Эпическое и лирическое в Слове о полку Игореве
“Слово о полку Игореве” – древнерусское художественное произведение, относящееся к жанру воинской повести. В “Слове” автор рассказал о походе князя Игоря на Половецкую землю, а также передал эмоции народа и главных героев; помимо этого, повествование окрашено чувствами самого автора. Благодаря этому в произведении происходит сплетение двух начал: эпического и лирического. Эпос- это повествование о событиях в прошлом внешних по отношению к автору. В “Слове и полку Игореве” неизвестный автор рассказывает о неудачном походе Игорева войска, дополняя повествование большим количеством образно-символических элементов и обращая внимание на детали. Например, солнце, которое “тьмою воинов прикрыло”, то есть солнечное затмение, предвещающее беду. Таким образом автор описывает каждый из трех дней боя, после чего пишет об их исходе: “Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы!”. Также автор придает большое значение раскрытию образа главного героя, князя Игоря. Он предстает перед читателем как настоящий мужественный богатырь, не боящийся мощи врага: “Лучше убитым быть, чем плененным быть”, “хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона”. Князь Игорь – сильный, любящий свою родину человек. Лирика – род литературы, в основе которого лежит изображение внутреннего мира чувств и переживаний. "Слово о полку Игореве" наполнено сильными и взволнованными чувствами автора. Уже с первых строк произведения ощущается тревога за родную землю и русское войско. Невооруженным глазом видна любовь автора к Родине и народу русскому, и именно поэтому он чувствует горечь от Игорева поражения: “Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет, … А Игорева храброго войска не воскресить!”. Вместе с тем чувствуется и радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси: “Девицы поют на Дунае, вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву … Села рады, грады веселы.”. Помимо собственных чувств, в “Слове о полку Игореве” автор уделяет внимание эмоциям и самих героев. Так, увидев “cмутный” сон, предвещающий беду, в кульминации князь Святослав “изронил золотое слово, со слезами смешанное”. Свое слово киевский князь начинает с сожалений о том, что Игорь и Всеволод пошли «себе славы искать», не договорившись с другими князьями. После чего он вспоминает о былых временах, когда “без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждали”. Затем обращается к каждому князю, стараясь вспомнить их былые заслуги и похвалить, делает это Святослав с одной целью – ради всеобщего единства. Через переживания князя автор раскрывает главную проблему “Слова” – необходимость в объединении русских земель, он обращает внимание читателя на то, что раздробленность Киевской Руси – причина всех неудач. К лирике также можно отнести и плач Ярославны, женя князя Игоря. "О ветер, ветрило! Зачем мчишь хиновские стрелочки … на воина моего милого? Разве мало тебе бы под облаками веять, лелея корабли на синем море?”, - в плаче можно проследить глубокие переживания влюбленной женщины. Она обвиняет силы природы в горе и несправедливости, в поражении войска Игоря. Но вместе с этим и просит их о спасении мужа. Итак, проанализировав некоторые фрагменты “Слова о полку Игореве”, можно утверждать, что в этом произведении тесно сплетены лирическое и эпическое начала. Наряду с повествованием о походе, автор описывает чувства героев, а также передает и свои эмоции, благодаря чему поднимает и раскрывает проблему произведения.
|
|
|
|
Как в «Слове о полку Игореве» соотносятся эпическое и лирическое начало?
Среди исследователей древнерусской литературы до сих пор нет единого мнения о жанровой принадлежности "Слова о полку Игореве", поскольку это произведение отличает исключительное жанровое своеобразие, проявляющееся в сочетании эпических и лирических мотивов. Об эпических началах в "Слове о полку Игореве" позволяет судить конкретность летописного сюжета, который вырастает на реальной исторической основе и содержит целостную картину времени. В произведении описывается эпоха междоусобиц и потрясений двенадцатого века, личные взаимоотношения князей и военные столкновения с половцами, которые обоснованно названы "погаными", то есть язычниками. Кроме того, "Слово" оказывается обширно включено в исторический контекст: в нём подробно представлено более десятка князей, перечислены города, реки, местности. Автор вспоминает о прошлом: о походах родоначальника Ольговичей, положившего начало княжеской вражде, о предыдущих победоносных битвах с половцами, и как профессиональный историк анализирует причинно-следственные связи происходящих событий. Автор вводит в текст похвальные слова и панегирические описания князей-героев, характерные для эпического повествования. Игорь представляет собой идеальный образ храброго воина, который идет всему наперекор ради того, чтобы защитить землю русскую: не слышит мрачного предзнаменования, не отступает после поражения, бежит из плена. Тем не менее, в "Слове о полку Игореве" звучат и лирические начала, связанные с воспроизведением субъективного личного чувства и построением художественного образа. Само присутствие Автора вносит в повествование лирические элементы: "Слово" начинается с авторского вступления, где его манера рассказа противопоставляется стилю легендарного Бояна, "соловья старого времени". Текст отражает своеобразие авторского видения. Становится очевидно, что основная задача создателя -пробудить национальное сознание, призвать к согласию во имя русской земли. Единство народа ощущается Автором: по его описанию, происходящее в одном конце Руси отзывается в другом. Другим важным лирическим сюжетом становится включенность человеческих дел в мир природы. Природа в "Слове" — это не пейзаж, а активное действующее лицо. Природные стихии имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу. С самого начала произведения естественный мир вовлекается в повествование: солнечное затмение выступает предостережением воинам, птицы и лисы сопровождают Игоря на пути, к ветру, Днепру и солнцу обращается Ярославна, и, наконец, с возвращением Игоря на небе показывается солнце. "Слово о полку Игореве" создается по поэтическим принципам построения текста: Автор использует метафоричность, тропы, антропоморфизм, фонетические повторы и переклички. Например, сражение развернуто сравнивается с жатвой, возникает необычный образ "мысленного древа", в особенно динамичной сцене побега из плена Игорь обращается соколом, а его друг, крещенный половец, волком. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпические и лирические начала в "Слове о полку Игореве" переплетаются: конкретные исторические события и личности изображаются через призму авторского мировоззрения, поэтического чувства.
|
|
|
|
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 3582; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!