III. Золотой канон вечной метафизики Платона – Соловьёва.



Доселе неоплатонизм является единственной разработанной полноценной метафизической традицией в истории философии. Можно только говорить о подходах к созданию альтернативных полноценных метафизических учений. Иные же разработанные метафизические традиции, такие как аристотелевско-схоластическая или метафизика стоиков (не говоря уже о более поздних попытках создать иную метафизику) не являются полноценными метафизическими учениями, являются в той или иной мере редукцией и секуляризацией метафизики.

Связывание здесь идеи вечного канона метафизики с именами Платона и Соловьёва не имеет целью уменьшить значение таких важнейших вех и величайших достижений в развитии неоплатонизма, как философии Плотина, Прокла, неоплатоников Возрождения, немецкой классической философии (из коих в полной мере к традиции неоплатонизма относится Шеллинг), но имеет целью отметить философию Соловьёва, как наиболее прогрессивное достижение развития философской мысли, которое ещё находится в русле развития неоплатонизма. Философия Соловьёва даёт наиболее полноценное содержание главным достижениям метафизической мысли Платона.

Эту вечную форму метафизического познания можно представить в 9 принципах, 7 из которых являются дифференциальными, определяющими Свет единой истины, преломлённый в отношении к различным аспектам метафизического познания и преобразования действительности, и 2 интегральными, определяющими единую сущностную, смысловую и ценностную основу всей деятельности: 

1.(фиолетовый) Принцип трансцендентности. (Этический принцип.)

Философия, в основе своей является мыслью о Высшем Идеальном, является постижением трансцендентного Идеального Универсума, который есть единственная Абсолютная Ценность и трансцендентен по отношению к миру сему. По учению Платона Идея есть должное, есть идеал, Мир Идей задаёт этические нормы для всего. Так Соловьёв говорит о начале мировоззрения Платона: «Ранее противоположности между «сущим по существу» и призрачно «бываемым», кажущимся, или явлением – ранее этой диалектической и метафизической противоположности, почувствовал Платон, под влиянием учения и в особенности смерти Сократа, этическую противоположность между должным и действительным, между истинным нравственным порядком и строем данного общежития»[186]. Кн. С. Н. Трубецкой так выразил этическую сущность философии Платона: «Если в мире сем идеал не осуществляется, то это не значит, чтобы этот идеал был ложным; если этические нормы, всеобщие и безусловные, отвергаются и нарушаются человечеством, это не значит, чтобы они упразднялись, были мнимы. Наоборот, они обладают высшею, сверхчувственною реальностью: идеалу, истине принадлежит подлинная действительность, тогда как тот видимый порядок вещей, который есть отрицание идеала, есть не только дурной, но и ложный»[187]. Неотделимость Высшего Идеального мира от этически-абсолютного – свойство всей неоплатонической традиции, не говоря уже об этикоцентрическом мировоззрении В. С. Соловьёва.

2.(синий) Трансцендентно-гносеологический принцип.

Знание о Высшем Идеальном, которое есть основание всякому знанию, трансцендентно миру сему. Поэтому не внешний мир есть источник высшего и первичного знания.

Эта мысль наиболее обстоятельно проводится в диалогах Платона. По Платону «у подлинного или нормального человека, т. е. мудрого и праведного, истинное его существо – ум созерцающий – обращено исключительно и всецело к иному, запредельному свету; такой человек, по-настоящему, живёт лишь в космосе идей, а на земле его призрачная жизнь, общая с другими людьми, есть для него только умирание»[188].

Соловьёв справедливо осуждает этот дуализм, упраздняющий единство человека. Преодоление этого дуализма начинается с неоплатонизма Возрождения. Но вполне это преодолевается только у Соловьёва, ибо не может быть преодолено вне проективной мысли. Но и Соловьёв, безусловно, и ещё более радикально, чем Платон (ибо Соловьёв не признаёт самостоятельного значения не только для эмпирического, но и для рационального пути познания, т. е. не признаёт и диалектического метода постижения Истины Платона), придерживается принципа нисходящего Познания, которое нисходит от открытого разуму Трансцендентного Божественного Мира к познанию всех вещей мира сего, что «сводится к выведению условного из Безусловного, выведению того, что само по себе не должно быть, из Безусловно Должного, к выведению случайной реальности из Абсолютной Идеи, природного мира явлений из Мира Божественной Сущности»[189].

3.(голубой) Гносеологический принцип.

Высшее Идеальное есть Истинная, Должная реальность, потому Всесовершенная и абсолютно-разумная, и только эта реальность есть вполне разумная и, потому, во всём постигается разумом человека, и только эта реальность есть во всём постигаемая разумом человека. Но так как всё имеет основание в этой реальности и всё должно быть приведено к этой реальности этот принцип есть принцип всемогущества человеческого разума.

 У Платона, как и во всей неоплатонической традиции Мир Идей всецело и абсолютно разумен по самому определению. Только Мир Идей и является таковым, ибо «подлинное знание содержится в подлинном бытии» [Федр, 247 e][190]. У Соловьёва таковым является не только мир Вечных Идей, но и, по-существу, Мир воплощённых Идей, то есть Совершенный Космос - Богочеловечество, осуществляемое сотворчеством Бога и человека.

4.(зелёный) Телеологический принцип.

Мир в целом и каждое существо имеют своё Высшее, телеологическое основание в трансцендентном Идеальном Универсуме. В Высшем Идеальном – высшая цель мира и каждого существа.

Подобно тому, как этическое начало даёт направление пониманию о начале Истинного Знания, понятие об Истинном Знании даёт направление пониманию Высшего бытийственного Начала всего сущего – его Высшего Предназначения. Телеология – в основе истинной онтологии. Здесь Высшее Предназначение человека стоит в основе понимания всего сущего.

В непроективном платонизме и неоплатонизме Полагание Цели не в человеке, в человечестве, а в отвлечённом Едином, с чем связано и отрицание материального мира, создаёт статическую телеологию, где Высшая Целевая Причина редуцирована к статической целесообразности всего и каждой вещи, которая, к тому-же является неосуществляемой по отношению к материальному миру.

Для античного платонизма и неоплатонизма целевая этическая задача относится только к восхождению человеческой души к миру Вечных Идей или слиянию души с Абсолютом – Единым.

Более положительное отношение к материальному миру появляется в неоплатонизме Возрождения. Но последовательное возведение всякого бытия к единой этической задачи становится возможным только в проективном неоплатонизме Соловьёва.

5.(жёлтый) Принцип Единства. (Онтологический принцип.)

Трансцендентный Идеальный Универсум есть Абсолютное, всесовершенное Единство. Всё должно возводиться к единству в этом Высшем Идеале.

Для Соловьёва мировой процесс есть неразделимое обретение единства и совершенства. Всеединство у Соловьёва есть основополагающее определение Высшей Идеи – Абсолюта. У Соловьёва, по крайней мере в сознательной части его философии, абсолютное осуществление Истины, Добра и Красоты сводится к полному осуществлению единства всего сущего, что является ущербным моментом его философии.

Абсолютное Единство должно пониматься, как должное быть осуществляемым, а не как сущее. Но это осуществление Единства предполагает наличие начал такового в уже данном мире.

В непроективном платонизме и неоплатонизме идея Единства связана или с обесцениванием материального мира, признанием его только подобием или отражением реальности, а не самой реальностью, или с тенденцией к пантеизму.

Так у Платона все Идеи возводятся к Единству – Высшей Идее Блага: «Чем будет Благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам» [Полития. Кн.5, 508 c][191]. «Солнце даёт всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление. … Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться благодаря Благу, но оно даёт им и бытие, и существование, хотя само Благо не есть существование, оно – за пределами существования, превышая его достоинством и силой» [Полития. Кн.5, 509 b][192]. Но и все вещи видимого мира причастны Идеям, являются «тенями», подобиями Вечных Идей, которые задают должные, но недостижимые, нормы для всех вещей. Следовательно, и видимый мир имеет своё основание и жизненный источник в Высшей Идее Блага. 

6.(оранжевый) Принцип Единства Истины, Добра и Красоты. (Эстетический принцип.)

Единство Истины, Добра и Красоты осуществлено в Идеальном Универсуме и осуществляется в истинном человеческом познании. Истинная всецелая Красота и должна пониматься как верховная цель Добра. Соловьёв и понимал, наряду с добром, только красоту как цель в себе.

Хотя особенно в классическом платонизме и неоплатонизме (у Платона и Плотина) красота скорее является средством в постижении Истины и соединения с Истиной, и Истина, а не красота является Высшим принципом понимания Идеального Мира, Платон привносит чувственно-эстетический элемент в высшую область, которую он полагает постигаемой чистым умом. Но эта красота сродни красоте холодных чисел: «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да и никогда не воспоёт по достоинству. Она же вот какова: эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму; на неё-то и направлен истинный род знания» [Федр, 247 c][193]. По Платону это красота чистого знания.

Но Соловьёв справедливо видел в основе греческой метафизике эстетическое вдохновение: «Если же, как это очевидно, красота и гармония составляют необходимый и существенный элемент Божества, то без сомнения должно признать греческий идеализм как первый положительный фазис религиозного откровения, в котором божественное начало, удалённое из чувственной природы, явилось в новом светлом царстве, населённом не бедными тенями материального мира и не случайными созданиями нашего воображения, а действительными существами, которые с чистотою идеи соединяют всю силу бытия и, будучи предметами созерцания (для нас), в то же время суть и объекты существования (в самих себе)»[194]. 

В метафизике Соловьёва впервые именно красота поставлена на Высшее место и получила таковое обоснование. Ибо Соловьёв впервые, против прежнего платонизма и неоплатонизма, ставящего на первое место Истину, а не Красоту, поставил в основу своей метафизики понятие Идеи Воплощённой. Это неразрывно связано с проективным характером метафизики Соловьёва, ибо революционным для всей метафизической традиции является то, что преображение материального мира ставится в её основу. Наиболее глубокие интуиции в этом отношении явлены именно в эстетической части философии Соловьёва.

7.(красный) Антропологический принцип.

Познание есть целостное совершенствование и Восхождение человека, как при этой жизни, так и после смерти, в истинное трансцендентное Идеальное бытие.

Эти 7 принципов метафизики начинаются тезисом абсолютного противопоставления трансцендентного Истинного Бытия, Истинного Добра этому миру и заканчиваются тезисом, указывающим путь осуществления полноты Истины в человеческой жизни, в пределе, во всей полноте бытия.

Всякая подлинная метафизика есть наука о жизненном делании, о практической реализации самоценного безусловного Добра. Поэтому цель метафизики – Освобождение человека от небытия мира сего, обретение Истинной Вечной Жизни, Восхождение к Истинному Бытию. Метафизика рассматривает человека в Свете Абсолютного Идеала, в Свете исполнения должной Задачи. Метафизика есть учение о человеке – учение об Истинной жизни.

Для Сократа и Платона философия есть наука об Истинной жизни и о достижении посредством неё Высшей Абсолютной Ценности, Высшего Абсолютного Блага. Но это Восхождение к Истинному Бытию, полное приобщение к Абсолютной Истине по Платону возможно только после смерти, к чему философская жизнь и является подготовкой: «Человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. … Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью» [Федон, 63 e - 64 a][195]. «Словно какая-то тропа приводит нас к мысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, - Истина» [Федон, 66 b][196]. По Сократу и Платону философия есть лебединая песня о посмертном Восхождении к Вечному Истинному Бытию: «Лебеди принадлежат Аполлону, и потому – вещие птицы – они провидят блага, ожидающие их в Аиде, и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде. Но я и себя, вместе с лебедями, считаю рабом того же господина и служителем того же бога, я верю, что и меня мой владыка наделил даром прорицания не хуже лебедей, и не сильнее, чем они горюю, расставаясь с жизнью» [Федон, 85 b][197].

Философия же Плотина учит восхождению к Абсолютному Благу – полному слиянию с Единым-Абсолютом уже при жизни, посредством мистического экстаза. Но и философия Плотина, также как и Платона, и ещё более, представляет эскапистскую мировоззренческую позицию, полностью отрицающую телесное бытиё.

Более положительное отношение к телесному, материальному бытию являет неоплатонизм Возрождения.

Но вполне последовательное и полное введение материального, телесного бытия в Полноту Истины возможно только в проективной мысли, ставящего в основу метафизики преображение всего материального мира.

Сущность философии Соловьёва – учение об обожении человека, которое неотделимо от активного, творческого преобразования всего космоса. Свободная теософия Соловьёва есть необходимый аспект свободной теургии: «Для истинной организации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания как мысли воспринимающей, а мысли созидающей, или творчества. … Организация нашей действительности есть задача творчества универсального, предмет великого искусства – реализации человеком божественного начала во всей эмпирической, природной действительности, осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы – свободной теургии»[198]. По Соловьёву конечная цель метафизики: «воплощение Божественной Идеи или обожествление (theosis) всего сущего чрез введение его в форму Абсолютного Организма»[199].

2 интегральных принципа метафизики, которые царствуют над всеми принципами Золотого Канона метафизики, характеризуют Истинную Любовь и Предмет таковой Любви, как всеобъединяющий Исток и Основание Высшего познания-преображения всего и конечную Цель познания-преображения:

8.(золотой) Эротический принцип.

Высшая и верховная страсть человека есть сердце Высшего и верховного Познания и Делания. Эрос – золотой зародыш всякого познания и делания. Истинный Эрос – первоисточник Абсолютной Истины, Абсолютного Добра, Абсолютной Красоты.

Эрос есть Золотая Канва бытия, связующая здешнее с Трансцендентным, Вертикальное измерение бытия.

Эротическая любовь – трансцендентный принцип, связующий всё метафизическое Знание. Сократ, как творец метафизики, говорит: «я утверждаю, что не смыслю ни в чём, кроме эроса…»[Пир, 177 d][200].

У Платона душа окрыляется видением эротической красоты [Федр, 249 d]. Только в эротическом чувстве душа восхищена Высшим Миром [Федр, 246 d-e]. У Платона именно прекрасное человеческое тело является связующим звеном между этим зримым миром и миром трансцендентным [Федр, 250 d-e].

Всё истинное движется истинной любовью. Но всякая истинная любовь имеет верховный первоисточник в Высшей Любви.

Бердяев угадывал, что имеются только два трансцендирующих чувства – эрос и жалость. Кроме этих двух разновидностей любви все другие её разновидности опосредованы иными началами – гетерономны. Только эти два начала автономны и непосредственно связуют человека с Высшим измерением. Но жалость, полностью отделённая от иных начал, имеет основу чисто отрицательную. Вне всякого эротического измерения она устремлена только на прекращение страданий. Чистая жалость обязательно предпочла бы небытие бытию. Только эрос имеет позитивную связь с Высшим трансцендентным Началом. Уже поэтому эрос есть высшая любовь и перводвигатель всякой любви, и высшее этическое начало, потому как этика в своей основе есть наука о любви.

Эрос есть любовь к красоте, и только через красоту может быть оправдано бытиё. Но эрос не есть любовь ко всякой красоте, он есть любовь к целостной красоте человека и он есть провидение в красоте идеальной сущности человека. Эрос есть высшая сфера эстетики, через которую оправдывается всякая красота и к которой всякая красота восходит, имея к ней отношение как средство к цели. Только в эротическом познании понятие человека как цели, и только человека как цели, и всего остального как средства по отношению к этой цели, предстаёт в истинном свете.

В эротической философии отождествляется высшая сфера этики с высшей сферой эстетики. В низших же своих сферах они не пересекаются.

Только добро всегда ценно само по себе, что совсем нельзя сказать про красоту. Ибо добро ценно как воля к осуществлению Всецелой Трансцендентной Правды и в мире, который совсем лишён добра и истинной красоты, который полон зла. Добро абсолютно-ценно и тогда, когда оно совсем бессильно, когда его результаты ничтожны и когда оно не ведёт ни к каким положительным результатам.

Красота же может и не иметь отношения к осуществлению Правды, может быть к ней безразлична, а может утверждать зло и неправду. Ради самого ничтожного и бессильного добра должно отвергнуть все блага и красоты этого лживого и злого мира.

Только Истинный Эрос есть единство осуществления Истинного Добра и Истинной Красоты. Всякое дело истинного добра ведомо, по меньшей мере, чаянием осуществления Истинного Эроса.

Это несовпадение между добром и красотой имеет отношение и к тому, что добро есть всегда дело добра. Красота же может быть и даровой, от природы, в ней воля человека может и не участвовать. (В создании злой и лживой красоты может участвовать и злая воля.) Эрос же есть окрыление души. Потому он источник творческой силы.

Истинный Эрос не есть прилепление, прельщение даровой природной красотой. Он есть творческий труд создания Истинной Красоты, рождённой в духе и свободе, а не в низшем порядке природной необходимости. Только Истинная эротическая Красота, созданная творческим трудом, есть Истинная Ценность в себе. К этой истинной красоте не могут относиться ни произведения искусства (кроме высшего искусства – создания истинного человека, что выходит за пределы всех искусств, ибо оно есть искусство всей жизни, а не частный род искусства), ни природа (в самом широком смысле этого слова, включающем и человека, как природную данность). Это труд, созидающий новую, Истинную Природу, новую плоть человека, плоть человечества. Так Трансцендентное Начало, рождаясь страстью в плоти человека, имеет и своей конечной и Высшей целью Преображение плоти.

Человек начинается с добра, а не с красоты. Человек начинается со служения истинной эротической Красоте, хотя сам может таковой Красотой и не обладать. Только добро всегда имеет абсолютную ценность. Красота же может обладать и антиценностью. Абсолютное зло может быть красиво в частных проявлениях, но абсолютное зло всегда антиэротично. Ибо истинный эрос есть осуществление истинно-целостной Красоты человека, человечества, абсолютное же зло всегда есть в целостном отношении уродство, и оно тем более уродство, чем более совершенно и красиво в частных проявлениях.

В эротической Красоте заключена Конечная Истина. И только с позиций метафизики Соловьёва впервые стало возможным говорить об этой Истине. Но порок метафизики Соловьёва в том, для него не существует абсолютного зла, не существует реализации антиидеала. Зло для него всегда лишь помеха на пути добра, на пути реализации Идеала. Поэтому метафизика Соловьёва не есть строго этическая метафизика: она предполагает равноправность путей красоты и добра.

После долгого забвения Соловьёв возродил центральное место эроса в философии. Уже у Плотина эрос не имеет главного значения в познании Истины. Главное значение у Плотина отдаётся мистическому экстазу. В дальнейшем, христианском неоплатонизме эрос полностью исключается. Только философы Возрождения, в связи с реставрацией платонизма, восстанавливают и значение эроса. Но между эпохой Возрождения и Соловьёвым эрос никак не присутствует в философии.

Но и у Платона, несмотря на декларацию о центральном значении эроса в познании истины в его наиболее вдохновенных диалогах, по своей сущности метафизика не может, не нарушая своей логики, включать эротическую любовь, даже на нижней ступени познания (каковой она и соответствует у Платона).

Для того, чтобы эрос приобрёл центральное значение необходимо, чтобы высшей целью метафизического познания стала Красота во плоти и крови. Для этого необходим культ Вечной Женственности. Истинное же познание Красоты воплощённой также не может быть отделено от истинного делания Красоты.

9.(белый) Социологический принцип.

Предыдущий принцип есть принцип Истинной Любви. Этот второй интегральный принцип есть принцип, указывающий на Предмет Истинной Любви – на конечный Высший Предмет всякого должного дела – на Предмет Вселенского Дела – на Истинный Предмет Дела Истинного Эроса. Этот конечный Предмет Истинной Любви сеть Вселенский Идеал – Идеал Всесовершенного, Всепрекрасного Человечества.

Истинный эрос есть любовь к истинному человечеству. Всякое бытиё и всякая жизнь оправдываются только истинной эротической Красотой истинных людей, истинной эротической Красотой истинного человечества.

Истинная любовь к человеку есть провидение Вечного Лика этого человека, но это провидение есть провидение в Свете Вселенского Идеала Человечества. Истинно-прекрасное в человеке немыслимо как отдельное от истинного человечества. Человек как Истинная Личность полностью пребывает в Истинном Человечестве, вне Истинного Человечества может быть только антиличностное в человеке. Истинная Вселенская Мечта и есть сознательно-зрелое выражение причастности человека Трансцендентному Миру.

Личность обретает себя только в служении тому, что её превышает, только в служении тому, что её истинно превышает. Личность творит себя в служении истинному человечеству (всем ближним, причастным или могущим быть причастным истинной человечности) и Истинному Человечеству (Вселенскому Идеалу), личность творит себя во Вселенском Деле. И высшая задача философии в единении людей в Духе и Истине.

Все истоки Истины, всякая истинная любовь должны найти своё полное и Высшее воплощение во Всепрекрасном Человечестве. В Нём всякая правда и свобода должна обрести Вечную Жизнь и Единство. Свобода человека в служении истинному человечеству. Свобода человека есть созидание Царства Свободы – Царства Справедливости – Царства Истинной Красоты.

Вселенский Идеал – Абсолютное Первоначало-Первооснова бытия и познания.

Уже у Платона, несмотря на его непроективный, статический характер понимания познания, именно «Полития» является конечным, целевым произведением всех его метафизических построений. Это указывает на главный предмет страсти для любого истинного метафизика. По Платону построение совершенного общества является единственно достойной для мудреца активностью по отношению к этому миру.

Но только в проективной философии Соловьёва Идеал Человечества становится Высшей Идеей всей метафизики, а воплощение Идеала Человечества – воплощение Богочеловечества – воплощение Вечной Софии – полная реализация Абсолюта становится Высшей и верховной Задачей всего познания и делания.

 

 


[1] Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре и находится в конфликте с господствующими культурными ценностями. [4]

[2] Аватар — это «виртуальный персонаж», альтер-эго пользователя сети, его виртуальное Я. Аватар не только помогает скрыться человеку за вымышленным именем и вести от этого имени виртуальную деятельность, но и более полно выразить себя, свое настроение, свой внутренний мир, свою суть. [4]

[3] P2P - компьютерная сеть, в которых отсутствуют выделенные серверы, а каждый пользователь является как клиентом, так и сервером одновременно. [4]

[4] Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — «вещание») — вещание на портативные аудиопееры посредством веб-каналов ссылками на звукозаписи.

Подкастинг — это попытка создать непрофессиональное веб-радио (не путать с интернет-радиостанциями). По сути, подкасты — это записи в аудиоблоге. [4]

[5] Хакер - Человек, любящий исследование подробностей (деталей) программируемых систем, изучение вопроса повышения их возможностей в противоположность большинству пользователей ПК, которые предпочитают ограничиваться изучением необходимого минимума. (wikipedia.org) «Человек, наслаждающийся доскональным пониманием внутренних действий систем, компьютеров и компьютерных сетей в особенности». RFC 1392 [9]

[6] "Information Wants To Be Free. Information also wants to be expensive. Information wants to be free because it has become so cheap to distribute, copy, and recombine---too cheap to meter. It wants to be expensive because it can be immeasurably valuable to the recipient. That tension will not go away. It leads to endless wrenching debate about price, copyright, 'intellectual property', the moral rightness of casual distribution, because each round of new devices makes the tension worse, not better." Стивен Брэнд (Stewart Brand), Hackers' Conference, Май 1985

[7] Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал событий») — это вебсайт, основное содержимое которого — это регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Характерны для блогов недлинные записи вре́менной значимости. Бло́ггерами называются люди, ведущие блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосфе́рой. [4]

[8] Открытое программное обеспечение, то есть программное обеспечение с (открытым) исходным кодом, доступ к которому не закрыт (англ. open source software — способ разработки ПО, при котором создаваемый исходный код программ открыт, то есть общедоступен для просмотра и изменения). Это позволяет всем желающим использовать уже созданный код для своих нужд и, возможно, помочь в разработке открытой программы. [4]

[9] Термин веб-сервер обозначает программное обеспечение, работающее на сервере, которое отвечает за предоставление клиентам (например, браузерам) доступа к сайтам по запросу. [4]

[†††] См. статью в данном сборнике Д.А. Медведева "Новые технологические детерминанты развития общества: конвергенция технологий как фактор эволюции".

[‡‡‡] Leapfrogging Technology cost-effective solution for pollution in developing countries? Public policy for the private sector, Note 254, February 2003, The World Bank. Private Sector and Infrastructure Network. http://rru.worldbank.org/Documents/PublicPolicyJournal/254Kojim-022103.pdf

[§§§] Примеры: мобильные телефоны, солнечная энергия, цифровые медицинские технологии, экологичное строительство, бесплатный широкополосный доступ и Linux и др. Источник: Leapfrog 101, Jamais Cascio, December 15, 2004, World Changing. http://www.worldchanging.com/archives/001743.html

[****] Наш мозг принципиально отличается от машин фон Неймана. Он представляет собой сеть нейронов, совмещающих процессы хранения и обработки информации. Нейроны разных слоев мозга связанны между собой волокнами (аксонами, дендритами и синапсами), способными возбуждать нейрон, тормозить или запрещать передачу в него сигналов. Работу мозга можно также рассматривать как процесс саморганизации, в результате которой устанавливается определенная структура связей, настроенная на решение данной задачи


[1] В данном случае приставка «транс» используется в ззначении «через», «лежащий за пределами чего-либо», «выходящий за пределы»,  как в словосочетаниях «трансатлантический перелет», «транссибирская магистраль», как в слове «трансформация» и т.п.

[2] Сайт Российского Трансгуманистического Движения www.transhumanism-russia.ru.

[3] Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. Также Stearns S. Human biology: An evolutionary and biocultural approach. N.Y., Oxford University Press, 2000.

[4] Моиссев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодоя гвардия, 1990.

[5] Коротаев А.В. Социальная эволюция. Факторы, закономерности, тенденции. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003.

[6] Моиссев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодоя гвардия.

[7] Dunbar R. I. M.The Social Brain Hypothesis.//Evolutionary Anthropology. V. 6,5.  – 1998.

[8] Неокортекс (новая кора) – верхний слой полушарий мозга, отвечающий за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, пространственную ориентацию, осознанное мышление и, у людей, язык.

[9] Gavrilets S., Vose A.The dynamics Machiavellian intelligence. – PNAS/November 7,2006/vol. 103/no.45.

[10] Коротаев А.В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. - М.: КомКнига, 2005

[11] Халтурина Д.А., Коротаев А. В. Россйский демографический кризис: факторы, модели, пути решения.– История и синергетика. Математическое моделирование социальной динамики. Сб. - М.: КомКнига, 2005.

[12] Приставка «транс-» в данном случае образует значение «лежащий за пределами чего-либо», как в словосочетаниях «трансатлантический перелет», «транссибирская магистраль», «трансформация».

[13] 7. Huxley, J. New Bottles for New Wine. – N. Y.: Harper, 1957.

[14]Российское Трансгуманистическое Движение www.transhumanism-russia.ru

[15] Иммортализм – доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение, в конечном счете, неограниченного долголетия. Там же.

[16] Подробнее об истории иммортализма см. в этом сборнике в статье Артюхова И.В. «История трансгуманизма в России».

[17] Более подробно с современным состоянием (а также прогнозами) влияющих на эволюцию человека технологий можно ознакомиться в статье данного сборника Медведев Д.А. «Новые технологические детерминанты развития общества. Конвергенция технологий как фактор эволюции».

[18] Подробнее см. в этом сборнике в статье Удаловой (Прайд) В.В. «Увеличение продолжительности жизни:социальные изменения, прогнозы».

[19] "Bionic" research at the Rehabilitation Institute of Chicago. – Rehabilitation Institute of Chicago –   http://www.ric.org/bionic/

[20]O’Neil  K. Implanted retinal prosthesis offers hope of sight to the blind. – HSC Weekly. –2005. – March 2. Также: http://uscnews.usc.edu/hscweekly/detail.php?recordnum=11879

[21] Nanotechnology News Network – http://www.nanonewsnet.ru/

[22] Men redundant? Now we don't need women either. – The Observer International – http://observer.guardian.co.uk/international/story/0,6903,648024,00.html

[23] См. подобнее в статье в данном сборнике Удаловой (Прайд) В.В. «Увеличение продолжительности жизни: социальные аспекты и прогнозы».

[24] Sullivan R. Gates Says Technology Will One Day Allow Computer Implants -- But Hardwiring's Not For Him. – Associated Press Writer. – 2005. – August 16.

[25] При этом отдельные чипы уже внедряются с медицинсикми целями в тело человека: стимуляция мышц, коррективорка зрения и слуха и пр.

[26] Vinge V. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era, 1993. http://www-rohan.sdsu.edu/faculty/vinge/misc/singularity.html

[27] Сейчас, пожалуй, место этого механизма занимает способность рационально оценить ситуацию и принять правильное решение.

[28] Платон. Федр. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999. С. 176.

[29] Первая компания, запустившая частный космический корабль в космос даже называется Scaled Composites.

[30] См. об этом напр: Robinett W. The Consequences of Fully Understanding the Brain//Converging Technologies for Improving Human Performance. – 2004. – P. 166-170 (http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/).

[31] Там же.

[32] Horgan J. The Final Frontier // Discover, – 2006. – №10.

[33] Borner K. Mapping the Structure and Evolution of Science // Knowledge in Service to Health: Leveraging Knowledge for Modern Science Management. –  2006. (http://grants.nih.gov/grants/KM/OERRM/OER_KM_events/Borner.pdf).

 

[34] Amos M. Theoretical and Experimental DNA Computation, June 2005, Springer.

[35] Casci Т. Technology: Complexity on the Nanoscale // Nature Reviews Genetics, 2006. May 2006 Vol 7 No 5 p332

[36] Twyman R. M. Principles of Proteomics. N. Y., 2004.

[37] Механические энзимы-самоубийцы могут в будущем излечить от рака, NanoNewsNet Автор (на худой конец название информагентства, название статьи, источник, 14.06.2006 (http://www.nanonewsnet.ru/index.php?module=Pagesetter&func=viewpub&tid=9&pid=116).

[38] Freitas R. A. Jr. Exploratory Design in Medical Nanotechnology: A Mechanical Artificial Red Cell,” Artificial cells, blood substitutes, and immobilization biotechnology. 26 (1998):411-430. ( ISSN:1073-1199) (http://www.rfreitas.com/)

[39] Молекула АТФ является источником энергии для биохимических, транспортных процессов внутри клетки.

[40]Корчмарюк Я. И. Исследовательская программа сеттлеретики. — Российское Трансгуманистическое Движение http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/164/110/

[41] Cramming More Components Onto Integrated Circuits. Gordon E. Moore, Electronics, Volume 38, Number 8, April 19, 1965, Рр.114-117.

[42] Russel S. and Norvig P. Artificial Intelligence, A Modern Approach/: Prentice Hall, Inc., 1995.

[43] Системы, использующие механические принципы, например, шестерни, оси и т. д., воспроизведённые на уровне атомарных структур. Drexler Е. and C. Peterson. Unbounding the Future: the Nanotechnology Revolution, Chapter 3: Bottom-Up Technology, Место издания и издательство, , 1991. желательно страница (http://www.foresight.org/UTF/Unbound_LBW/chapt_3.html).

[44] David C. Y. Introduction to Protein Folding — The Process and Factors Involved, 1998, Protein Design (http://www.proteindesign.com/Sections-index-req-viewarticle-artid-1-page-1.html ) ). Разыскать ссылку на бумажный носитель.

[45] Luger, G. Cognitive Science: the Science of Intelligent Systems. San Diego: Academic Press, 1994.

[46] В интернете представлен подробный трехмерный атлас карт мозга мыши, кошки, человека и др. (http://brainmaps.org/)

[47]Потапов А. А. Базовая система моделирования человека. Цит. 2006. (http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/125/113/).

[48] Cell Biology. Alliance launched to model E. Coli // Science, No. 297(5586), Aug 30, 2002.

[49] Blue Brain Project FAQ — Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (http://www.epfl.ch/)

[50] Jonoska N., Karl S. A., Saito M. Three Dimensional DNA Structures in Computing // Proceedingsof the  4th DIMACS Workshop on DNA Based Computers, 1998.

[51] Letters N., Macdonald J. et al разыскать остальных авторов!!!. Medium Scale Integration of Molecular Logic Gates // Automaton, (http://pubs.acs.org/cgi-bin/abstract.cgi/nalefd/asap/abs/nl0620684.html).

[52] Stephen W. A New Kind of Science. Место издания: Wolfram Media, Inc., 2002.

[53] Автор. World's first brain prosthesis revealed// New Scientist, номер, 2003. Страницы (http://www.newscientist.com/article.ns?id=dn3488).

[54] Markram Н. The Blue Brain Project // Nature Neuroscience Review, No. 7, 2006. P. 153−160. PMID 16429124

[55] Подобные возможности уже реализуются. Так, например, в 2006-м г.оду американке Клаудии Митчел, потерявшей руку в аварии, в Институте реабилитации г. Чикаго создали искусственную руку, успешно передающую импульсы из мозга в искусственную ладонь, снабженную электромоторами (.http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2006/09/15/wbionic15.xml).

[56] Hochberg L. R., Serruya M. D., Friehs G. M., Mukand J. A., Saleh M., Caplan A. H., Branner A., Chen D., Penn R. D. and Donoghue J. P.. Neuronal Ensemble Control of Prosthetic Devices by a Human with Tetraplegia // Nature, No. 442, 2006. P. 164-171 (http://www.nature.com/nature/journal/v442/n7099/abs/nature04970.html ).

[57] The Consequences of Fully Understanding the Brain, Warren Robinett. In Converging Technologies for Improving Human Performance, 2002.

[58] Wolpaw, J.R. et al. Brain–Computer Interface Technology: A Review of the First International Meeting. IEEE Transactions on Rehabilitation Engineering. Jun 2000. Volume: 8,  Issue: 2, pages: 164-173.

[59] Vinge V. The Technological Singularity. VISION-21 March 30-31, 1993..

[60] Прионы — способные к размножению отдельные белки."Prion diseases of humans and animals: their causes and molecular basis". (2001), Neuroscience Annual Review 24: 519-50.

[61] Baez J. Subcellular Life Forms, December 21, 2005. http://math.ucr.edu/home/baez/subcellular.html

[62] Patrice D Tremoulet, Jacob Feldman, Perception of animacy from the motion of a single object, Perception, 2000, volume 29, pages 943 - 951

[63] G. v. Krogh & J. Roos (1995). Organizational Epistemology. New York: Macmillan

[64]Bell G., Gray J. Digital Immortality, 1 October 2000. Technical Report MSR-TR-2000-101, Microsoft Research.

[65] An android-portrait of Philip K Dick -Hanson Robotics http://hansonrobotics.com/project_pkd.php.

[66] Designed by Nature, "The World and I", Volume 8(3): 202-207, 1993, http://www.umnh.utah.edu/museum/ Exhibits/Downloads/DesignedbyNature.pdf

[67] Preface, The International Journal of Developmental Biology, June 2004, http://www.ijdb.ehu.es/web/paper.php?doi=041872jp&a=f

[68] См. напр., The Emperor's New Mind: Concerning Computers, Minds and The Laws of Physics, Roger Penrose, Oxford University Press, 1990.

[69] All Together Now: Developmental and Ethical Considerations for Biologically Uplifting Nonhuman Animals by George Dvorsky, IEET, http://ieet.org/writings/AllTogetherNow.pdf

[70] Culture Prefigures Cognition in Pan/Homo Bonobos, Sue Savage-Rumbaugh, William M. Fields, Par Segerdahl and Duane Rumbaugh, GreatApeTrust.com http://www.greatapetrust.com/research/programs/pdfs/Culture%20and%20Cognition_2_.pdf

[71] Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! Паронджанов В. Д., 2001, М.: Дело

[72] См. Об этом: Alan Turing, "Computing machinery and intelligence". Mind, vol. LIX, no. 236, October 1950, pp. 433-460. http://www.abelard.org/turpap/turpap.htm.

[73] J. Craig Venter et al., The Sequence of the Human Genome, Science 16 February 2001:Vol. 291. no. 5507, pp. 1304 -– 1351.

[74] M.S. Clark. Comparative genomics: the key to understanding the human genome project. BioEssays, Volume 21, Issue 2 , Pages 121 - 130. Published Online: 12 Feb 1999.

[75] Yoram Gerchman, and Ron Weiss. Teaching bacteria a new language. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, published online Feb 17, 2004

[76] Otávio Bueno, The Drexler-Smalley Debate on Nanotechnology: Incommensurability at Work? International Journal for Philosophy of Chemistry,

[77] Nanosystems: molecular machinery, manufacturing, and computation by K. Eric Drexler. Место: Wiley Interscience, 1992.

[78] G. Norman, D. Parker, M. Kwiatkowska and S. Shukla. Evaluating the Reliability of Defect-Tolerant Architectures for Nanotechnology with Probabilistic Model Checking. In Proc. International Conference on VLSI Design, pages 907-914, IEEE Computer Society Press. January 2004

[79] Функциональная система — понятие, включающее в себя живые существа и машины разной сложности.

[80] Kardashev, Nikolai (1985). "On the Inevitability and the Possible Structures of Supercivilizations" in "The search for extraterrestrial life: Recent developments; Proceedings of the Symposium, Boston, MA, June 18-21, 1984".

[81] Прежде всего, на уровне организации системы, переход на гипотетические пико- и фемто- уровни менее интересен, хотя, если он возможен, то он тоже будет реализован. Femtotech? (Sub)Nuclear Scale Engineering and Computation, Hugo de Garis, онлайновая публикация, сайт Utah State University http://web.archive.org/web/20041025030505/http://www.cs.usu.edu/~degaris/essays/femtotech.html

[82] They Write the Right Stuff, Charles Fishman, Fast Company, December 1996, page 95, http://www.fastcompany.com/online/06/writestuff.html.

[83] The Exterminators, Philip E. Ross, IEEE Spectrum, September 2005, http://www.spectrum.ieee.org/sep05/1454.

[84] Design challenges of technology scaling, Borkar, S., Micro, IEEE, Jul-Aug 1999, Volume: 19,  Issue: 4, pages: 23-29.

[85] Проникающие компьютерные системы распределены в пространстве и привычных объектах, а не локализоваы в каком-либо объеме.

[86] Sociodynamics: A Systematic Approach to Mathematical Modelling in the Social Sciences, Wolfgang Weidlich, Harwood Academic Publishers: Amsterdam, 2000. Также нельзя не отметить.заслуги в этой области российских ученых Бородкина Л.И., Капицы С.П., Кордюмова С.П., Коротаева А.В., Князевой Е.Н., Малинецкого Г.Г., Малкова А.С., Малкова С.Ю, Турчина П.В.., Халтуриной Д.А.

[87] Peterson.G. Grey Dawn: How the Coming Age Wave will Transform Americ – and the World. – N.Y.: Random House, 1999.

[88] Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World PopulationProspects:The 2004 Revision and World Urbanization Prospects: The 2003Revision, http://esa.un.org/unpp.      

[89] Office for National Statistics & Government Actuary’s Dept. (2003 projections)) http://news.bbc.co.uk/1/hi/uk/4045261.stm

[90] Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat

[91] там же.

[92] там же

[93]Белова А. Старость отодвигается – Газета «Частная собственность»№26(271) от 19 июля 2001 г.

[94] Выступление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения – ООН в России http://www.unrussia.ru/rus/Newsletter/02_2002/Page1.htm

[95] Родился человек, который сможет прожить 1000 лет, утверждают ученые – NEWSru.com http://www.newsru.com/world/17mar2006/live4ever_print.html

[96] Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии.– СПб.: Эскулап, 1999 – 347 с.

[97]Например, см. статью Чистякова В.А. Мудрец из Беркли открыл лекарство от старости?/

В журнале «.Химия и Жизнь», №6 за 2006 г.

[98] Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Мартынов В.А., Дынкин А.А. и др.– М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 2001.

[99] Vaknin S. The Labour Divide – Skopje, A Narcissus Publications Inprint. 2003. P 88

[100] Converging Technologies for Improving Human Performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science – World Technology Evaluation Center http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/

[101] Эко У. Говорите мне «ты», мне всего пятьдесят! // Esquire. 2006. – № 11 – С. 66-67.

[102] К таковым, в частности, относятся проблемы алкогольной и наркотической смертности, оказывающие заметное влияние на снижение продолжительности жизни в России и других восточноевропейских странах. См об этом, напр.: Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2006.

[103] Профессор Мичиганского университета Ричард Миллер уверен, что средняя продолжительность жизни человека может быть увеличена как минимум на 40%. К такому выводу он пришел, проведя ряд экспериментов на мышах и крысах, генетический код которых схож с человеческим. Просто ограничив в организме мышей потребление калорий, Миллер смог добиться значительного увеличения продолжительности жизни. Если те же биологические закономерности будут действовать и для человека, то в среднем он сможет жить, как рассчитал учёный, до 112 лет.

[104] Borner K. Mapping the Structure and Evolution of Science – National Institutes of Health: Office of Extramural Research http://grants.nih.gov/grants/KM/OERRM/OER_KM_events/Borner.pdf

[105] Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)/Мартынов В.А., Дынкин А.А. и др.– М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 2001.– 592 с.

[106] www.biotech.ucdavis.edu/PDFs/Penhoet_Maxon_Oct.%2020%202006.pdf

[107] Blue Brain Project FAQ — Ecole Polytechnique Federale de Lausanne http://www.epfl.ch/.

[108] Потапов А. А Базовая Система Моделирования Человека,., 2006, http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/125/113/

[109] Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию.– М.: МЗ-Пресс, 2002..

[110] Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. – М.:Академический Проект,2005.

[111] Happy 150th birthday? New era looms for aging – Today’s News from MSNBC http://www.msnbc.msn.com/id/11840433/

[112] Inozemtsev V.L. "Class of Intellectuals" in Post-Industrial Society // Social Sciences, Vo. 32, No. 1, 2001

[113] Андреев Е.М., Кваша Е., Харькова Т.Л. Истоки социального неравенства перед лицом смертности // Население и общество. 2005. – 19-31 декабря.– С. 227–228. Также: Андреев Е.М., Харькова Т.Л., Школьников В.М. Изменение смертности в России в зависимости от занятости и характера труда.// Народонаселение. 2005 – №3: – .С. 68−81.

[114] Сухих В.А. Призрак бродит по Европе/Российское Трансгуманистическое Движение http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/215/110/

[115] Ашшурский Э. Рог вожделенного благоденствия или ящик Пандоры? – Moskow University Alumni Club http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=345527

[116] Arie S., Arie B.. Pension age to rise in Italy and Germany –Guardian Unlimited http://www.guardian.co.uk/italy/story/0,12576,1029918,00.html

[117] Гидденс Энтони. Социология/ При участии К.Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е полностью перераб. и доп.– М. Едиториал УРСС,2005. – 632 с.

[118] Почему мы должны делать все возможное, чтобы как можно быстрее излечить старение. – Strategies for Engineered Negligible Senescence (SENS): A practical way to cure human aging - Website of Dr. Aubrey de Grey http://www.sens.org/concerns-ru.htm#opop

[119] Мужчины чаще пользуются компьютерами – Вебпланета ежедневный электронный журнал http://www.webplanet.ru/news/lenta/2002/7/25/1287.html

[120] Японская игрушка каждый день тренирует мозги стариков – Membrana http://www.membrana.ru/articles/health/2006/03/10/204100.html

[121] Butler R. Ageism: a foreword // Journal of Social Issues. 1980. №36 (2).

[122]Бочаров В.В.. Антропология возраста.– СПб, 2000.

[123] Психология возрастных кризисов: Хрестомания/Сост. Сельченок К.В.. – Мн.: Харвест, 2000. – 560 с. – (Библиотека практической психологии)..

[124] Goldstone, J. A. 1991. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berkeley, CA: University of California Press.

[125] Большая разница в возрасте — плюс или минус? – Сайт издательского дома Аргументы и факты. http://www.aif.ru/online/dochki/314/20_01

[126] Эко У. Говорите мне «ты», мне всего пятьдесят! // Esquire. 2006. – № 11 – С. 66-67.

[127] Почему мы должны делать все возможное, чтобы как можно быстрее излечить старение. – Strategies for Engineered Negligible Senescence (SENS): A practical way to cure human aging - Website of Dr. Aubrey de Grey http://www.sens.org/concerns-ru.htm#opop также: Что такое трансгуманизм? – Российское Трансгуманистическое Движение http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/

[128] См. в этом сборнике статью Медведев Д.А. «Новые технологические детерминанты развития общества: конвергенция технологий как фактор эволюции»

[129] Косарев B.В., История вида Homo Sapiens в контексте Универсальной Истории //Синергетика и синергетический историзм, СПб.: ИДЕАЛ, 2005, С.134-163, http://www.ioffe.ru/LLT-SH/kosarev/Homo_Sapiens.doc.

[130] Косарев B.В. Трансгуманизм и синергетическая философия // Дифференциация и интеграция мировоззрений. Международные чтения по теории, истории и философии культуры, СПб.: 2004, №20, http://www.ioffe.ru/LLT-SH/kosarev/transhumanism_synergetics.doc.

[131] Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д. А., Компактные макромодели эволюции мир-системы, http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/163/110/

[132] Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2004 Revision and World Urbanization Prospects: The 2003 Revision, http://esa.un.org/unpp)

[133] Коллектив исследователей из Форсайтовского института под руководством доктора Доминика де Паола, проведя большую серию экспериментов, вырастил живой зуб из стволовых клеток шестимесячного поросёнка. По мнению участников эксперимента, в ближайшие пять лет будет окончательно отработана технология «биопротезирования» из стволовых клеток, которую можно будет опробовать на человеке. На внедрение же нового способа в широкую практику потребуется максимум десять лет.

[134] Подробнее см. в этом сборнике в статье В.В. Удаловой (Прайд) "Увеличение продолжительности жизни: социальные изменения, прогнозы".

[135] http://future.wikia.com/wiki/Borders

[136] http://www.wired.com/news/politics/0,70907-0.html?tw=rss.index/

[137] http://www.vz.ru/news/2006/6/5/36271.html/

[138] Drexler E. // PLoS Medicine, http://www.foresight.org/nanodot/?p=2304

[139] Косарев B.В., Новистика, синергетика и футурология // Становление мира как "общего дома" человечества: динамика, этапы, перспективы /XV-XXI вв./ Третьи петербургские чтения по новистике. СПб.: СПбУ Издат. 2003, С.133-142, http://www.ioffe.ru/LLT-SH/kosarev/novistika99.doc/

[140] См. в данном сборнике: Сычёв М.Б. Неотехнологические культуры в современном мире.

[141] Cramming More Components Onto Integrated Circuits. Gordon E. Moore, Electronics, Volume 38, Number 8, April 19, 1965, Рр.114-117

[142] Бодякин В.И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии, М.: СИНТЕГ, 1998, 332 с. http://www.ipu.ru/stran/bod/monograf.htm

[143] Васильева Н.А. “Цивилизация киборгов” // Нева, № 9, 1996.

[144] Хасслакер Б., Тилден М. Живые машины // Природа, 1995, в.5, С.18-25.

[145] http://www.inauka.ru/analysis/article47710.html

[146] http://www.transhumanism.org/tv/

[147] Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Innternet, СПб.: Наука 1999, -71 с.

[148] Веб-энциклопедия «Википедия», http://www.wikipedia.org.

[149] http://www.livejournal.com/

[150] Это служба размещения онлайновых дневников (блогов), либо какой-то отдельный блог («дневник», «журнал») в этой службе. Предлагает обычный для блогов набор функций: возможность публикации записей,

[151] http://moikrug.ru/

[152] http://digg.com/

[153] http://del.icio.us/

[154] http://www.flickr.com/

[155] Икеин Р., Nano Sapiens, М.: Бератех, 2005, 172 с.

[156] Зиновьев А.А. Глобальный человейник, М.: Центрполиграф, 1997, 459 с.

[157] Verber B. Les fourmis, 1999; пер. Вербер Б. "Муравьиное братство" . // Наше время, Рига, 31 (390) 27.08.99.

[158] См., напр., работы Hung-Ching Liu (Reproductive Endocrine Laboratory at Cornell University’s Center for Reproductive Medicine and Infertility in Manhattan). В 2003 эмбрион мыши был выращен в искусственной матке значительную часть срока (неопубликованные результаты). Информация дана по Artificial Wombs, By Gretchen Reynolds, August 2005, Popular Science. http://www.popsci.com/popsci/futurebody/dc8d9371b1d75010vgnvcm1000004eecbccdrcrd.html

[159] Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя // Человек, 1996, №1, С.23-29.

[160] Lem Stanislaw, Summa technologiae, Krakow, 1964, WL, / Пер. Лем Станислав, Сумма технологии, М.: ООО «Изд-во АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. – 669 с.

[161] Хокинг С. // Московские новости №17, 05.05.98.

[162] Weiss, B. Neurobehavioral properties of chemical sensitivity syndromes. Neurotoxicology 19: 259-268, 1998

[163] Завальский Л., Космос освоят киборги? // Известия, 28.06.2004, http://www.inauka.ru/analysis/article47710.html

[164] Джордж С., Доклад Лугано, Klassenkampf, 2005, 233 с., http://www.ultracultura.ru/lugano/

[165] см. в этом сборнике Медведев Д.А. Новые технологические детерминанты развития общества: конвергенция технологий как фактор эволюции.

[166] The Scale of Our Ecological Crisis, John Bellamy Foster, Monthly Review, April 1998, http://www.monthlyreview.org/498jbf.htm

[167] Две статьи из этого сборника мы также представляем в этой книге. "Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков.", Юдковски Е. и "Анализ сценариев человеческого вымирания и связанных опасностей." Бостром Н.

[168] Good, I. J. (1965). “Speculations Concerning the First Ultraintelligent Machine,” in Advances in Computers, vol 6, Franz L. Alt and Morris Rubinoff, eds, pp31-88, 1965, Academic Press.

[169] Vinge, V. (1993). "The Coming Technological Singularity".

[170] Kurzweil, R. (2001). "The Law of Accelerating Returns"

[171] Levels of Organization in General Intelligence, E. Yudkowsky, 2002

[172] Березкин Ю.Е. Происхождение смерти – древнейший миф // Этнографическое обозрение, № 6, 2006; Березкин Ю.Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов: глобальная база данных и ее статистических анализ как метод глубокой реконструкции человеческой мифологии // История и математика. Анализ и моделирование социальных процессов. М.: УРСС, 2007. С. 205–231.

[173] См. Кожевников В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Сост., общ. ред. и вступит. статья Д.А. и А.Д. Кожевниковых. – М.: Мысль, 2004. – С. 97.

[174] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. - С. 168.

[175] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. - С. 169.

[176] Там же. - С. 172.

[177] Там же. - С. 177.

[178] Там же. - С. 168-169.

[179] См. Соловьёв Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. – М.: Прогресс-Традиция, 2005, - С. 72; Скрипник А.П. Категорический императив И. Канта. Под ред. А. А. Гусейнова. – М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 41.

[180] Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Иммануил Кант. Соч. в 4-х т. на немецком и русском языках. – М.: Московский философский фонд, 1997. - Т. III. - С. 191 [10-13].

[181] Там же. - С. 145 [10-13].

[182] Там же. - С. 175 [21-22].

[183] Там же. - С. 191 [7-9].

[184] Там же. - С. 169 [12-15].

[185] Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками // В. Виндельбанд. История новой философии. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. - Т. 2. - С. 131.

[186] Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона // Собр. соч.. В 10-и т., СПб., 1911-1914; тт. 11-12, Брюссель, 1969-1970. - С. 219.

[187] Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии // Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. - С. 346-347.

[188] Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона // Собр. соч. Т. 9. - С. 225.

[189] Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. Чтение восьмое // Собр. соч. Т. 3. - С. 120.

[190] Платон. Собр. соч.. В 4-т.. – М.: Мысль, 1993-1994. - Т. 2. - С. 156.

[191] Там же. Т. 3. - С. 290.

[192] Там же. - С. 291.

[193] Там же. Т. 2. - С. 156.

[194] Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. Чтение пятое // Собр. соч. Т. 3. - С. 68-69.

[195] Платон. Собр. соч. Т. 2. - С. 14.

[196] Там же. - С. 17.

[197] Там же. - С. 41-42.

[198] Соловьёв В.С. Критика отвлечённых начал. Глава XLVI // Собр. соч. Т. 2. - С. 352.

[199] Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. Чтение десятое // Собр. соч. Т. 3. - С. 145.

[200] Платон. Собр. соч. Т. 2. - С. 86.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!