Познание и социально-историческая практика.



       С точки зрения марксизма, познание осуществляется на основе определенных эталонов и норм, формируется в процессе активной практической деятельности субъекта. Именно в практике стороны и свойства действительности превращаются в объект, преобразование которого в практической и теоретической деятельности субъекта позволяет познать объективную реальность.

       Практика -- активная материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективного мира природы и общества в соответствии с социальными потребностями. Для К. Маркса социально-историческая практика является базовой формой человеческой активности наряду с познанием и коммуникацией.

       Существуют различные подходы к анализу практики:

       1. Феноменологический (описательный подход) к анализу практики: практика – материальный процесс, в ходе которого преобразуются объекты природы и различные подсистемы социума и социум в целом. Эти объекты преобразуются согласно внутренним законам их функционирования. Преобразование мира происходит в соответствии с потребностями, которые носят общественный характер. Активным звеном в процессе практической деятельности является человек как элемент социальной структуры.

       2. Структурный анализ практики: выделяются следующие формы практики: а) практическая деятельность по изменению природных объектов, производство материальных благ; б) деятельность, направленная на преобразование социальных объектов (войны, революции); в) научный эксперимент.

       3. Функциональный анализ практики: практика выполняет определенные функции в процессе познания: а) практика – цель познания, начало познавательного процесса; б) практика – основа познания. Основные методы, средства познавательной деятельности укоренены в методах и средствах практической деятельности. Практика дает первичную информацию, которая обобщается и обрабатывается мышлением. Наше мышление своими корнями уходит в практику. Именно на основе практики формируется способность сознания к обобщению существенных свойств объекта, на основе которого формируется теоретическое мышление; в) практика выступает критерием истины в познании. Она обеспечивает сопоставление идеальных образов с объектом, отраженным в сознании. Происходит объективация знания в эксперименте и в современных технологиях деятельности. Таким образом, практика дает возможность проверки истинности результатов познания; г) практика – источник познания, движущая сила познания. Практика обуславливает возникновение нового знания и его преобразование.

В марксисткой транскрипции субъектом познания выступает общество через отдельных своих представителей. Объектом познания является не весь мир (как это представлялось наивному реализму), а его доступная часть, определяемая практическим освоением мира.

Для различных программ постклассической гносеологии (экзистенциально-феноменологической, биопсихологической, аналитической, герменевтической и др.) характерен отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки в исследованиях познания. Особое внимание акцентируется на анализе не столько роли и гносеологического статуса субъекта познания, сколько вопроса о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире. Постклассическая гносеология обращена к исследованию прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии, пришедших на смену традиционным проблемам субъект-объектного взаимодействия в процессе познания.

 

Тема 4. Структура и основные характеристики познавательного процесса

                                                                                                            

План лекции

1). Дилемма эмпиризма и рационализма в истории гносеологии и проблема структуры познания.

 

2). Познавательный процесс как предмет структурно-функционального анализа:основные версии исследования.

 

3). Познание как творчество. Феномен интуиции и веры в познании.

 

Литература:

Основная литература

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинение. Т. 1. – М., 1989.

Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э. Соч.: В 3-х т. Т. 2. М.,1982

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр.

соч. Т.18.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга четвертая // Локк Дж. Соч: В 3 т. Т.2. М., 1985.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Юм Д. Исследования о человеческом познании // Юм Д. Соч. В 2-х т.Т. 2. М., 1965.

Дополнительная литература

Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993.

Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994

 

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!