Методы анализа я-нарративов и их динамики



Для анализа сочинений о Будущем Я («Автобиографии через n лет»), мы использовали интерпретативно-феноменологический анализ качественных данных. Оценку производили 3 независимых эксперта, при этом на разбор одного кейса (3 среза данных по одному студенту) уходило в среднем 2 часа.

Структурной единицей качественного анализа в нашем исследовании является валюация, то есть содержательно-аффективные «кирпичики» историй, ценностные переживания событий из прошлого, настоящего и будущего.                                                                     ….(херманс).

    В автобиографии из перспективы будущего были выделены валюации, при этом для точного определения, является ли какой-либо элемент нарратива валюацией мы обращались к материалам Я-определяющих воспоминаний (метод «Кто Я»).

 

В соответствии с поставленными задачами в нарративном анализе нас интересовала динамика следующих параметров:

1. Количество валюаций и Я-позиций, в частности мера генерализованности валюаций, то есть распространение одной и той же валюации на несколько Я-позиций (н-р, является ли валюацией конкретный значимый другой, или любовь как таковая)

2. Уровень субъектности, или активности жизненной позиции (по Д.А. Леонтьеву), который мы определяли, полагаясь на совокупность таких факторов как проактивный/защитный тип нарратива (Тжебиньский), преобладание активных или пассивных глаголов, количество связей между «Я» и событием (н-р: «это путешествие изменило меня…»), прямые заявления о чувстве авторства своего жизненного пути или наоборот неспособности повлиять на свою жизнь и др.

3. Удовлетворенность жизнью, или Гармония с жизнью (по Д.А. Леонтьеву), в основном определяемая нами по эмоциональному тону нарратива (Кроссли, 2013).

4. Соотношение тем, относящихся к проблемам близости и тем, относящихся к проблемам личной «субъектной» активности (Д. МакАдамс, 2008…)

 

на первом этапе анализа данных исследователь представляет сжатое изложение наиболее очевидных смыслов, ориентируясь на самопонимание говорящего, и лишь затем приступает к концептуальной интерпретации текста. Можно думать, что такой тип анализа будет содействовать большей эмпирической обоснованности интерпретаций и контролю произвольности интерпретативных конструкций.

Схема интерпретативного анализа может быть примерно следующей: смысловые единицы —» конденсированный смысл —> темы —»интерпретация исследователя (на основании исследовательских вопросов и определения теоретической перспективы).

 

Интерпретативно-феноменологический анализ соответственно заключается в следующем: текст делится на смысловые единицы, дальше происходит конденсация смысла каждой выделенной единицы текста, выделение ключевых цитат. Далее, пишется интерпретация каждого кусочка по всем параметрам (если для этого достаточно информации) описанным выше.

Феноменология заинтересована в освещении как того, что явлено, и того, как оно явлено. Она изучает взгляды исследуемых на их мир; старается детально описать содержание и структуру сознания субъектов, ухватить качественные различия в их переживаниях и выявить сущностный смысл переживаний. Феноменология пытается проникнуть за пределы непосредственно переживаемого смысла, чтобы сделать незримое зримым.

 

 Согласно позиции, которую сегодня развивает Амедео Джорджи, мы обращаемся к интерпретации в ситуации сомнения, незнания, неполноты, неясности [Giorgi,

1992, с. 122]. Мы интерпретируем там, где нечто не дано нам ясным и

полноценным образом, где мы предполагаем, что нечто скрыто от нас и

что мы поэтому стремимся как-то истолковать.

 

 

На этапе анализа и интерпретации я-нарративов при выделении типов валюаций мы опирались на:

 

Нарративный анализ по Макадамсу:

Идентичность -это жизненная история.

Интернализованная, развивающаяся история, которая обеспечивает жизнь человека некоторой степенью единства и целенаправленности, содержит в себе Я-определяющую информацию, связанную с жизненными периодами, общими событиями и знаниями о конкретных событиях.(д.п.макадамс 150)

Центральное структурное образование жизненной истории – ядерные эпизоды, служат материалом, на котором строятся оценки тематических линий («личная активность» и «общность»)

На основе работ Бэкана (Bakan, 1966) и других авторов Д.Макадамс выдвинул предположение, что личная активность и общность представляют собой два центральных верховных тематических кластера в жизненных нарративах. Жизненные истории людей различаются по выраженности тем активности и общности, и эти различия можно измерить. Активность проявляется в самозащите, самоутверждении, самораспространении. Общность проявляется в чувстве бытия в единстве с другими организмами.

В процессе кодирования активности и общности оцениваемой единицей служит целостный эпизод сам по себе. Каждый эпизод кодируется с точки зрения присутствия (оценка +1) или отсутствия (оценка 0) восьми различны тем, четыре под рубрикой активности и четыре под рубрикой общности.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!