Кому на Руси жить хорошо?» как эпопея русской жизни
Эпопея, которую равняют и ставят выше повести – жанр, который раскрывает нам значимые аспекты жизни через судьбы многих людей, поделенных на сословия. Так Н.А. Некрасов говорит нам не только о бытописании человека отличного по социальному статусу, но и то, что имеют общее все эти люди, то есть типичные черты характера русского народа. Но как же именно и где нам показывает это автор? Обратимся к началу поэмы. Перед нами предстают 7 мужиков, как в типичных произведениях фольклора число такое не случайно, Некрасов наполнил поэму сказочными мотивами ради придания ей легкого настроения, что помогает читателям лучше понимать характеристику главных героев. К примеру, тем же приемом писатель говорит нам о легкомысленности мужиков, которые решили бросить все, ради ответа на странный вопрос. Кто же счастлив? Сам по себе поиск истины неоднозначен. Но как бы глупо это не казалось, после отмены крепостного права люди теряют смысл жизни, что говорит об их вечных исканиях, вот как понимает этот вопрос сам Некрасов. В первых главах жители бедных деревень встречают представителей различных сословий. Например, попа, затем помещика Оболта-Оболтуева, жизнь которых оказывается не так сладка, как было принято считать. События, показанные после реформенной России, контрастно влияют на судьбы героев «порвалась цепь великая» и теперь они, привыкшие к бывалой роскоши, вынуждены сами жить не лучше бывших крепостных. Лидирующую роль в произведении занимает простой народ, ему Некрасов больше всего сопереживает и уделяет внимания. В главах «Пьяная ночь», «Счастливые» мы видим великое разнообразие людей, по-своему представляющих понятие счастье, солдат 20 раз воевавший и все еще живой, старуха с урожаем в тысячу реп, придворный лакей и многие другие, однако у большинства оно имеет больше материальную подоплеку. И такое мнение не остается секретом, ведь люди, прожившие в бедности, не могут не задумываться о лучшей жизни, стремление к которой им навязало благополучие других классов. Оттого же русский человек и пьет много, чтобы забыться, избавиться от нелегкой жизни: тяжелой работы и вечного голода. Так говорит Яким Нагой: «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли?» Здесь уже выделены первые особенности поведения народа: пьянство, некая инфантильность в этом же отношении, чтобы начать менять свою жизнь, они не прилагают нужных усилий. Но можно ли сказать, что только в этом исчерпывает себя русский характер? Ответ мы находим в истории о молодом бургомистре Ермиле Гирине. Прослужив на пользу человечества верой и правдой, он помогал людям простым «советом», без платы, и в минуту, когда он сам попал в незавидное положение, люди, полностью доверяя ему, безоговорочно несли деньги на выкуп мельницы, которые Гирин потом вернул каждому. После этого лишь один раз он поступил не по совести, отправив вместо своего сына чужого, но быстро покаялся. Через жизнь этого человека автор показывает читателю народ, как единое целое, который может быть и всепрощающим, и любящим в то же время. Этот общее сознание и хотел подчеркнуть автор. Еще один важный момент всего произведения – это исповедь Матрены Тимофеевны. Она полна как недолгим счастьем, так и горьким страданием. Ее голос – есть голос всего народа. Своей нелегкой судьбой Матрена показывает нам тяжелую жизнь любой русской женщины. Веселье находит себя лишь в юности и понемногу в радости рождения и заботе о ребенке, любви к заступнику-мужу. Так называемое счастье приходит к ней после принятия род у губернаторши. Но по большей части муки сопровождают нашу героиню: поведение свекрови, отношение соседей, случайная смерть первенца, прибавить к этому еще тяжелый крестьянский труд и расставание с любящими родителями, и будет готов образ большинства русских женщин: «Ключи от счастья женского, от нашей воли, волюшки заброшены, потеряны у Бога самого…». Так Некрасов пытался передать нам контрастную жизнь Матрены Тимофеевны, говоря тем самым как о судьбе женщин, так и о страданиях всего народа. Подводя итог, автор хотел показать, все разнообразие русского общества, его достоинства и недостатки, которые присутствуют в чертах национального характера того времени: сострадание, любовь к ближнему, легкомысленность и наивность, извечные терзания и обольстительные минуты радости. А также упадок жизни населения после отмены крепостного права, его незнание, что же делать дальше? Так русская жизнь вбирает в себя противоположности веселье и горе, нищету и достаток
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!