Источник нашей веры и надежды- правда» (По пьесе «На дне»)



На протяжение всей пьесы «На дне» Максим Горький заставляет читателя задуматься о том, что лучше: правда или ложь, истина или сострадание. Написанная в предреволюционное время, пьеса отражает в себе истинную сущность жизни «низших» людей. Автор хочет показать всю духовную нищету и ущербность жизни этих людей, которые опустились на социальное дно того времени. Главные герои не верят, что в их жизни могут произойти изменения, тем не менее Настя- женщина, торгующая свои телом, читает любовные романы и мечтает о настоящих чувствах, Клещ живет в мечтах о прекрасной, благополучной жизни, не замечая, как тяжело умирает его жена, а Актер просто-напросто запивает горе алкоголем. Получается, герои пьесы так или иначе лгут сами себе, но появление Луки, героя, для которого сострадание другим людям стояло превыше всего, дарит им шанс на какие-либо изменения в их жизни. Казалось бы, его сострадание должно было подарить надежду и своеобразное исцеление всем жителям ночлежки. Используя «ложь во имя спасения», Лука смог даровать веру Актеру, который был убежден, что где-то существует лечебница, где его смогут полностью излечить, Насте, которая поверила в настоящую любовь, Анне, которая поверила ему, что после смерти ее ждет спокойствие без земных мук. Но было ли правдой то, что он им внушал? Если досконально разбирать слова и поведение Луки, мы заметим, что для него не существует категорий лжи и правды, ему важнее что они принесут человеку. Лука помогает людям, обманывая их. Мнение о том, что именно из-за Луки Актер повесился, что именно сострадание луки погубило, можно считать ошибочным. Что было бы с жителями ночлежки, если бы он открывал им истину и говорил об их неизбежности бессмысленного бытия? Такая правда к ничему хорошему бы не привела, только бы подтолкнула к самому необдуманному шагу в нашем мире – суициду. Горький не дает нам надежду на чудо, но именно что-то чудесное мнится всем героям, они поверили в чудо. Его речи «упали по плодотворную почву взлелеянных иллюзий». Когда только у многих обитателей ночлежки зародилась в светлое будущее, он исчезает. После этого герои вступают в борьбу с окружающим миром за свое положение в обществе, но изменить его у них не получается: Актер заканчивает жизнь самоубийством, Анна умерла, Наташа пропала, Пепел в тюрьме. Правда не всегда является тем, что нужно человеку для надежды, иногда, чтобы поверить во что-то, человеку не нужна истина, ему достаточно слова поддержки, которые даруют ему веру в себя. Я согласна с позицией Луки, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется «святая ложь».

 

13. «Их воскресила любовь…»

 

Способна ли любовь воскресить душу человека? Может ли это высокое духовное чувство спасти от отчаяния, нравственной гибели, возродить к новой жизни? Всё зависит от самого человека, от его желания выйти из духовного кризиса и двигаться вперёд, к сияющим вершинам самосовершенствования. Жизненные обстоятельства, в которых оказываются люди, могут быть причиной или нравственного падения, или духовного возрождения. Но ясно одно: только ею, только любовью движется жизнь, и мы обретаем нравственные силы для преодоления трудностей только благодаря любви. Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где в эпилоге, говоря о начале новой жизни своих героев, автор пишет: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Речь идёт о Родионе Раскольникове и Соне Мармеладовой. Раскольников погубил себя, совершив убийство. Он и сам признаётся в этом Соне, говоря, что он не старуху убил, а себя. Да и Соня, узнав страшную тайну молодого человека, говорит ему: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Причина преступления Раскольникова не бедность, хотя он действительно загнан из-за нищеты в жизненный тупик. Перед нами идейный убийца, создавший бесчеловечную теорию, оправдывающую убийство. Разделив по своей теории людей на сильных, имеющих право преступить закон ради блага человечества, и на «тварей дрожащих», не имеющих этого права, несостоявшийся юрист решил проверить, а к какому разряду людей он сам относится. После преступления Раскольников не раскаивается в убийстве, а мучается, что не смог перешагнуть через кровь и муки совести, что он не сильный мира сего и не имел права брать топор и кровавить его. Именно Соня, тихая, кроткая, безобидная, смогла воскресить Раскольникова к новой жизни. Не сразу это произошло. Даже когда убийца, следуя совету девушки, идёт в полицию признаваться в своём преступлении, он это делает не из-за искреннего раскаяния, а из-за того, что не может больше терпеть одиночества и разъединения с людьми, особенно с матерью и сестрой. Соня не оставила Раскольникова и пошла с ним на каторгу, но молодой человек, гордый и самолюбивый, отдалился от Сони на каторге. Только после пророческого сна о трихинах – микроскопических существах, вселяющихся в людей и делающих их бесноватыми из-за уверенности в своей правоте, Раскольников понял ошибочность своей теории и принял правду Сони, которая свято веровала в Бога и в то, что большего зла Бог не допустит. Молодой человек страданием искупает свой грех, очищает душу от зла и гордыни, освобождает место для любви. Только любовь, страдание и смирение способны возродить душу человека. Обратимся к ещё одному произведению. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина с первого взгляда влюбляется в Евгения Онегина и пишет ему письмо с признанием в любви. Душа Татьяны давно «ждала …кого-нибудь». Любовь пробудила её душу, наполнила жизнь высоким смыслом. Но это чувство принесло девушке одни страдания, так как Онегин оказался не способным на глубокое чувство. Он объясняет девушке, что высоко ценит её, и если бы он захотел «ограничить свою жизнь семейным кругом», то лучше супруги он бы не нашёл. Но он убеждён, что «мечтам и годам нет возврата», что он не способен «обновить души своей». Проходят годы. Онегин встречает Татьяну в Петербурге в высшем светском обществе, он поражён теми изменениями, которые произошли в робкой сельской барышне. Теперь это величавая дама, вышедшая замуж за генерала, в свете её уважают, она ведёт себя скромно, но с достоинством. Онегин влюбляется в Татьяну страстно, ищет с ней встреч, «готов отправиться к праотцам» из-за безнадёжной любви. Любовь оживила его уснувшую душу, заставила страдать. А от Татьяны в ответ на своё письмо – признание он получил нравственный урок: она любит его по- прежнему, но отказывается от личного счастья, не желая причинять боли своему супругу. Сумеет ли Онегин возродиться к новой жизни? Вопрос остаётся открытым, ведь автор оставляет своего героя именно в тот момент, когда Татьяна отказала ему. Итак, мы пришли к выводу, что любовь способна возродить человека к новой жизни. Даже если это настоящее чувство остаётся без ответа, оно всё равно является благом для души, ведь каждый на земле, как писал А. А. Блок, должен перенести любовную муку.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!