ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Ланцман У. А. (УО МГПУ им. И. П. Шамякина, Мозырь)

Научный руководитель – Т. А. Пазняк, ст. преподаватель

 

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим. На наш взгляд, данной проблеме уделяется недостаточно внимания, особенно практическим механизмам правового воспитания детей дошкольного возраста.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Основной причиной нарушения прав несовершеннолетнего является не отсутствие соответствующих законов, а их неудовлетворительное использование. Кроме того, дети и многие взрослые не знают основных положений и статей Конвенции о правах ребенка, Закона РБ «О правах ребенка» и, следовательно, не имеют возможности реализовать их в жизнь в полной мере. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. Таким образом, одной из задач педагогов и психологов является поиск способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка [1, с. 42]. Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. В настоящее время масштаб правовоспитательной работы сократился. Используются такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, заседания и т. д. Мероприятия правового обучения включают в себя работу правовых семинаров, курсов, организующиеся государственными и общественными органами, беседы на правовые темы, «круглые столы», занятия по теме «Мы и закон», «Мы закон не нарушаем, правила все соблюдаем». Вместе с тем психологами доказано, что чем активнее работает субъект в процессе познания, тем прочнее и осознаннее будут его знания.  На наш взгляд, к наиболее эффективным методам и формам правового воспитания детей дошкольного возраста относят: игровые обучающие и воспитывающие ситуации, дидактические игры [2, с. 87]. С целью выявления осведомленности родителей детей дошкольного возраста о нормативных документах, стоящих на защите прав несовершеннолетних, нами было проведено анкетирование на базе ГУО «Ясли-сад № 3 г. Мозыря». Выборка составила 17 родителей. Анкетирование законных представителей детей дошкольного возраста показало, что 69 % респондентов имеют общее представление о Законе РБ «О правах ребенка»; 17 % опрошенных знают Закон РБ «О правах ребенка» на недостаточном уровне; 14 % родителей не знают данный документ, защищающий права несовершеннолетних в нашей стране [3].

Таким образом, проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер и ее невозможно решить только на уровне учреждения дошкольного образования, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Литература

1. Обраменя, С. М. Защита прав ребенка – дань моде или общественная социальная необходимость?
/ С. М. Обраменя // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – № 5. – С. 80–90.

2. Козлова, С. А. Дошкольник и его права / С. А. Козлова // Дошкольник: методики и практика воспитания
и обучения. – 2011. – № 4. – С. 23 – 27.

3. Смагина, Л. И. Права ребенка в контексте социальной педагогики / Л. И. Смагина // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 11. – С. 42–46.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Лекомцева Е. А. ( ФГБОУ ВО «Глазовский педагогический институт имени В. Г. Короленко» ) Научный руководитель – М. С. Сабрекова, ассистент

Эстетическое воспитание подрастающего поколения через традиции русского народного творчества считается одной из главнейших задач современной школы, так как детство и юность – наиболее благоприятное время для привития любви к традициям русского народного творчества. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения [1, с. 6]. Фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие личности, потому что в этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию. Высоко оценивая роль произведений устного народного творчества в первоначальном обучении родному языку, Л. Н. Толстой был близок к К. Д. Ушинскому, который писал: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем» [2, с. 299]. Произведения устного народного творчества дают возможность и на уроках литературного чтения, и во внеурочной деятельности наблюдать единство формы и содержания художественного произведения, так как именно они являются древним источником художественных средств изображения и выражения. C искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ними и во взрослую жизнь. Русский фольклор – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [3, с. 10]. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с традициями русского народного творчества проводится во многих школах России. Основные ценностно-целевые ориентиры воспитания младших школьников отражены в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Очевидно, что развивать духовный и эстетический потенциал личности необходимо уже в начальной школе. Система работы над эстетическим воспитанием младших школьников через традиции русского народного творчества складывается из выявления уровня знаний школьников о традициях народного творчества. Владение этой информацией, несомненно, поможет учителю в построении дальнейшего плана воспитания детей через традиции русского народного творчества. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний школьников о традициях устного народного творчества. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 4» пгт. Игра Удмуртской Республики, в 3 «Д» классе. На констатирующем этапе было проведено анкетирование с целью фиксирования следующих особенностей: знание произведений устного народного творчества; умение применять знания на практике; знание традиций народного творчества; знание народных праздников. В результате опроса нами было выделено 3 уровня знаний и умений применять в практике элементы народной культуры.

Таким образом, не все учащиеся владеют знаниями и умеют применять в практике элементы народной культуры, а значит необходимо провести ряд мероприятий для повышения уровня знаний о русском народном творчестве. На формирующем этапе был проведен комплекс мероприятий по произведениям устного народного творчества. Можно сделать вывод, что успешному продолжению работы по формированию знаний о народных традициях у младших школьников способствовало проведение специальных занятий с включением элементов народных игр и изучение рекомендованной литературы.

Литература

1. Комаровой, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 208 с.

2. Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. – Т. 2. – М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1948. – 656 с.

3. Драгович, И. Л. Организационно-педагогические условия реализации проектных технологий в сфере этнокультурного воспитания / И. Л. Драгович. – М. : Изд-во «Грамота», 2013. – 280 с.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!