Какое место занимает образ Платона Каратаева в романе Толстого «Война и мир»?



 

В романе-эпопее «Война и мир» Толстой поднимает несколько важнейших проблемных пластов: закономерность исторического процесса, раскрытие подлинных и мнимых ценностей, выявление сути русского национального характера. Однако главным проблемным стержнем романа можно считать вечный вопрос человечества: «Как стать счастливым?». Писатель в «Войне и мире» рассуждает, что помогает, а что препятствует обретению счастья и гармонии. Так, в образе Платона Каратаева Толстой воплощает тот мировой закон, к которому стремятся любимые «изменяющиеся» герои писателя, даёт ответы на поставленные в романе вечные вопросы человечества. Несмотря на то, что в сюжетном действии герой занимает сравнительно незначительное место, его роль в романе настолько велика, что Каратаева просто нельзя причислить к эпизодическим героям произведения. В образе Платона Каратаева Толстой изображает мирное, духовное начало, подчёркивает черты русского простого мужика, делая его олицетворением всего доброго, округлого. В портретной характеристике героя писатель подчёркивает такую деталь, как округлённость Каратаева: «…вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые…». Эта идея круга как символ соразмерности и устойчивости жизни. Толстой в эпизоде «Сон Пьера» подчёркивает это: Платон одна из тех капель, которая «уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, опять разлился и исчез». В середине всех капель Пьер видит Бога, ведь, по мнению Платона Каратаева, именно всё происходящее на Земле по божьей воле, поэтому простой русский мужик уверен, что в конце концов добро и справедливость победят, отсюда непротивление злу и принятие всего, что бы ни случилось - и Толстой считает, что в этом и есть гармония жизни человека. В образе Платона Каратаева важно еще то, что именно в нём писатель воплотил теорию роевого начала. По мнению Толстого «жизнь… как отдельная жизнь не имела смысла. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Так, каждый герой романа чувствует себя частью чего-то целого, все персонажи переживают патриотическое чувство. Например, Наташа Ростова помогает раненным, солдаты принимают князя Андрея и Пьера Безухова. Таким образом, образ Платона Каратаева в романе-эпопее бесценен, это можно судить и по той роли, которую герой сыграл в судьбе Пьера Безухова. Толстой показывает, что простой русский мужик помог графу восстановить мир в душе после того, как на его глазах убили пленённых русских солдат, подарил ему смысл существования и поделился крестьянской мудростью, которая нашла своё отражение в народных поговорках и пословицах. Каратаев явился в самый сложный период жизни Пьера спасителем, и потом, подобно самодостаточной капле, бесследно исчез из людского мира. Толстой подчёркивает значительную роль Платона в жизни графа Безухова тем, что даже после смерти Каратаева Пьер вспоминал о нём и думал, что бы он сказала по поводу той или иной ситуации, «одобрил или не одобрил». В заключении хочу сказать, что образ Платона Каратаева в романе-эпопее «Война и мир» символичен. Шар в представлении древних – это символ завершённости и совершенства. По мнению Льва Николаевича Толстого, совершенен тот человек, чьё счастье заключается в любви ко всем. И именно образ Платона Каратаева олицетворяет собой идею гуманизма, человеколюбия, которую писатель хотел донести до читателей произведения.

 

Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?

Данному герою в романе-эпопее отведена сравнительно не большая роль. Но значение этого образа очень велико. Персонаж сам по себе для читателя важен, к тому же он значительно повлиял на судьбу Пьера Безухова. Итак, Платон Каратаев. Этот человек оказало ему помощь в понимании смысла жизни, обретении согласия и мира с людьми и собой в том числе. Платон Каратаев – это образ, который был изображён Толстым для передачи мирного, доброго духовного начала, и с целью предельного усиления, укрепления черт русского человека, и олицетворения всего простого, доброго, русского. Проявлением этого стала округлость головы персонажа, форма спины, рук, характерность движений; улыбка и любовная расположенность по отношению ко всем живым существам, то есть к солдатам, Пьеру, и даже французам (являющимся для него частью мира, к которому он ощущает любовь), а также - к собственной лиловой собачонке. Платон Каратаев, когда он попал в плен, сумел отбросить от себя напущенное чуждое, солдатское. Он возвратился невольно к крестьянскому или “христианскому” складу, который ему был близок ранее, по его словам, к народному. В свободное время он предпочитал вести (вечером) разговоры, что-то рассказывать и петь, слушать сказки, хотя о настоящей жизни ему было узнавать интереснее всего. Платон Каратаев обрёл гармонию внутри себя. Её может получить человек, безгранично верующий в волю Божью на все события, происходящие на Земле, и верящий в то, что все справедливость и добро, в конце концов, одержат победу. Отсюда и рождается непротивление с его стороны злу и умение принять все, что происходит. С точки зрения данного персонажа, его собственная жизнь, как отдельная, не имеет смысла. Она наполнена смыслом исключительно в качестве частицы целого, постоянно ощутимого им. Встрече с Каратаевым предшествовал душевный кризис, пережитый Пьером. Платон способствовал облегчению состояния Пьера и восстановлению чувства устойчивости миропорядка, базовой основой которого является взаимопонимание и любовь. Каратаев для Пьера выступил в роли высшего воплощения добра, правды и простоты.



Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 916; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!