Многообразие форм познания, Особенности познания природы, социокультурной и духовно-психической реальности.



Раздел I. Теория познания в классических и постклассических версиях философствования

Тема1. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

 

План лекции:

1). Специфика познавательного отношения человека и миру. Понятие познания и знания.

 

2). Многообразие форм познания, Особенности познания природы, социокультурной и духовно-психической реальности.

 

3). Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

Литература:

Основная литература

Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1990

Возможности и границы познания. М., 1995.

Зандкюлер Г. Действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. М., 1996.

Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1992.

 

Дополнительная литература

Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Происхождение знания: истоки и основы //«Вопросы философии». 2008, №4. 

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001

Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев. 1997.

Структурно-содержательный конспект лекции

 

1). Специфика познавательного отношения человека и миру. Понятие познания и знания.

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Специфика философской интерпретации познавательной активности заключается в том, что философия выделяет сущностный аспект анализа познания и ставит вопрос о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом глубинных, сущностных характеристик объекта, о возможности воспроизведения действительности в знании.  

       В современной философии доминирует системный подход к определению познания (определение через систему дефиниций). В рамках генетического подхода познание выступает как форма отражения объективной реальности. Функциональный подход рассматривает познание как форму духовной деятельности, в процессе которой разрабатываются цели и идеально-теоретические программы преобразования природного и социального мира. Субстанциональный подход трактует познание как форму духовной деятельности, направленной на адаптацию человека к объективной реальности и постижению сущности и смысла самопознания.

       Наиболее полный образ познания предполагает поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций. Так, с одной стороны, познание в его специфичности требует для своего понимания чего-то принципиально и субстанциально иного — «реальности», «объекта», «материи» (реализм); с другой же — познание может быть понято как самостоятельная идеальная реальность, обладающая внутренней динамикой и источниками развития (трансцендентализм).

       Однако, будучи самостоятельной реальностью, познание вместе с тем пронизывает все аспекты человеческого мира и лишь в абстракции может быть выделено из него. В таком случае познание следует понимать как процесс, сопровождающий деятельность и общение людей и выполняющий функцию их обеспечения идеальными образами (функционализм). Поэтому познание осуществляется не неким «гносеологическим субъектом», но целостным индивидом, как правило, даже не ставящим себе специальных познавательных задач.

       Понятое таким образом познание не является «отражением реальности вне человека и человечества», но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, т. е. возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах (социологизм). В данном процессе знание как результат познания в прямом смысле возникает из незнания. В этом случае основным содержанием познания в его относительной самостоятельности становится создание и замена одних идеальных образов и объектов другими в форме процедуры обозначения, создания аналоговых моделей (конструктивизм).

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.

       Познание — процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Познание не сводится к отражению, а включает к тому же ряд процедур, обеспечивающих наложение на мир сети обозначений — научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность деятельности и общения.

       Конструктивность — едва ли не главное отличие человеческого познания от аналогичной психической деятельности животных. Знаково-символические системы, стихийно возникая как элемент деятельности и общения, приобретают затем относительную самостоятельность, и мыслительная работа с ними не только сопровождает все проявления человеческой активности, но и является условием ее возможности. Познание не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания.

       Познание не только позволяет выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и осуществлять произвольный переход от одних образцов, стандартов к другим, придает динамичность познавательному процессу, обеспечивает его творческий характер. В этом смысле всякое творческое познание рождает виртуальные миры, создает предпосылки создания и существования культурных объектов вообще. Познание как внесение смысла в опыт есть постижение порядка в хаосе, безусловного в условном, априорного в апостериорном, трансцендентального в эмпирическом, идеального в реальном. В понимании данного соотношения и состоит основная задача философского исследования познания.

Результатом познавательной деятельности человека и эпистемических сообществ является знание. Знание— это форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

Всякая разновидность (тип) знания – это элемент целостного культурно-историчекого комплекса (науки, техники, религии, мифа, магии). Исчерпывающая типология знания совпадает с историей культуры. 

Знание – это творческое, динамическое измерение сознания, сколь скоро всякое сознание существует в форме знания. Знание – объективная идеальная форма всякой деятельности и общения, предпосылка расширения горизонта человеческого бытия. Знание – это не только преобразование элементов опыта в сознании путем структуризации, обозначения его элементов, не только фиксация опыта в социальной памяти. Это способ трансформации знаковых систем, сознания, деятельности и общения, придания им новой формы, т.е. смысла и значения.

Знание – это осмысление человеком контекстом своего опыта. Это – смысл, вносимый в специфическую реальность – производственную практику, религиозный культ, языковый текст. Тем самым знание – это различение этих реальностей как возможных сфер реализации человеческих способностей. Способность знания служить расширению культурно-исторического контекста человеческого бытия есть основа для его оценки в терминах таких оппозиций, как точность-приблизительность, достоверность-вероятность, сущность-видимость, творчество-репродукция, истина-заблуждение.

       Знание -- это прежде всего информация, но не всякая, а отличающаяся: 1) селективностью; 2) упорядоченностью (рецептурное или научное); 3) опосредованностью нормами и методами деятельности; 4) социально значимостью; 5) признанием социальным субъектом или обществом; 6) оформлением соответствующим образом.

       В отличие от задачи когнитивных наук, философский анализ знания связан, прежде всего, с пониманием его не столько как информации о внешней и независимой реальности, но, напротив, как элемента мира человека, говорящем о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки ее практической трансформации.

 

Многообразие форм познания, Особенности познания природы, социокультурной и духовно-психической реальности.

Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:

а) знание как информация об объективном мире природы и общества;

б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;

в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.

Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать:

а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле;

б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры.

Вторая классификация форм познания учитывает специфику предметной области, на освоение которой нацелена познавательная деятельность: природы, общества, мира человека. При этом решаются различные задачи: объяснения, понимания, самосознания.

Объяснение – логико-методологическая процедура экспликации сущности одного предмета, явления, события действия и т.д. через другое – объясняющее, наличное, имеющее статус достоверного или очевидного. По форме это умозаключение. В науке объяснение – это, прежде всего, раскрытие причинно-следственных связей, хотя могут вычленяться и генетические, структурные и функциональные зависимости, а не только причинно-следственные.

Понимание -- процедура постижения или порождения смыслов. Понимание – суть идеографического метода, схватывающего индивидуальные особенности явлений в противоположность номотетическому, суть которого объяснение. Существуют разные трактовки понимания, как и объяснения. Так или иначе, понимание носит коммуникативный характер, оно обеспечивает умение действовать соответственно социокультурному контексту. 

Самосознание – итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той ли иной культуры, зафиксированной в языковых (дискурсивных) практиках, и представляет собой некий гипертекст. Уровни самосознания: 1) выделение из окружающей среды – самочувствие; 2) родовое или групповое самосознание; 3) индивидуальное самсознание;

4) философская рефлексия над феноменами культуры. 

С учетом специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса в качестве основных форм познания можно выделить мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!