Тема 3. Субъект-объектное отношение как фундаментальная проблема классической гносеологии



 

План лекции:

 

1). Принцип субъективности в теории познания. Понятие субъекта и объекта познания.

2). Наивно-реалистическая трактовка субъект-объектных отношений в гносеологии Нового времени.

 

3). Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма: статус субъекта и объекта познания.

 

4). Идея трансцендентального субъекта в гносеологии И.Канта.

 

5). Социокультурная программа в гносеологии: Гегель и Маркс.

 

6). Познание и социально-историческая практика.

Литература:

Основная литература

Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. СПб.,1992.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.. 1993.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3.

Дополнительная литература

Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. Лекция 20.

Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург. 1993.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Субъект, познание деятельность. М., 2002.

Рябушкина Т.М. Отказ от философии субъекта – смена парадигмы или ее самооправдание // Философские науки. 2009. № 10.

 

Структурно-содержательный конспект лекции

 

Принцип субъективности в теории познания. Понятие субъекта и объекта познания.

Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение. С первых этапов своего конституирования и до формирования системно обоснованных концепций познания классическая гносеология исходила из фундаментальной предпосылки, согласно которой основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.

В основе концепций классической гносеологии лежит принцип субъективности, согласно которому процесс познания осуществляется автономным, самодостаточным субъектом, дистанцированным от объекта и обладающим сознанием и самосознанием. Самосознание субъекта – последняя инстанция, обеспечивающая достоверность знания. Оно очевидно, дано, не вызывает сомнений, поэтому и избирается в качестве таковой. Принцип субъективности задает отправную точку развертки гносеологических концепций. Задача исследования состоит в раскрытии познавательных способностей субъекта, позволяющих ему осуществлять процесс познания и достигать адекватного и истинного знания об объекте. В анализе познания классическая гносеология исходит из логики интеллекта, т.е. особых познавательных способностей человека, а не анализа структур и результатов познавательного опыта. 

В классической гносеологии под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей, собственно, и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

       Для современной эпистемологии субъект – это, прежде всего, конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Это носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания

Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей. Объект не тождественен объективной реальности, им может быть часть или некие состояния сознания, собственное тело, предметы культуры и т. д.

Конечно, о субъекте можно говорить лишь в рамках субъект- объектного отношения. Но при этом важно понимать, что проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они связаны с проблемой субъекта познания, соотнесены с ней.

В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 836; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!