Досуг как сфера социально – культурной деятельности



Слово досуг  со значением свободного или удобного времени употреблялось на Руси еще в середине ХV века. В литературе и толковых словарях слово досуг трактуется довольно широко и означает время, достаточное для какой либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае даже безделье.

В толковом «словаре живого великорусского языка» В.И.Даля: «Досуг – свободное, от занятий время, гулянки, гулячая пора, простор отдела». Следовательно, уже в ХIХ века слово досуг имело современное толкование.

В современном словаре русского языка С.И.Ожегова: «Досуг – свободное от работы время; досужий – свободный от дел, праздный».

Что касается термина «досуг» то, по мнению целого ряда ученых, его нельзя ассоциировать не с древними, не с более поздними аграрными периодами истории человека.

Во всех традиционных обществах досуг регламентируется народным календарем, основанным на смене времен года. Народный календарь предписывал такие «мирские» праздники как масленица, святки, праздник последнего снопа Иван Купала и другие. В процессе реализации культурно – досуговых программ необходимо ориентироваться и учитывать вековых традиций опоры на календарь природы.

Если рассматривать досуг как социальное явление то можно положиться на народные культурно – педагогические идеи и традиции, которые указывают на тесную связь между досугом и трудом. Досуг зависит от качества и уровня организации труда (результативность и полноценность, психологическая удовлетворенность), только хорошо отдохнувший человек способен полноценно расходовать досуговое время. В досуговой сфере всегда зримо или не зримо присутствует трудовое начало. Заповедь «Не учи безделью, учи рукоделью», указывает на возможность соединения труда и развлечения (посиделки, вечеринки).

В современном обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения необходимы следующие условия:

1. общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. Хотя бы некоторые из видов досуговой деятельности не должны попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать заботой каждого человека, даже если выборность диктуется социальной необходимостью.

2. деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, отделить теоретически и практически от свободного времени.

Таким образом, досуг как современное понятие, сформировалось в период индустриально и постиндустриального развития общества. В рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированные досуг и труд, досуг и учеба.

Досуг  - это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Основные социокультурные функции досуга:

· Рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психологического утомления.

· Развлечение,  понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.

· Развитие,  в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении

К основным характеристикам досуга  следует отнести:

· свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать то, что хочется);

· возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем право самостоятельно выбирать род и вид занятия);

· неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью);

· гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, удовольствия, наслаждения);

· компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности.

 

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание.

Объем его зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и той части внерабочего времени которые относятся к так называемым непреложным затратам (СОИ, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.)

Соответственно есть 2 основных способа увеличить досуг – сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени.

Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей: потребление культурных ценностей (чтение, ТV, посещение культурно–досуговых центров), самообразование, культурно – творческие занятия, любительские занятия – хобби, физкультурно–оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых и затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры.

Содержание применительно к досугу – это внутренний смысл основных структурных элементов. Практически каждый из структурных элементов обладает способностью иметь различающиеся в качественном отношении содержательное наполнение.

Например, применительно к культурно–творческим занятиям - это может быть художественное, техническое, декоративно–прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д.

В контексте общей характеристики досуг можно классифицировать как время, деятельность и состояние.

Досуг как время рассматривается в качестве определенного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности.

Досуг как деятельность рассматривается как совокупность занятий воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят материальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди, и т.д.

Досуг как состояние человека базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым занятиям – это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощущения удовольствия, наслаждения

Досуг можно классифицировать как:

· деятельный и бездеятельный;

· рекреационный и развивающий;

· ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной;

· домашний, внедомашний;

· индивидуально организованный;

· коллективно организованный.

В современной социально - культурной теории и практике существуют различные досуговые концепции. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различия этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Можно выделить основные концепции досуга, которые являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального явления.

Деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Ее назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил человека, но и в повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет ряд особенностей:

1. предполагает свободное творчество личности - человек волен
эту деятельность, выполнять или не выполнять по — своему
усмотрению;

2. в досуговой деятельности конечный результат не имеет для
человека принципиального значения, важен стимул - чувство
внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во
время досугового занятия;

3. обладая огромным диапазоном видов своего проявления,
досуговая деятельность предполагает в одних случаях
активное участие человека, в других - его пассивное
расслабление;    в    одних    случаях    отличается
конструктивностью,  ярко   выраженной  творческой
направленностью - в других может носить деструктивный,
антисоциальный и даже криминальный характер.

Деятельностная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов:

• досуговая  деятельность  обусловлена  объективной
потребностью человеческого организма в восстановлении
своего физического и психического баланса;

• она осуществляется в свободное время в соответствии с
возрастными особенностями, интересами, физическими
способностями, интеллектом, желаниями человека и
характеризуется добровольностью выбора занятий;

• ее результатом является наслаждение самим процессом
деятельности.

Медико-билогические (курортологические, оздоровительные) концепции - это наиболее ранние и устойчиво сложившиеся концепции. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в не рабочее, свободное время.

Целями использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятие стрессов служит расширении сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров, как в России, так и за рубежом.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, а также то, что эти центры могут быть многопрофильными, специализированными (Дома отдыха, профилактории, санатории, туристические базы и т.п.)

Культурологические и социальнокультурные концепции - главное в них это содержательное наполнение досуга. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширение культурного кругозора и обмена духовными ценностями, наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса, как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры (памятники архитектуры, архитектурные ансамбли, музеи и т.п.)

На содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга большое влияние оказывает принадлежность человека к определенной социальной и национально - этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговой потребности. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей.

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально - культурной деятельностью городских жителей. Сельская досуговая культура связана с природными ритмами: смена времен года, природные ритмы, крестьянские праздники и т.п. городской досуг зависит: от организации производства, транспорта, быта, напряженного темпа жизни. Но в последнее время различие в досуговых потребностях и культурных предпочтениях жителей города и села ощутимо исчезают (СМИ, мода, музыка и другое).

В содержании досуга возросло влияние возрастных и сословных субкультур: подростковые, молодежные, студенческой, аристократической и т.д., каждая из этих субкультур приносит в систему досутовых ценностей, досуговых традиций и обычаев свои черты.

Экологические, природоориентированные концепции, они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности - использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха.

Основа этих концепций - два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности:

1. максимальная    приспособленность,    адаптация    к
существующему вокруг природному комплексу, стремление
сохранить уникальные природные элементы (национальные
парки, заповедники, восстановление живой природы);

2. преобразование природы в места массового отдыха, когда
природа превращается в природно-технический комплекс

(спортивные и игровые площадки, кемпинги, автостоянки и т.п).

В последнее время в экологических концепциях досуговая деятельность рассматривается как средство охраны природы.

Техно-экономическая концепция. Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл:

1. найти оптимальное взаимодействие производственной сферы
и сферы быта, которая подчинена восстановлению
физических интеллектуальных и эмоциональных сил
человека, необходим целый комплекс мероприятий по
решению бытовых проблем: механизация и электрификация
домашнего быта, проезд к месту работы и обратно,
отсутствие очередей и т.п.;

2. создать специальную отрасль досугового рекреационного
обслуживания, развить сферу досуговых услуг, индустрию
отдыха и развлечений: видео прокат, арт бизнесе, шоу бизнес,
туризм и т.п.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга ставит в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько

гуманистический, сколько коммерческий характер (человек --► клиент = прибыль). Для того чтобы гуманизировать эту концепцию необходимо расширить предлагаемые досуговые услуги, сохранить определенный ассортимент дешевых услуг, доступных людям с низкими доходами.

Социально-управленческие концепции. Они долгое время оказывали на досуг и досуговую деятельность свое влияние: командно - административная система; ведомственный подход; остаточный принцип финансирования; проблема досуга решалась в основном путем создания крупных, многоместных досуговых и рекреационных комплексов и т.п.

Многие стереотипы преобладавшие ранее сейчас не приемлемы. Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально - культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу называемую культурным пространством. К этим процессам относятся:

• непрерывная группа образования в сфере свободного времени,
которая обуславливает неизбежное размежевание, интеграцию,
здоровую конкуренцию досуговых общностей;

• рост досуговой квалификации.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!