Стили (Берзонский): не выбор, а индивидуальный стиль
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Выпускная квалификационная работа на тему:
Динамика я-нарративов у людей с разными стилями идентичности в зарождающейся взрослости
по специальности 37.03.01– Психология
основная образовательная программа Психология
Выполнил: студентка 4 курса очной формы обучения Джаошвили Юлия Гочаевна | ||
Рецензент: Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Аванесян Марина Олеговна | Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Зайцева Юлия Евгеньевна |
Глава II Организация и методы исследования 5
“Человек это всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй своих собственных и других людей, он рассматривает все, что случается с ним, в терминах этих историй, и он пытается жить так, как если бы он рассказывал свою жизнь.”
Жан-Поль Сартр
Глава I
Динамика Я-нарративов у людей с разными стилями идентичности в становящейся взрослости
Абзац: «ниже мы рассмотрим …»
Я-нарратив как жизненная история
Жизненные истории – это психосоциальные конструкции, соавторами которых являются сам… Жизненные истории – это психосоциальные конст- рукции, соавторами которых является сам человек и тот культурный контекст, в который жизнь человека встроена и ко- торый этой жизни придает смысл. Таким образом, индивидуальные истории жизни отражают культурные ценности, нормы и убеждения относительно пола, расы и классовых различий. Жизненные истории можно понять в определенных культур- ных рамках, и в то же время они отличают
|
|
одного человека от другого.
C точки зрения нарративного подхода.. к личности, (персонажи нарративного подхода):Сарбин, Полкингхорн, Херманс, …Макадамс утверждали..
\
Д. Макадамс, ююю, (2000, 2004, 2010) рассматривает идентичность как жизненную историю, в которую субъект должен упорядочить для себя фрагменты опыта, свести воедино различные аспекты своего «Я», чтобы вместе они составляли осмысленное целое. Умение обращаться к своему прошлому опыту, реконструировать его и последующее его использование для предвидения будущего, позволяет людям превзойти время и поддерживать чувство собственного Я как субъекта, обладающего волей, думающего, сомневающегся, желающего, действующего и саморегулирующегося. Сформированная жизненная история, а значит и идентичность, содержит в себе главную тему, сюжет, персонажей, обстановку, переломные моменты и т.д.
|
|
Когда как формируется
Макадамс пишет: Человек «обладает» идентичностью в той степени, в какой его самопонимание осмысленно организовано синхронически и диахронически, обеспечивает ему помеще- ние в психосоциальную нишу и придает его жизни некоторую степень единства и целесообразности.
Причем для того чтобы мы могли построить долговременную перспективу, ощущать осмысленность и авторство своей жизни, эта жизненная история должна выстраиваться вокруг определенной системы убеждений, ценностей, целей, т.е. быть тематически согласованной.
Арнетт и задача взрослости (Сапогова, экзистенциальная задача взрослости) = Арнетт – для + субъектность (Леонтьев)
В качестве основных нарративных инструментов построения глобальной согласованности Хабермас и Блак выделяли
Нуркова: Т. Хабермас выделил четыре измерения для оценки уровня развития истории жизни: сценарную согласованность, временную согласованность, причинно-следственную согласованность и тематическую согласованность [13], и показал, что соответствующий социальному формату объемный и хорошо согласованный по временным, тематическим и каузальным показателям автобиографический нарратив связан с высоким уровнем психологического благополучия [14].
|
|
Хабермас и Блак говоря о том, как люди выстраивают я-нарратив, выделяли 4 типа глобальной согласованности в структуре автобиографического нарратива:
1. Хронологический (умение выстроить события в хронологической последовательности)
2. Биографическая согласованность (умение включить в историю культурно-типичные шаблоны жизненных сценариев)
3. Каузально-мотивационный (умение отразить в истории причинно-следственные взаимосвязи событий жизни и паттерны «цель – средство»)
4. Тематический (умение организовать историю вокруг главной «темы», ценности или жизненного принципа, иллюстрацией к которой будет конкретное жизнеописание)
Зайцева (методичка): К этапу «зарождающейся взрослости» молодые люди готовы использовать в своих автобиографических нарративах все четыре вида согласованности, включая тематический.
5.
а различные периоды жизни и аспекты своего «Я» объединены важными личностными смыслами, валюациями.
Построение своей идентичности как жизненной истории является главной задачей становящейся взрослости
|
|
В своей модели идентичности как
жизненной истории Д. Макадамс [81; 82; 84] утверждает, что идентичность сама по себе может принимать форму истории, которая содержит в себе некую обстановку, сцены, персонажей, сюжет и глав- ную тему. В старшем подростковом воз- расте, юношестве и ранней взрослости люди начинают реконструировать свое прошлое, воспринимать свое настоящее и предвосхищать будущее в терминах некой интернализированной развивающейся Я-истории (self-story), которая в определенной степени сообщает жизни современного человека психосоциальное единство и осмысленность.
Жизненные истории основываются на био- графических фактах, но выходят далеко за их пределы, поскольку люди избирательно считают какие-то аспекты свое- го опыта подходящими и в воображе- нии перестраивают прошлое и будущее, чтобы создать такие истории, которые будут обладать для них самих и их ауди- тории смыслом, такие истории, которые оживляют жизнь и делают ее целостной и более-менее осмысленной.
(убираем)
+методичка Зайцева, с 65: «Нарративная согласованность целостной Я-истории обеспечивает иллюзию единства идентичности за счет тематического упорядочивания событий во времени и единства главного героя истории»
1. Синхронический модус
Валюации и множественное Я (2 позиции: Эриксон-Макадамс-Хабермас или Херманс)
Интернализованная, развивающаяся история, которая обеспечивает жизнь человека некоторой степенью единства и целенаправленности, содержит в себе Я-определяющую информацию, связанную с жизненными периодами, общими событиями и знаниями о конкретных событиях.(д.п.макадамс 150)
Центральное структурное образование жизненной истории – ядерные эпизоды, служат материалом, на котором строятся оценки тематических линий («личная активность» и «общность»)
На основе работ Бэкана (Bakan, 1966) и других авторов Д.Макадамс выдвинул предположение, что личная активность и общность представляют собой два центральных верховных тематических кластера в жизненных нарративах. Жизненные истории людей различаются по выраженности тем активности и общности, и эти различия можно измерить. Активность проявляется в самозащите, самоутверждении, самораспространении. Общность проявляется в чувстве бытия в единстве с другими организмами.
Стили (Берзонский): не выбор, а индивидуальный стиль
Диахронический модус
Временная перспектива
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!