ходили в театр. Большое значение имели пьесы: исторические и злободневная пьеса: тенденциозная драма. Взяточник, нигилист, эмансипе. См: Доходное место, Гроза.

Русская литра никогда не хотела быть элитарной.

 

Течения реализма

литературное движение 1860х можно считать новым направлением в развитии русского Реализма.

сюда войдет писатели второго, народнического этапа русского освободительного движения, воплощающие в своей практике реалистический тип творчества и исследующие социальные и духовные преобразования в жизни об-ва – чернышевский, герцен, тургенев, гончаров, щедрин и др)

обзор произведений шестидесятников свидетельствует о широком фронте лит. движения объединенного понятием «социальный реализм». внутри сформировалось 3 лит направления:

по типам худ мышления( 1рационалистический, 2субъективно-экспресивный и 3художественно аналитический – три течения:

1социально-просветительское – Герцен,Чернышевский, некрасов, Успенские, решетников. утвердился в эпоху когда демократизм и социализм слились в одно целое. писатели , посвятившие свое творчество задачам революционного или либерального просветительства. внесли в реализм идеи утопического крестьянского социализма и крестьянской революции. в рамках этого течения две разновидности:

- революционно-демократическая – Чернышевский, Добролюбов, Некрасов

-либерально-демократическая (более умеренные взгляды) Помялоский,Решетников,Успенский

2 социально-психологическое течение связано с традициями пушкинского психологического реализма. раскрывали социальную природу героев в процессе духовной, психологической жизни, через любовно интимный сюжет (островский, сухово-кобылин)

3. соц-этическое лит течение (Толстой, Достоевский, Писемский)

гармония рационального и эмоционального начал

интерес к нравственным чувствам героев

 

+Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.

Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.

О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.

 

Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.

Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

24Социологические течения (что-то можно и из предыдущего вопроса рассказать)

Много нового внесли в реалистическое искусство писатели – демократы (И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Их реализм получил название социологического.

Общее в нём - отрицание существующего крепостнического строя, показ его исторической

обречённости. Отсюда резкость социального критикума, глубина художественного исследования

действительности. Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Своеобразие произведения – в пропаганде социалистического идеала, новых взглядов на любовь,

брак, в пропаганде пути к переустройству общества. Чернышевский не только раскрывает

противоречие современной ему действительности, но и предлагает широкую программу

преобразования жизни и человеческого сознания. Наибольшее значение писатель предаёт труду

как средству формирования нового человека и создание новых общественных отношений.

Реализм «Что делать?» имеет черты, сближающие его с романтизмом. Пытаясь представить себе сущность социалистического будущего, Чернышевский начинает мыслить типично романтически.

Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Борьбу за

воплощение социалистического идеала он ведёт с опорой на реальную действительность.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!