В чём различие и сходство между Диким и Кабанихой? (ЕГЭ по литературе)
"Гроза" - пьеса, вершина зрелого творчества А.Н. Островского, впервые опубликованная в 1859 году. Центральная проблематика данного произведения заключается в противопоставлении архаичных, остро - консервативных убеждений правящего класса, отраженного в основном в представителях старого поколения, и полных стремлений к свободе и независимости во взглядах "новых", передовых, еще совсем молодых людей. Сюжетная линия драмы развивается вокруг " темного царства" бездушных и безнравственных жителей города Калинова, все существование которых основывается прежде всего на невежестве, эгоизме и самом главном - нежелании каким-либо образом изменить привычный уклад собственной жизни. Наиболее типичными представителями "темного царства", его " столами", являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова - одни из самых эгоистичных, власть имущих людей этого провинциального городка. Образы Дикого и Кабанихи имеют ряд сходств, основывающихся прежде всего на осознании собственного предназначения и места в обществе. В данном произведении образ Дикого служит для разоблачения истинного самодурства, заключающегося в никем и ничем не оправданном своеволии, абсолютно неограниченной грубостью и даже жестокостью, проявляющейся не только в отношении малознакомых, но и даже близких ему людей. Еще одна отличительная особенность характера Савла Прокофьевича заключается в его корыстолюбии. Дикой определяет отношение к окружающим его людям по социальному статусу, и потому постоянное унижение нижестоящих в материальном плане людей постепенно превращается у него из желания в ежедневную потребность, средство утоления которой и именуется самодурством. Характер Дикого объясняется в некоторой степени его жизненным ценностями: патологическая любовь к деньгам, основывающаяся на постоянном преумножении собственного капитала, играет в его жизни основную, ведущую роль. При этом в средствах достижения своей цели Савел Прокофьевич не особо избирателен: он отсчитывает горожан, "ни одного путем не разочтет", совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Подобные жизненные приоритеты порабощают Дикого: будучи крайне обеспеченным в материальном плане он слаб духовно, поскольку далек от чувства жалости и сострадания чему-либо. В своих взглядах и убеждениях позиция Дикого сходна с соображениями Марфы Игнатьевны Кабановой, основная идеология которой также состоит в абсолютной непрекословности подчинения нравам этой деспотичной женщины. В данном произведении Кабанихи предстает перед читателем в образе яростной сторонницы консерватизма, лицемерной ханжи, скрывающей под внешней заботливостью и чуткостью глубочайшее безразличие и желание во что бы то ни стало сохранить собственный авторитет в глазах общества. В ее характере, так же как и в характере Дикого, преобладающим качеством является эгоизм, объясняющийся в первую очередь желанием каким-либо образом самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Кабаниха, подобно Савлу Прокофьевич, так же является заложницей собственного своеволия и всевластия, поскольку " еще царица, она этим миром уже не управляет". Деспотизм Марфы Кабановой, подобно самодурству Савла Прокофьевич, имеет всеохватывающий характер, главной причиной которого является отсутствие какого-либо должного сопротивления со стороны общественности. Однако, несмотря на поразительное сходство психотипов данных персонажей, между ними существует одно достаточно существенное различие. Если Савел Прокофьевич оправдывает свои злодеяния наличием высоко социального положения и делаем это открыто, без зазрения совести, то Кабаниха в качестве основы для своих бесчинств использует старые порядки "Домостроя", что характеризует ее как лживую, не способную понести ответственность за совершенные деяния, женщину. Таким образом, одним из основных мотивов данной пьесы является разоблачение истинных устоев и нравов правящего класса России того времени, осознание надвигающегося религиозного кризиса, отраженного в образах жителей города Калинова и в частности Дикого и Кабанихи.
|
|
|
|
|
|
5. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака?
В русской литературе в число главных тем для написания произведений входит тема, посвященная поэзии и поэту, создающему её. Подобные стихи представлены всегда в форме своеобразного самоотчета, представленного авторской исповедью. Звучание данной темы прослеживается и в лирических произведениях Б. Пастернака. Своеобразно автор смотрит на взаимоотношения, образовавшиеся между творчеством и действительностью. Пастернак был глубоко убежден в том, что роль истинного творца досталась не человеку, а природе. Посредством отождествления поэта с природой, передачи авторских прав пейзажу, достигается одна-единственная цель. Сочиненным самой природой стихам, свойственна подлинность, следовательно, они не могут считаться подделкой. Таким образом, автором утверждается истина написанного им. Согласно мнению поэта, подлинностью и достоверностью подтверждается наличие главной особенности у истинного искусства. Важно просто «не исказить голоса…, звучащего в нас». Соответственно, благодаря обостренной впечатлительности и восприимчивости к любым ощущениям и движениям окружающего мира, прослеживается ключевая черта подлинной поэзии. По мнению Пастернака, началом творческого процесса считается момент, когда люди «перестают узнавать действительность». Тогда-то поэт начинает вести разговоры о ней так, как будто бы никогда раньше не было относительно поэзии сказано ни слова. Б. Пастернаком в его лирике постоянно акцентируется внимание на необычности обыденных явлений, то есть он предпочитает отказаться в её пользу от экзотики. Обычному утреннему пробуждению присуще таить в себе свежий взгляд на мир, что нас окружает «Я просыпаюсь …объят открывшимся». Поэту характерно ощущение первозданной новизны всего происходящего вокруг «…степь, как до грехопаденья...». Б. Пастернак при создании поздних лирических произведений добавляет важные моменты к осознанию поэтического творчества. Идее нравственного служения свойственно преобладать надо всем. Поэзия в понимании автора является непрестанным трудом души.
|
|
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!