Исторические этапы становления и развития СКД в России
Комитет по культуре и искусству Курганской области
ГУ Курганское областное училище культуры
Предметно – цикловая комиссия
«Социально – культурной деятельности»
Г.В.Позднякова
История и теория
Социально – культурной деятельности
Конспекты лекций по предмету
«Социально – культурная деятельность»
(раздел 1)
Для студентов дневного и заочного отделений
Специальность 0518
«Социально – культурная деятельность
И народное художественное творчество»
Курган 2008
Позднякова Г.В. История и теория социально – культурной деятельности: конспекты лекций по предмету «Социально – культурная деятельность» (раздел 1) для студентов дневного и заочного отделений ( специальность 0518 «Социально – культурная деятельность и народное художественное творчество») /ГУ Курганское областное училище культуры; Предметно – цикловая комиссия «Социально – культурная деятельность».- первое издание.- Курган 2005.- 40 с.
Автор Позднякова Г.В. преподаватель высшей категории КОУК
Утверждено методическим советом КОУК
Протокол №
Рецензенты:
Подушко С.Ю. –зам директора по учебной работе,
преподаватель высшей категории.
Содержание
Пояснительная записка .,………………………………………………………………4
Лекция 1 Сущность и понятие социально – культурной деятельности…………...5
|
|
Лекция 2 Исторические этапы становления и развития СКД в России……………7
Лекция 3 Принципы и функции СКД………………………………………………..11
Лекция 4 Досуг – как сфера СКД……………………………………………………..14
Лекция 5 СКД – как общественная система………………………………………….18
Лекция 6 Учреждения и организации социально – культурной сферы……………27
Список литературы……………………………………………………………………..35
Пояснительная записка
Раздел «История и теория социально – культурной деятельности» является составной частью предмета «Социально – культурная деятельность», его первым разделом, имеет не только познавательное, но и большое практическое значение. Он обогатит студента опытом, накопленным на различных исторических этапах, позволит избежать тех ошибок, которые были допущены в тот или иной исторический период, научит разбираться и ориентироваться в потоке теоретических проблем, суждений, а также в практических делах культурно – досуговых учреждений.
Цель данного пособия – способствовать усвоению студентами теоретических знаний по истории и теории СКД.
Главной задачей данного раздела является раскрытие сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в истории досуга.
|
|
Предметом изучения раздела является история возникновения и развития СКД в России, сети учреждений культуры, специфике их деятельности, основные направления работы, а также принципы и функции СКД.
Сущность и понятие социально-культурной деятельности
В качестве исходного определения культурной деятельности можно взять содержащееся в «Основах законодательства РФ о культуре» (1992г): культурная деятельность – это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Рассмотрим, что же понимается под словом «деятельность». Всякому живому существу (субъекту) свойственна активность, проявляющаяся в действиях (актах, поступках). Целенаправленная последовательность действий образует деятельность. В деятельности случайности исключаются, так как она имеет определенную структуру, в которую входят: субъект, цель, объект, средства, методы, операции.
Деятельность – целесообразная организованная последовательность операций, осуществляемых разумным субъектом.
Время, остающееся у человека после выполнения необходимых физиологических фактов (сон, еда, санитарно – гигиенические процедуры), можно разделить на 2 части: труд и свободное время, часть которого является досуг и которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Человек может целенаправленно заполнить свой досуг самообразованием, спортом, туризмом, самодеятельным творчеством и тогда досуг становится культурно – досуговой деятельностью.
|
|
В приведенном определении культурной деятельности термин «деятельность» свидетельствует о том, что активность, связанная с сохранением, созданием, распространением, освоением культурных ценностей и организованностью. Этими качествами обладает либо труд, т.е. профессиональная культурная деятельность, либо досуговая деятельность целенаправленно действующего субъекта.
Таким образом, можно разделить 2 разновидности культурной деятельности:
· Профессиональная культурная деятельность, осуществляемая квалифицированными специалистами в области культуры ( культурными работниками) в качестве главного социального занятия;
· Непрофессиональная (любительская) культурная деятельность всякого человека осуществляемая на досуге с целью саморазвития, самосовершенствования, активного отдыха (культурно – досуговая)
|
|
Рассмотрим еще одно определение культурной деятельности. До сих пор имелись в виду индивидуальные субъекты культурной деятельности – любители или профессионалы. Но в качестве субъектов могут выступать и социальные группы, коллективы людей, общество в целом. Продуктом творческой деятельности социальных общностей являются такие культурные ценности, как культура земледелия, фольклор, наука, традиции, разговорный язык. Именно социальные общности, а не отдельные индивиды, являются держателями и хранителями национальной культуры, а человечество в целом – держатель и хранитель общечеловеческой культуры. Отсюда следует, что культурная деятельность подразделяется в зависимости от субъекта на 2 вида:
· Индивидуально – культурная, осуществляемая единичным субъектом (личностью);
· Социально – культурная, осуществляемая социальным субъектом (множеством людей)
Социально – культурная деятельность (СКД) – культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных групп, вплоть до общества в целом) по:
· созданию культурных ценностей (творчеству);
· развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности;
· коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Индивидуально- культурная деятельность (ИКД) – культурная деятельность индивидуального субъекта по:
· созданию культурных ценностей (самореализация личности);
· саморазвитию личного духовного и физического потенциала ( индивидуализация личности);
· освоение знаний, умений и норм культурно использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация личности).
Можно отметить, что творческая деятельность присуща как СКД так и ИКД. СКД ставит целью развитие способностей индивида, а ИКД нацелена на индивидуализацию, социализация индивида возможна без включения в коммуникационную деятельность. Таким образом, СКД и ИКД неразрывно связаны друг с другом и образуют систему.
Социально – культурная система (СКД) – совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов служащая для осуществления социально – культурной деятельности.
В структуру социально – культурной системы входят следующие функционально – специализированные подсистемы:
1. Профессионально – духовного производства состоящая из духовно – производственных социальных институтов, таких как литература, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными специалистами, имеющими статус творческих работников. Они совсем не обязательно должны быть служащими, какого – либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий» но творческие работники трудятся не только для самореализации, но и ради одобрения других людей. Вне общества их деятельность теряет смысл, поэтому они входят в подсистему духовного производства СКС
2. Анонимного народного творчества. Эта подсистема специально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы является фольклор, народное творчество, обряды и традиции, люди, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение. Творцами духовных ценностей в данном случае выступают не конкретные авторы, а коллективы неопределенного состава. Эта подсистема изначально относится к СКД.
3. Любительского творчества – область индивидуальной культурно – досуговой деятельности. Оно, как правило, не продуктивно, а репродуктивно, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Так как именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются впечатляющие культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. В социально – культурной системе творческая досуговая СКД (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудия и т.д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально – творческой СКД или анонимному народному творчеству.
4. Хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) – это область профессиональной социально – культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты. Пользователями считаются как настоящее, так и будущее поколения.
5. Распространения культурных ценностей имеет задачу обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурно наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально – культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах : монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистем хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.
Обе последние подсистемы являются формальными (общественно организованными) коммуникационными системами: они передают культурные ценности, играющие роль сообщений, либо во времени (подсистема хранения), либо в пространстве (подсистема распространения). Параллельно с ними действуют неформальные (стихийные) коммуникационные каналы. Так, подсистема хранения не обеспечивает сохранности живого естественного языка, в частности русского; эта важная часть культурного наследия хранится в памяти современников. Неформальными каналами пользуется подсистема анонимного народного творчества для распространения ее продуктов.
6. Материально – технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем СКС. Сюда относятся редакционно–издательские службы, техническое обеспечение радио – и телецентров, типографии, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.
7. Кадрового обеспечения (специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов СКС.
8. Научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
9. Управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например цензурой.
10. Юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре» (1992). Федеральный Закон о средствах массовой информации (1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др.
Исторические этапы становления и развития СКД в России
В XII - XVII в.в. в культурно - досуговой деятельности большое место занимали представления и празднества, связанные с древнейшими обрядами: производственными и семейно - бытовыми. Из производственных обрядов наиболее яркими были - охотничьи, скотоводческие и земледельческие.
Древнейшие на Руси из дошедших до нашего времени народных обрядов и представлений большинство также связано с праздниками солнечного года. Два солнцеворота - зимний и летний, делят этот народно - праздничный цикл на две части и служат начальными днями целого ряда праздников.
Первое место в ряду народных праздников этого цикла у славян занимают святки и колядки в честь Бога плодородия Святовита и Бога Солнца Коляды и Масленицы. Поздним весенним календарным праздником является Троица, а к летним календарным праздникам относятся праздники Ивана Купала и Ярылы в честь солнечных божеств Купалы и Ярилы. Из участников народных игр и представлений издавна выделялись потешники или скоморохи. Происхождение слова «скоморох», не выяснено, но в понятийном плане оно означало любого исполнителя на праздничных представлениях, будь - то музыкант, канатоходец, ряженый, затейник и т.д. первое упоминание о скоморохах относится к XI веку, ко времени расцвета Киевской Руси. Появилось же скоморошество значительно раньше. Скоморохов, как и ремесленников, в народе называли «веселыми людьми», «хитрецами» музыкальных искусств пляски и т.д. Свадебные, колядские, купальские обряды и даже тризны не обходились без участия скоморохов. Расцвет скоморошества относится к XVII веку.
М.И. Пыляев говорил: «Скоморохи всегда были любезны русскому народу: они были не только музыканты, но соединяли в себе разные художества; одни играли на гуслях, сопилках, трубах, другие били в накры, бубны, третьи плясали, четвертые показывали медведей, собак».
К скоморошьим представлениям относится также и народный кукольный театр. Главным героем кукольной комедии был Петрушка, его образ, заботы и стремления были близки, понятны каждому, т. к. под личиной комического простака скрывался лукавый и насмешливый ум.
В 1649 году царь Алексей издал специальный Указ, направленный против скоморошества. В нем указывалось «гусли, домры, волынки и другие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь». Но никакие запреты не могли вытравить в народе любовь к традиционным праздникам и представлениям, к озорным скоморохам и Петрушке. Популярными зрелищами и потехами горожан и сельских жителей были по-прежнему пляски дрессированных медведей, петушиные бои, игры и гуляния, а также кулачные бои, прославлявшие своей силой и ловкостью бойцов.
Социальная жизнь России конца XVII - начала XVIII века отличается усилением роли придворной аристократии и дворянства. Именно эти социальные группы создают и организуют своеобразные празднества, шествия и театрализованные действия — потехи.
Начало потешному действу было положено при Дмитрии-Самозванце. Потехи чередовались иногда с «ломанием копий», т.е. турнирами типа рыцарские. Потехи самозванца были затем повторены и продолжены Петром первым. С детского возраста Петра начинаются воинские потехи, которые положили начало регулярному войску. Петровская эпоха характеризуется театрализацией быта, здесь и общественные собрания - Ассамблеи, и куртаги, и гулянья в Летнем саду, и празднества по поводу закладки корабля, и вереница всевозможных торжественных шествий, катаний на лодках.
Одно из наиболее распространенных празднеств этого времени - маскарады. Они отличались своими масштабами и антирелигиозным характером. Независимо от времени года они справлялись под открытым небом. Главной частью их были маскарадные процессии: сухопутные и водные.
Влияние западно-европейской культуры на русскую действительность свое наибольшее развитие получило во времена Петра I, который по возвращению из Парижа в 1718 году внедрил в новой столице первую клубную инициативу - ассамблеи. Именно они по праву могут быть названы прообразом клубных форм в России. Хотя еще раньше, при Алексее Михайловиче, царедворцы собирались в определенный день и час для проведения досуга. Это были, говоря языком нашего времени, своего рода «журфиксы». Но в дальнейшем такая форма не была закреплена в практике культурной жизни России.
Петровские Ассамблеи благодаря воле, целеустремленности царя-реформатора, стремящегося к созданию культурных традиций «общественного увеселения», укоренились. Ассамблея имела синтетический характер. Музыка, танцы, игры были сопутствующими элементами основной деятельности - общения. Они носили локальный характер. Учреждались по замыслу Петра I «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и по всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же забава».
Ассамблеи при Петре I давались по очереди всеми придворными, царь лично утверждал список и сам присутствовал на них со всем своим семейством. Под Ассамблеи занимали 4 комнаты: в одной беседовали старики; в другой танцевала и веселилась молодежь, в третьей курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки.
После смерти Петра I Ассамблеи прекратили свое существование, но у них были крепкие корни и они пустили ростки. Первый опыт дал свои результаты, но уже в иной историко-культурной ситуации.
Кроме того Петром I был внедрен показной досуг: новогодние празднества, новогодние елки, 1 апреля, проводились шутовские свадьбы - маскарады.
Стали возникать клубные формы досуга. С 1783 года в городе Москва было создано «Московское Благородное (дворянское) общество (благородное собрание)». Первоначальная цель - проведения губернских собраний дворян, но вскоре оно стало выполнять роль культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты. Сначала ХIХ века – литературные вечера, выставки, лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов, ставились любительские спектакли.
Конец ХVIII – начало ХIХ вв явилось временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно – просветительных учреждений. Стали появляться первые музеи, публичные театры, организовываться художественные выставки.
В конце ХIХ - начале ХХ века получили распространение аристократические кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета, которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Стали появляться некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт.
Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде, различия в социальном статусе экономическом положении обусловили разный подход к досуговым формам деятельности. В Москве был создан купеческий клуб, который в последующем преобразовался в «Московское купеческое собрание». В залах Собрания устраивались балы, маскарады. Музыкальные вечера функционировала библиотека, допускались модные в те времена игры. При здании Собрания был разбит сад, который приобрел популярность как место гуляний. Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашнее – родственных отношений.
В дореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Развитие музыки, живописи, театра , науки, техники, издательского дела во многом определялось купеческим почином.
Последние десятилетия ХIХ – начала ХХ вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне – воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, появились первые народные университеты. Также появились первые Народные Дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа, они были ориентированы на самые низшие слои российского населения. В них велась культурно – просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы, а также работали библиотеки – читальни и общественные чайные. Этот период характеризовался также развитием различных общественных организаций, в которых объединялись представители интеллектуальных профессий. Это – общество врачей, краеведов, театральные и литературные общества.
Второе и третье десятилетие ХХ века в России отмечено крупнейшими событиями: революция, Гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно – досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры. Коллекции произведений искусства. Церковь была отделена от государства, школа – от церкви, упразднены Благородные собрания, Московское купеческое собрание, а также дворянские купеческие и другие сословные клубы.
Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью культурно – досуговых учреждений, которые активно включались в работу по обучению людей не получивших начального образования. В библиотеках, Народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся: походы в театр, музеи, экскурсии, а также массовые праздники такие как «первая борозда», «праздник урожая». Расширились жанры художественной самодеятельности, наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Начиная, с 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества.
Со второй половины 30-х годов расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно – досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и - радио передвижки, передвижные выставки, агитпоезда, агитмашины.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 – 41 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпровождения, характерного для быта населения в прошлом: люди реже посещают церковь и отмечают религиозные праздники.
Великая Отечественная война (1941 – 45 гг.), была огромным испытанием и для культурно – досуговых учреждений. Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы» коснулась и учреждений культуры. Основным содержанием работы культурно – досуговых учреждений стало разъяснение характера и цели войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте, тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности. В работе широко использовались наглядные материалы: карты, плакаты, отражающие ход войны, фотовитрины, листовки молнии, «боевые листки». Художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха людей. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски оказывали помощь армейской художественной самодеятельности, выступали перед бойцами. На оккупированной территории гитлеровцы уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тысячи зданий театров, клубов и других культурно – досуговых учреждений, пострадали книжные фонды библиотек.
В послевоенный период ( 1946 – 70 гг.) наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими свободного времени, возросли временные затраты людей на осуществление культурно – досуговой деятельности. больше времени стало уделяться людьми чтению газет журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов.. люди стали больше времени тратить на активные формы отдыха как туристская деятельность, загородные прогулки. В этот период значительно увеличилась сеть культурно – досуговых учреждений, на общественных началах стали создаваться самодеятельные театры, симфонические оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, филармонии. Новым явлением стало развитие любительского движения, люди стали объединяться в «любительские клубы» и «клубы по интересам»
События 90-х гг. – изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям – оказали заметное влияние на сферу досуга. Стали появляться клубные учреждения на основе полной самоокупаемости: театры – студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу программами.
Принятие Закона РФ «О культуре» (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно – правовое обеспечение и повлиять на социально – культурную жизнь общества.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2424; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!