Все культуры взаимно обогащают друг друга.



 

Особое место в любой национальной культуре занимают её духовные ценности.  Это науки и искусства. Это язык и национальные обычаи. Вот это особое и есть дух нации.

Это информационные ценности национальной культуры. Это то, что переживает любые войны и потрясения. Это то, что как птица Феникс, всегда возрождается из пепла. Были бы только живы люди, в чьей памяти жив этот неугасимый дух нации. А далее, они его передадут своим детям и внукам. Передадут вместе с родным языком.

 

П. Совокупность духовных ценностей любой национальной культуры – это дух нации. Его основу составляет национальный язык, фольклор, музыка и обычаи.   Принцип духа нации. (1.6.4)                                 И 67

 Любая нация отличается своим духом. Это неповторимое целое. Хотя и содержит множество заимствований у других национальных культур.   Любая нация умирает только со смертью своего духа в душах людей.

 

П. Национальность человека определяет только дух нации в его разуме.  Только сила  национального духа в разуме человека определяет его отношение к своей нации.  Принцип национальности. (1.6.4)      И  68

 

 Паспорт можно быстро сделать и переделать, но этого нельзя сделать с национальным духом в разуме человека.  Для этого ему придётся  родиться ещё  один раз.                                                                                  

                                                                                                     2010-12-07

 

Национальный дух личности

Национальная духовная культура влияет на развитие разума человека так, как никакая другая. Ведь человек обычно живёт среди соплеменников. В первую очередь, в кругу семьи. А человек развивает свой разум только путём образования новых представлений (опыта) и понятий (речевых навыков).

 

Национальность надо определять по матери, ибо она передаёт дух нации вместе со своим молоком.                                         

Во-первых, свой первый культурный  опыт (представления) и первые свои речевые навыки (понятия) разум ребёнка формирует путём восприятиякультурного нравственного опыта матери, бабушки и др. членов семьи.

Во-вторых, обычно любой человек  с детства и до преклонных лет находится в своей национальной среде. И по этой причине его разум необходимо образует множество представлений и понятий путём восприятия культурного опыта своих соплеменников.

В-третьих, любое новое понятие необходимо создаётся разумом путём мышления. То есть, в деле образования нового понятия всегда и необходимо участвуют близкие по признакам имеющиесяпонятия.   В результате.

 

П. Культурный опыт соплеменников необходимо присутствует в любом понятии разума. Что необходимо отражается на восприятии и мышлении личности. Менталитет – это национальные особенности такого восприятия и мышления.   Принцип  менталитета. (1.6.5)   И 69      

 

Человек и воспринимает и думает как свои соплеменники. И только потому, что  у него общие с соплеменниками особенности понятий. Человек сам образует свои понятия и  только на основе опыта. Но значительная часть этого опыта является приобретённыму других людей.  А эти люди, чаще всего, являются его соплеменниками.   Вы догадываетесь, почему нам интересно слушать речь умного человека?    Да только потому, что он высказывает свои умные мысли, а мы восхищаемся его мышлением. И тем самым мы невольно учимся приёмам его мышления. Нам нравится как просто он в своих мыслях «развязывает» то, что мы считали проблемами.  По сути дела, так менталитет – это общепринятыеспособы мышления группы людей. Они часто общаются друг с другом и понимают друг друга с полуслова. Почему с полуслова?  Да только потому, что одноимённые понятия соплеменников уже согласованы по смыслам в процессе долгого общения. А в своей национальной среде человек живёт довольно долго. От этого у него и национальный менталитет.  В общем, анекдоты и другие смешные истории желательно рассказывать  только соплеменникам.  Иначе точно попадете в глупое положение.   

                                                                                                                              2010-12-08

 

 

Нравственная культура личности

Нравственная культура личности является неотъемлемой  частью   духовной культуры человека.

П. Нравственная культура личности -- это всё то, что конкретный человек знает о нравственном культурном наследии. Эти знания и умения находятся в его совести в виде нравственных понятий и представлений.  Они лежат в основе его культурного поведения и  определяют стремление человека к его нравственному  совершенству. (1.6.6)                                                                                                               И 70

 

Более того, нравственная культура личности всегда и необходимо имеет свои национальные особенности.

 

 П. Этические понятия и представления человека необходимо имеют свои национальные  культурные особенности. Эти особенности ярко  проявляются в его этическом восприятии, мышлении и интуиции и называются этическим менталитетом человека.  Принцип этического менталитета. (1.6.6)                                                                                 И 71

    Однако,  нравственная культура личности – это одно. А  вот культура поведения – это уже другое.   Парадокс? Убедитесь сами.                

                                                                                                           2010-12-04   

 

Культура поведения

Дело в том, что нравственная культура личности – это всё то, что конкретный человек знает о нравственном культурном наследии.  Это знания и умения. В нравственную культуру личности необходимо входят знания о культурном наследии своей нации. Поскольку культура нации необходимо является частью мировой культуры.

  А вот нравственное поведение личности –  это уже  действия.  

Совершенно очевидно, что мы часто путаем культуру человека и его культурное поведение, иначе бы не было той неразберихи и сплошного пустословия относительно совести, которое продолжается и по сей день.

Во-первых, совесть человека содержит не только нравственно культурные ценности.  Там содержится ещё множество понятий и представлений, сформированных человеком в результате как собственного, так и   приобретённогосоциального опыта.  

  Во-вторых, кроме совести,  поведение человека во многом определяет его натура (эмоциональное Я).

В-третьих, кроме совести,  поведение человека определяют и другие понятия, не входящие в совесть. Они не в меньшей степени выдают свою поведенческую реакцию на происходящее.

  В-четвёртых, понятия совести, как и все другие понятия, способны работать как в произвольном, так и в непроизвольном режиме.

  В-пятых, не совесть принимает произвольное решение каждого поведенческого действия, а разум. Точнее, егологические центры принятия решений.  Там нередко возникает борьба внутренних мотивов. Реакции различных понятий на один предмет восприятия различны. Эти реакции, точнее, ответы этих реакций и есть внутренние мотивы. Это «мнения понятий». При множестве разных «мнений» по одному предмету разум сомневается.

 В-шестых, ещё поведенческие решения принимает и  подсознание. А оно это делает гораздо быстрее разума.

  В общем, не одна совесть отвечает за нравственные или безнравственные поступки.  Но вот судит эти поступки только она.

Нередко человек произвольно (через мышление) идёт против своей совести.  Иногда он это делает непроизвольно (автоматический ответ).  А потом мучается –   совесть «болит». И эта «боль» находится в том понятии совести, которое выдало правильную поведенческую реакцию  (мотив для принятия решения), а вот разум принял к исполнению мотив эмоционального Я.   Или он принял к исполнению мотив другого понятия.

 Затем эта «боль» вызывает мышление, поскольку разум всегда обращает внимание на возбуждённое понятие. Внимание -- это основа мысли. Но мышление всегда немного изменяет центральное понятие процесса мышления.  

В результате.

 

 П. Поступки противные совести всегда и  неотвратимо изменяют саму совесть. (1.6.7)                                                                                         И 72

 Надеюсь, что это понятно.

Этот долгий разговор «не по теме» нужен  только для того, чтобы читатель различал понятия «сильной» и «слабой» совести. Даже если она  и культурна не все сто процентов.  А то, получится, что прочитал  Библию … и  уже святой. Знание культурных нравственных принципов – это одно, а вот знание безусловного следования этим принципам – это уже совсем другое. Это  во многом зависит от силы нравственных понятий.  

 

П. Сила совести всегда и необходимо состоит в силе нравственных понятий. Только тогда реакции нравственных понятий имеют значительный перевес над противоположными реакциями других понятий и эмоциональных инстинктов. Сильное понятие называется убеждением (убедительным активным речевым навыком).  Закон силы  нравственного убеждения. (1.6.7)                                                              И 73

 Тогда разум  просто уже не сомневается в принятии решения.

 Но кто это сказал?! Кто об этом написал?  Никто. Вокруг совести современная наука топчется на месте,  не понимая, что это такое.

   Его Святейшество Патриарх Кирилл по поводу нравственных убеждений  неоднократно говорил о том, что мать учит ребёнка:  «не делай так!». И тот не совершает такого поступка. Ибо он, в силу своих слабых понятий, ещё плохо понимает что делает.  Его спасает только то, что он верит в правоту матери.  Он знает, что мать  плохому не научит. 

  Культурная совесть учит только хорошему. Надо только всегда  верить в её правоту, как мы верим в правоту матери.  Культура как мать. Она также плохому не научит. Матери Культуре уже много тысячелетий. Она есть всё лучше, что только создало человечество  во благо каждого человека.

Иначе, да  просто забудьте про свою  культурную совесть. Иначе она  только мешает.

 

 

Зачем нужна культурная и сильная совесть?              

    

Первое.  Для сохранения человечества, как вида и не менее того. Человек по своей природе есть существо социальное.  У одного человека просто нет сил для противостояния  вызовам окружающей среды.  Но это сегодня.

 Завтра для противостояния этим вызовам могут потребоваться объединённые силы всего человечества.

  Но возможно ли объединить усилия людей с нечистой совестью? Нет. Каждый будет думать только о своей выгоде. Более того, всегда найдутся любители половить рыбу в мутной воде.  Как говорится: «для кого война, а для кого мать родна».

 

Второе.  Существуют   исторические примеры гибели крупнейших цивилизаций, которые  явно указывают на то, что в основе их гибели была гибель совести у людей, осуществляющих государственную власть. Государственные люди – это такие же смертные, как и все остальные.

 

П. Моральное разложение элиты неизбежно ведёт к  ослаблению всего государства. И даже к его гибели. (1.6.7)                                                И 74

 Это известная  аксиома. Здесь и обсуждать нечего.

 

Третье.  Вот Вам приятно иметь дело с человеком низких нравственных устоев? Или с человеком безвольным?  Если нет, то эту тему можно сразу и закончить.

Четвёртое.     А не превратим ли мы своими экспериментами с совестью всех людей в праведников?   Ведь тогда в Мире исчезнет человеческое зло. А когда исчезнут все тени, тогда исчезнут и все стремления.    Этот интересный вопрос поднял М. Булгаков в известной сцене разговора между Воландом и Левием Матвеем.  «…Но тебе придётся мириться с этим, -- возразил Воланд … Ты произнёс эти слова, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

 -- Я не буду с тобой спорить, старый софист, -- ответил Левий Матвей». 

 Но за это можно особо и  не беспокоиться. Тени не исчезнут, ибо нравственность за последние два тысячелетия не стала лучше.  Если сравнить жестокость и коварство ряда кровавых режимов двадцатого века, то куда там древним римлянам и грекам.  В общем, в ближайшее тысячелетие   исчезновения теней не ожидается. Скорее наоборот.   

                                                           

                                                                                                                        2010-12-03

 

Религиозная культура

  Любая религиозная культура имеет свою значительную эстетическую и этическую составляющие. Тем не менее, даже отличное знание человеком религиозной этики ещё не вовсе не гарантирует того, что этот человек способен вести только праведный образ жизни. Ведь если у него слабый дух, то уже  никакие этические знания  не удержат его от того или иного соблазна.   

 

П. Особое значение любой религиозной культуры состоит  в воспитании сильного и доброго духа у каждого прихожанина. (1.6.8)                    И 75

                                       

  Тема религиозных культур огромна по своему многообразию и недостойна краткого описания.  Однако у нас нет намерения в её раскрытии на уровне материалистической философии.  У нас различные языки и различные подходы к Бытию.  Нам достаточно и того, что она является могучим союзником всякого, идущего по пути нравственного возрождения. Ведь нация состоит из каждого из нас. Так что, не раскрывая темы, мы сразу же возвращаемся на грешную Землю.     Тем не менее, государство, в целях своего единства, должно внимательно следить за тем, чтобы некоторые религиозные «культурные ценности» не разделяли граждан.  

 

П. Религиозная рознь является особо  тяжёлой болезнью государства.  (1.6.8)                                                                                                            И 77

Это чистая правда, сказанная при всём уважении к верующим и религиям (автор нигде не отрицает существование и милость Господа).                                                                                                                                                

                                                                                                    2010-12-08

Заповеди семи мудрецов

Они относятся к периоду зарождения и формирования античной философии (6 в. до н. э.).В диалоге Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон". Хотя, состав «семи мудрецов» по различным источникам разный.  Но не это не главное. Приведём образцы их известных кратких изречений. По-нашему афоризмов, по-ихнему гном

 

"Познай самого себя!". (Предположительно Фалес.)

 

«Ничего сверх меры!». (Солон.) Но гораздо раньше возникло изречение Гесиода: "Меру во всем соблюдай!"   

 

«Смотри в конец!». (Солон.)

 

"Не позволяй своему языку опережать твой разум". (Хилон.)

 

«Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам». (Питтак.)

 

"Знай свое время".  (Питтак.)

 

"Говори к месту". (Биант.)

 

«Большинство людей дурны». (Биант.)

 

«Наслаждения смертны, добродетели бессмертны». (Периандр.)

 

«Поручись – и беда тут как тут». (Фалес.)

 

"Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть". (Фалес.)

 

"Быстрее всего ум, потому что он все обегает". (Фалес.)

 

 "Мудрее всего время, потому что оно все открывает". (Фалес.)

 

Изречения "Ничего сверх меры!" и "Познай самого себя!" были высечены над входом в дельфийский храм Аполлона.

  

  2010-12-09

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!