И.С. Тургенев. Творческий путь, жанры в творчестве Тургенева.



Иван Сергеевич Тургенев. Родился в Орле 9 ноября 1818 года. Умер 3 сентября 1883 во Франции.

Родился в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении Спасское-Лутовиново Мценского уезда в Орле. У матери был тяжелый характер, отец – светский красавец, женился на ней по расчету. Она его любила, он не был ей верен. «Первая любовь» - необычно откровенно для 19в.

Знал в совершенстве немецкий, французский, агшлийский.

 

В 1833 г поступил в МУ, в 34-м перевелся в петербургский универ, закончил в 37-м.

 

В 1833 году в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время в нём обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет[15]. В университете его другом стал Т. Н. Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы.

 

Пишет стихи в духе немецких романтиков, увлекается философией. В 1838 г едет в Берлин. В то время Гегеля уже нет в живых, но дух его все еще есть. Общается с русскими в Германии, см: Станкевичем, Бакуниным.

 

И в общем смысле по духу Тургенев остается гегельянцем.

В 1841 г возвращается в Россию. Постепенно входит в круг западнических литераторов. Первое печатное произведение – поэма «Параша». Герои похожи на Рудина (чем?).  В 1843 году Тургенев написал поэму «Параша». Не очень надеясь на положительный отзыв, он всё же отнёс экземпляр В. Г. Белинскому, который высоко оценил поэму, через два месяца опубликовав свой отзыв в «Отечественных записках». С этого времени началось их знакомство, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу.

 

Пишет «Разговор», «Помещик». Собирательная характеристика. Его стихи хвалит Белинский и другие критики -> получает имя в литературе.

 

Всякий литератор 30-х – непременно пишет стихи. Поэзия – королева литры, Тургенев – типичный литератор того времени.


Середина 40-х: обнаруживает рациональную объективную оценку своих трудов, умение принимать твердые решения. Решает, что больше не будет писать стихов. И с тех пор перестает их печатать.

 

ПЕРЕХОД К ПРОЗЕ. Андрей Ко́лосов – 1844 год. Небольшие повести. Три портрета, ранние повести – тоже благосклонно принятиы критикой.

 

1847 г. – первый номер за год «Современника» (уже некрасовского) – Хорь и Калиныч. Повесть вызвала большой интерес у публики и критики. Тургенев продолжает писать очерки.

 

1852 г. – издает очерки отдельной книгой в двух томах: «Записки охотника» И.Тургенева.

 

1843 г. – знакомство с Полиной Виардо. Возможно, она была его любовью до конца жизни. С середины 50-х начинает во всем зависеть от её желаний и потребностей. Она была замужем за Луи Виардо. Сначала умер Тургенев, потом её муж, а она – 20 лет спустя. Многие жалели Тургенева, но связи этой семьи, её место во французской культуре были полезны Тургеневу. СМ: Жорж Санд покровительствовала Полине Виардо.

 

Многие композиторы, литераторы были её поклонниками. Луи Виардо и до Тургенева написал «Записки охотника», Тургенев позаимствовал у него название.

 

С 1852 г Тургенев – первый писатель. От него начинают ждать «Мертвых душ». Сборник ЗО принес ему гонения. Его посадили на гаупт-вахту на 2 месяца. Формальная причина: Некролог Гоголя.

 

28 апреля 1852 года Иван Тургенев был арестован за статью-некролог памяти Николая Гоголя, опубликованную в «Московских ведомостях». Статья была запрещена в Москве, разрешена в Петербурге. Но причина формальная: современники были уверены, что все дело в «Записках охотника».

 

«ЗО» - антикрепостническое произведение (!). Выражено категорическое неприятие крепостного права. (Тургенев не первый отрицал крепостное право, но он был БЕСкомпромиссным). См: Гоголь считал, что проблема не в крепостном праве, а в том, как им пользуются. Пусть помещики будут хорошими и относятся к крестьянам как к детям.

 

Один из мотивов ЗО – гибель лучшего. См: Павлуша – самый (КРАСИВЫЙ?) хороший – разбивается на лошади. Певцы: Яков Гулов спивается. Чем лучше персонаж, тем ему хуже. Сама атмосфера, сам институт, ситуация в России – враждебны всему самому талантливому.

 

Так что ощущение некомпромиссности было насущным. Считается, что к Александру 2 впервые пришла мысль об отмене крепостного права, когда он прочитал ЗО.

 

Специфичен вывод, крый предлагает Тургенев: помещики и крестьяне представляются как часть одной нации. Надо решить проблему без конфликта. Вспомнить, что крестьяне – наши братья, русские люди и решить вопрос. Очень по-тургеневски наметить острый конфликт, но верить в его решение путем компромисса, договора, на основе: мы – братья, одна нация, семья.

 

На гаупт-вахте написал «Муму». После был выслан в имение Спасское-Лутовиново. С 1855 года было запрещено выезжать за границу. Конечно, пытается писать роман, но не может, не хочет. Помнит, чем заканчивались попытки Гоголя стать мессией, но чувствовал давление от ожиданий публики. Он становится заложником своего имени. От него ждут произведений про насущные проблемы, крепостное право, а он не хочет: чувствует исчерпанность.

 

Пишет: повесть «Постоялый двор» (1855), рассказ «Фауст» (1855), «Ася» (Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник»), «Затишье» (1854), пишет о любви и о природе, но про крестьян ничего нет.

 

В 1855-м году выходит его сборник «Повести Тургенева». НЕ брали. В лавках спрашивали, нет ли ЗО. Григорович пишет про крепостное право. Тургенев: я прочел повесть, какая-то она устаревшая.

 

Верен своим эстетическим идеалам, хотя крепостное право и не отменили.

 

Разрешение кризиса – романы.

 

Пишет в 1855 г «Рудина», первая публикация – в 1856 году в «Современнике». В других местах называет и повестью, но мы все равно считаем романом. И Дым, и многое иное называл то повестью, то романом. В конце жизни взял эти 6 текстов и опубликовал под заглавием «Романы Тургенева».

 

Рудин – как тип. Новый подъем.

«Дворянское гнездо» - 1858-1859. Всем понравился роман. Не понравился только Гончарову: якобы Тургенев украл замысел романа (см: «Обрыв»). Гончарова успокоили.

«Накануне» - 1860 год. Снова претензия Гончарова. Не смог убедить судей.

 

Поводом для разрыва с «Современником» стала готовившаяся в нём публикация статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?». Тургенев увидел статью в гранках, то есть в тот момент, когда публикацию ещё можно было остановить. Тургенев крайне редко прибегал к языку ультиматумов, но тут он поставил Некрасова, который тогда был главным редактором журнала, перед выбором: либо он, либо Добролюбов. Статья Добролюбова была опубликована. Таким образом, последним тургеневским произведением на страницах «Современника» стала в январе 1860 года статья «Гамлет и Дон-Кихот».

 

После Тургенев опубликовал много отрицательного о Некрасове: сводил счеты.

 

В «Русском вестнике» - Отцы и дети, 1862. Тургенев был страшно недоволен критикой, воспринял её в своем большинстве как враждебную. Тургенев решил оставить литературу и Россию. Едет то в Германию, то во Францию, иногда заезжает в Россию.

 

«Дым» - написан в 1865—1867 годах. Действие происходит на водах в Баден-Бадене. Опубликован в 1867 году в журнале «Русский вестник». Изобразил и любовницу Александра 2, тот был поражен дерзостью. А вообще А2 был поклонником писателя.

 

Тургенев утрачивает позиции в русской литре. Его вытесняют Толстой, Достоевский. Следующий роман – через 10 лет.

 

«Новь» — последний по времени и самый длинный роман Ивана Сергеевича Тургенева. Работа над ним шла с 1871 по 1876 годы. Опубликован в 1877 году в двух первых номерах журнала «Вестник Европы». Противоречивый отклик. В целом благосклонно. Описание народников, революционеров  -> «старый писатель протянул руку молодому поколению».

 

В эти 10 лет пишет «Таинственные повести», «Клару Милич», «Песнь торжествующей любви» - вершина.

 

В 1879 г вспомнили про юбилей Тургенева. Его очередное возвращение в Россию стало торжественным. Была и ирония: чествовали автора «Записок охотника», человека 40х годов.

Принял добродушно, благосклонно. Хотя и для участия в пушкинском празднике ему выбрали главную роль оратора, его затмил Достоевский.

 

Писал стихи в прозе. (СМ: у Тургенева миниатюры, у Бодлера больше текста).

 

Скончался на руках Виардо. Просил похоронить с Белинским, но место было занято: там была вдова Белинского.

 

Пьесы: «Месяц в деревне» (написана в 1850, опубликована в 1855), «Провинциалка» (написана в 1850, первая постановка – 1851), «Нахлебник» (1848, первая редакция была предназначена для третьего номера «Отечественных записок» 1849 года, но была запрещена цензурой 22 февраля 1849 года). При жизни не имели успеха. Публике не нравилось, актеры играли плохо. Понял, что не его – перестал писать (с 54-г больше не пишет).

 

Тургенев – первый писатель, завоевавший успех на Западе, в Европе. Все переводилось. Сенсационный успех. Французские писатели воспринимали как ровню, Мопассан считал Тургенева своим учителем. Фундамент европейской славы – Записки охотника. На Европейском конгрессе Тургенев представлял Россию. Только его и приняли.

 

Тургенев раздражал Толстого и Достоевского: т.н. «женскость» и желание нравиться, идти на компромисс. Непонятна его позиция. «Старая кокетка» (Щедрин): в нем видели нарциссизм и самолюбование, это же приписывали его текстам.

 

Достоевский: в «Бесах» - Кармазинов. Тургенев обиделся.

Достоевский приезжал в Баден-баден, чтобы спросить Тургенева, согласен ли он с Потугиным. («Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: "Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве"). «Да, согласен» - разрыв.

 

Тургенев и Толстой – чуть не дошло до дуэли (подробнее?)

 

Тургенев входил в комитет во Франции по отмене смертной казни.

 

Повести Тургенева – более свободный, экспериментальный жанр. Сказ, письма, эксперименты. Сер 60-х: Таинственные повести (сверхъестественные явления – или кажущиеся таковыми).

 

«Времена года», «Первая любовь». Соперничество с отцом из-за любовницы. В 19в было вызывающе.

Мировоззрение Тургенева – через его повести. То, что в романе осуществляет любовь, природа – гармония, а в повестях – хаос, ужас.

 

«Поездка в Полесье» - думал включить в сборник ЗО, но передумал.

См: листва – конечная форма, но листы шевелятся и постоянно меняются – пугала изменчивость, бесформенность и форма, динамика и статика.

«Призраки» нач.60х: фантастическая аллегория. Подумать – и явится фантастическая девушка Эклис и поведет героя по странам и эпоха. Что-то не так: видят на горизонте, которая поглощает все на своем пути – это ничто, смерть, бесформенное.

 

5. "Записки охотника". Проблематика, поэтика.

1847 г. – первый номер за год «Современника» (уже некрасовского) – Хорь и Калиныч. Повесть вызвала большой интерес у публики и критики. Тургенев продолжает писать очерки.

 

1852 г. – издает очерки отдельной книгой в двух томах: «Записки охотника» И.Тургенева.

 

С 1852 г Тургенев – первый писатель. От него начинают ждать «Мертвых душ». Сборник ЗО принес ему гонения. Его посадили на гаупт-вахту на 2 месяца. Формальная причина: Некролог Гоголя.

 

28 апреля 1852 года Иван Тургенев был арестован за статью-некролог памяти Николая Гоголя, опубликованную в «Московских ведомостях». Статья была запрещена в Москве, разрешена в Петербурге. Но причина формальная: современники были уверены, что все дело в «Записках охотника».

 

«ЗО» - антикрепостническое произведение (!). Выражено категорическое неприятие крепостного права. (Тургенев не первый отрицал крепостное право, но он был БЕСкомпромиссным). См: Гоголь считал, что проблема не в крепостном праве, а в том, как им пользуются. Пусть помещики будут хорошими и относятся к крестьянам как к детям.

 

Один из мотивов ЗО – гибель лучшего. См: Павлуша – самый (КРАСИВЫЙ?) хороший – разбивается на лошади. Певцы: Яков Гулов спивается. Чем лучше персонаж, тем ему хуже. Сама атмосфера, сам институт, ситуация в России – враждебны всему самому талантливому. Так что ощущение некомпромиссности было насущным. Считается, что к Александру 2 впервые пришла мысль об отмене крепостного права, когда он прочитал ЗО.

 

Специфичен вывод, крый предлагает Тургенев: помещики и крестьяне представляются как часть одной нации. Надо решить проблему без конфликта. Вспомнить, что крестьяне – наши братья, русские люди и решить вопрос. Очень по-тургеневски наметить острый конфликт, но верить в его решение путем компромисса, договора, на основе: мы – братья, одна нация, семья.

 

Тема «Записок охотника» — изображение российской провинции конца 40—x годов XIX века. В сборнике чрезвычайно широко описывается современная русская действительность: автор включает в рассказы этнографические подробности крестьянского быта Орловской губернии, картины природы, разнообразные характеры крепостных, помещиков, однодворцев. Идея «Записок...» — осуждение крепостного права, которое противоречит естественным законам природы. Главное внимание автор уделяет изображению различных представителей простого народа, то есть изображению крепостных. При этом он подчеркивает, что крепостные часто являются умными, великодушными, чутко воспринимающими природу, верно понимающими людей. Эти высокие достоинства проявляются в мужиках и бабах, которых дворянское государство рассматривает только как рабочий скот, нужный для тяжёлой физической работы и воспроизводства себе подобных. Государство никак не заботится о развитии этих людей и тем самым обедняет само себя, потому что множество крепостных талантов гибнет, так и не раскрывшись. Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником. В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка (в разных изданиях имя героя нмеет разное написание:Яшка Турок или Яшка—Турок). Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачкаи самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальныйталант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы). Все слушатели, присутствующие в кабачке, простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают веселую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье. В рассказе «Пётр Петрович Каратаев» (1847) описывается история любви бедного дворянина и крепостной дворовой Матрёны. В этой истории Матрёна проявила помимо преданной любви замечательные качества своего характера: твёрдую волю, великодушие и смелость. Она искренне и сильно полюбила Петра Петровича и подарила ему счастье, о котором он с благодарностью вспоминает, рассказывая свою историю охотнику. Великодушие, жертвенность Матрёна демонстрирует в последнем поступке, когда сама возвращается к своей барыне. Она пожалела Петра Петровича, так как ему грозили очень серьёзные неприятности за укрывательство беглой крепостной. Она понимала также, что барыня не простит и не помилует её, но, любя Петра Петровича, не хотела, чтобы его замучили судебной волокитой. В рассказе «Живые мощи» (1874) автор даёт историю другой крепостной — крестьянки Лукерьи. ЖизньЛукерьи поначалускладываласьсчастливо, она была красивой и здоровой девушкой из богатой крестьянской семьи, парни всей округи заглядывались на неё. Нашёлся и жених, за которого она должна была выйти замуж по любви. Но она заболела, стала сохнутьи через несколько лет превратилась в «живые мощи». Автора удивляет и восхищает в Лукерье то, что она с замечательным смирением переносит свое несчастье, ни на что не жалуется, не проклинает свою судьбу, ведёт себя стойко и очень достойно. Когда охотник хочет ей чем-нибудь помочь, она спокойно отвечает, что ей самой ничего не нужно, но просит за здешних крестьян, чтобы им хоть «малость оброк сбавили». Таким образом, в этих и многих других рассказах крестьяне изображаются с большим уважением и сочувствием. Однако автор не идеализирует русское крестьянство, а показывает в ряде рассказов мужиков забитых, покорных или испорченных, развращённых властью. В рассказе «Бурмистр» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трех сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительножалуется на бурмистра господину Пеночкину целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев пока-зывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. В этом же рассказе представлен и сам Софрон, «крепкий мужик», поставленный барином Пеночкиным управлять деревней Шипиловкой. Этот хитрый и властный кулак подчинил себе всю деревню. Беспощадную характеристику Софронудаёт Анпадист, знакомец охотника: «Собака, а не человек: такой собаки до самого Курска не найдёшь... Да ведь Шипиловка только числится за тем, как бишь его, за Пенкиным-то (! — О.П.); ведь не он ей владеет: Софрон владеет». В рассказе « Певцы» автор не скрывает, что после состязания рядчика и Яшки Турка вcя компания сильно напивается. И если сначала все слушатели радуются и плачут, сопереживая песням, то потом все плачут и смеются, потому что сильно опьянели. Если сначала Яшка Турок восхитил рассказчика своим одухотворённым видом, своим пpoникновенным пением, то потом автору тяжело видеть пьяного Яшку, с мутными глазами, в расстёгнутой на груди рубахе. В рассказе «Свидание» ( 1851) Тургенев изображает дворового, видимо, избалованного камердинера какого-то барина. Этот молодчик ведёт себя глупо и напыщенно, не замечает и не ценит любви Акулины; он, мелкий и самодовольный эгоист, видит только себя, интересуется только собой. Рядом с крепостными писатель показывает и разных помещиков, накрепко связанных в русской жизни с крепостными. В рассказе «Хорь и Калиныч» помещик Полутыкиноказывается весьма посредственным человеком. Он не обладает ни практической смёткой Хоря, ни поэтической отзывчивостью Калиныча. Пётр Петрович Каратаев в одноимённом рассказе при всей своей доброте является слабым человеком, не способным защитить ни себя, ни свою любовь. В сравнении с его бесхарактерностью ещё ярче проявляются цельность, мужество и сила воли Матрёны. Аркадий Павлович Пеночкин — помещик из рассказа «Бурмистр» — изображается автором сатирически. Аркадий Павлович внешне выглядит образованным, хозяйственным помещиком, а на деле образование его оказывается поверхностным, а в хозяйственных делах он разбирается совсем плохо, да и не хочет разбираться. Он доволен своим бурмистром Софроном только потому, что за тем «не числится недоимок». Как на самом деле живут его крестьяне, Аркадия Павловича не волнует. Он внешне выглядит либеральным помещиком, в соответствии с требованиями времени, а по сути остаётся ярым крепостником. Он, по словам автора, никогда, или почти никогда, не кричит на дворовых, но спокойно отправляет лакея Фёдора на порку из-за недостаточно нагретого вина. Когда во время путешествия в Шипиловку повозка с припасамиопрокинулась и придавила повара, Аркадий Павлович поинтересовался первым делом, целы ли у повара руки. Так из-под благообразной внешности «высунулся», по словам Белинского, «мерзавец с тонкимиманерами». Итак, «Записки охотника» — произведение, исполненное антикрепостнического пафоса. В рассказах сборника чрезвычайно сильно звучит мысль о бесправном положении крепостных, которых помещики не считают за людей. А между тем крепостные — люди, замечательные по своим душевным качествам и по своей одаренности. В «Записках охотника» ярко проявилась неповторимая творческая манера Тургенева, отличающаяся сдержанностью, удивительным искусством намека, которое литературоведы позже назовут «принципом айсберга». Иными словами, Тургенев выражает свои идеи и оценки не прямо в поучительных фразах, но через тщательное выстраивание сцен рассказа, через подбор деталей и метких слов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!