ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 64 страница
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х.. понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произв. искусства. Общая идейная направленность Т. х. определяется социальной позицией и мировоззрением художника. Т. х. предполагает новаторство как в содержании, так и в фор-
ме худож. произв. Способность оригинально, самостоятельно мыслить (Мышление художественное) является безусловным признаком таланта. Но новизна не самоцель Т. Она неотрывна от общественной значимости худож. произв. В отличие от идеалистически ориентированных зарубежных эстетиков, интерпретирующих Т. х. гл. обр. как конструирование новых форм и структур, приверженцы марксистско-ленинской эстетики исходят из того, что эвристическая деятельность в иск-ве характеризуется созданием прежде всего новых общественных ценностей. В конечном счете это обусловливает и обновление изобразительно-выразительных средств иск-ва, а также его техники и способов распространения. Т. х. необходимо включает в себя освоение культурного наследия (Наследие художественное). Чтобы, никого не повторяя, идти в иск-ве вперед, необходимо в возможно полном объеме знать опыт своих предшественников. В процессе этого освоения художник сознательно или стихийно следует традиции, наиболее соответствующей его индивидуальности, классовой и национальной принадлежности. Становление индивидуальности в искусстве предполагает как принятие и развитие определенных традиций, играющих роль стимула к самостоятельной работе, так и решительный отказ от традиций устаревших, консервативных. Традиция и новаторство в Т. х. представляет собой диалектическое единство созидания и отрицания, причем гл. в этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного отрицания, характерная для мн. теоретиков декадентства, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие потенции художника. В плане гносеологическом Т. х. есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление. Тем самым Т. х. выступает и как актуализация личности художника. Субъективное в подлинном иск-ве не противостоит объективному, а является органичной формой его преломления в произв. Самовыражение оказывается тогда и выражением общезначимых (народных, классо-
|
|
вых) представлений, их интеграцией. Свобода воображения, широта кругозора художника, стремление к всестороннему познанию бытия — непременные компоненты Т. Однако для создания законченного произв. иск-ва художнику требуется и самоограничение в выборе жизненного материала, сосредоточенность и избирательность внимания, строгая дисциплина ума и сердце. Целостный худож. образ, в к-ром резуль-тируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда автор воспроизводит через конечные жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое. Т. х. диалогично, оно внутренне связано с сотворчеством читателя, зрителя, слушателя, т. е. с восприятием иск-ва как формы коммуникативной связи, средства общения между людьми (Коммуникация художественная). Т. великих художников всегда отличалось глубиною духовного проникновения в сущность общественных отношений и яркой эмоциональной насыщенностью. Это и делало их произв. общечеловеческим культурным достоянием. Развивать эти традиции мировой классики — одна из важных сторон Т. мастеров социалистического иск-ва. Опираясь на принципы народности и партийности в иск-ве, представители худож. интеллигенции, писатели, композиторы, художники, деятели театра призваны обогащать духовную жизнь общества, содействовать идейному и нравственному росту народа, создавая талантливые, правдивые произв., отражающие действительность во всей ее многогранности, противоречивости и величии. Накопившиеся в нашем об-ве застойные явления сказались на снижении критериев в оценках Т. х., что привело к появлению немалого числа безликих, посредственных произв. Это нередко усугублялось необоснованным административно-ведомственным вмешательством в сугубо творческие процессы. Происходящая ныне перестройка в сфере культуры, в т. ч. лит-рыи иск-ва, требует, с одной стороны, повышения ответственности деятелей иск-ва за идейно-худож. направленность их Т., ас др.—
|
|
|
|
Театр
Текст хцдожественньш
создания подлинно творческой обстановки во всех областях худож. деятельности, во всех видах искусства.
ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище),— 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли: 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматиче-—Ского действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.— одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.— иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.— иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме).}\о пуп этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сцениче-
|
|
ских произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.— иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал), содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и остро-комедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V—IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дельарте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимули-
рует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII—первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож. мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнепо-добия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность — многообразие школ и направлений, режиссерских систем, теорий сценического иск-ва, актерской игры.
ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (от лат. textum — ткань; соединение) — смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов: сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смысл Т. определяется его отношением к внетекстовой реальности, др. Т., к личности, памяти и иным качествам передающего и принимающего сообщение. Т. выполняет три осн. функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Т. х. в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой
информации. Генерирующая функция Т. х. определяется сложностью его отношения к др. элементам коммуникационного процесса (Коммуникация художественная) и особенностями языка данного вида искусства. Отношения язык — текст в системе иск-ва имеют диалектический характер. Поэтому и восприятие информации в системе Т. х. в принципе исключает однозначность. Адресат всегда находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению: он должен его расшифровать, т. е. выбрать подходящий смысловой код или даже выработать новый. Творческий акт, т. обр., совершается на обоих концах информационной цепи (активность отправителя и активность получателя). Однако в разных культурах и в различные исторические моменты их удельный вес различен. Так, традиционные восточные Т. х. («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин» и др.) апеллируют к активности адресата, тогда как в европ. Т. х. адресат и адресант, как правило, находятся в диалогических отношениях. Внутренняя структура Т. х. принципиально неоднородна: дналогичность, полифония структуры (Бахтин) — смысловая игра, образуемая различными системами кодировки, являются его законом. Т. х. подчинен сложной диалектике единого и множественного: будучи полифоничным. он сохраняет единство структуры (Потеб-ня), является одновременно и закрытой и открытой системой. При всем своеобразии Т. х. обязательно выполняет и функции нехудож. Т., в частности передачу информации. Это проявляется в простой возможности «пересказать» сюжет того или иного произв. На этом же покоится возможность перевода Т. х. с языка одного вида иск-ва на др. (экранизации романа, балетизации поэмы, иллюстрирования книги, программной музыки, сюжетной живописи и т. д.). Функция эта нарастает в повествовательных Т. х. и ослабевает в лирике. Особую роль она играет в худож. публицистике, научной фантастике и т. п. Функция памяти Т. х. реализуется как его отношение к предшествующей культурной традиции («память жанра», по
Тектоника
Телевидение
определению Бахтина). В этом отношении Т. х. служит материалом для интеллектуальных реконструкций, связывающих культуру с ее предшествующими этапами и восстанавливающих возможные разрывы в традиции. Входя в память культуры, Т. х. становятся не только историческими, но и моральными ориентирами будущего духовного развития человечества, поскольку они содержат и высокую ценностную характеристику сообщения. Поэтому Т. х. хранят (напр., в библиотеках), переписывают, переиздают, сохраняют от искажений, передают последующим поколениям. Критерии ценности Т. х. историчны и специфичны для той или иной культуры. В то же время их нельзя считать изолированными друг от друга. Накопление и взаимодействие Т. х., их переводы и интерпретация в системе различных культур служат обогащению мировой худож. культуры.
ТЕКТОНИКА (архитектоника) (греч. tektonike — строительное иск-во) — худож.-образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи; организация целесообразной структуры архитектурного образа в соответствии с конструктивной системой сооружения. Понятие «Т.» введено в эстетическую теорию нем. историком античности К. Бёттигером («Тектоника эллинов», 1844). Т. классического греч. ордера выражена в худож. разработанности стоечно-балочной конструкции за счет тонкого варьирования пропорций между всеми элементами композиции архитектурного сооружения. Т. в архитектуре готики — худож. артикуляция каркасно-сводчатой структуры сооружения (мощные опоры зрительно превращены в ручки тонких стержней, ребра сводов образуют «невесомый» кружевной рисунок). Т. Возрождения — худож. разработка соподчинения крупных, мелких и мельччйших членений стены, на к-рую, как правило, наложено изображение каркаса в ордерных формах. Развитие барокко порождает особый вариант Т., когда одни и те же элементы композиции воспринимаются то как «растущие» вверх, то как «стремящиеся»
вниз. Классицизм возрождает классическую Т. в сугубо изобразительных формах (приставные декоративные портики и пр.). Эстетические доктрины эклектики XIX в. разрушают правила Т., что связано, в частности, с созданием металлических конструкций. В XX в. в связи с развитием каркасных и навесных конструкций, распадом единства архитектурного стиля понятие «Т.» теряет свой эстетический смысл и выходит из употребления.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от греч. tele вдаль, далеко) — средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище, типологически близкое киноискусству. Как средство культурной коммуникации Т. отличается от кинематографа периодичностью связи с аудиторией, камерностью среды восприятия, способностью передавать информацию о событиях, минуя стадию предварительной записи, возможностью одновременного обращения к миллионам физически разобщенных зрителей. Благодаря коммуникационным особенностям Т., специфике его функций в культуре и общественной жизни на телевизионном экране получили развитие разные формы зрелищного иск-ва, реализовались творческие возможности, существовавшие в кинематографе лишь в зародыше, стали «экранными» мн. виды зрелищ, не имевшие прежде доступа на экран. Так, в силу периодичности Т. здесь утвердилась форма многосерийных произв., в одних случаях имеющих органически замкнутую, «романную» структуру (многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», режиссер Т. М. Лиознова), в др.— открытую к почти бесконечному продолжению (сериалы, связанные единством героев, «кочующих персонажей», повествователя или темы и воскрешающие эстетические принципы фольклора и эпоса). Камерность Т. предполагает особую доверительность отношений между творцом и аудиторией. Поэтому действующим лицом на телеэкране нередко становится автор, беседующий со зрителями, комментирующий постановку или непосредственно в ней участвующий (моноспектакли И. Л. Андроникова).
Прослеживается тенденция открывать «лабораторию» творчества, показывать как бы сам процесс создания образа, увеличивая тем самым интеллектуальный, аналитический потенциал иск-ва экрана. Но прежде всего Т.— это ретранслятор событий реального мира и произв. др. иск-ва; форма его посреднической, репродуктивной деятельности — передача. Творческим переосмыслением этой особенности Т. стали произв. в форме репортажа — из книги, из прошлого и т. д. Актер в этих случаях играет не героя, а «за героя», выступает в роли посредника между героем и зрителем. Этот нетрадиционный, близкий к принципам эпического театра Брехта путь привел и к становлению на Т. жанра игрового документального фильма (напр., «Жизнь Бетхове-на», режиссер Б. Д. Галантер). Т., как и др. оперативные периодические каналы информации (пресса, радио), тяготеет к документализму (Документальность в искусстве), к прикладным, журналистским функциям, а как экранное зрелище — к образности, к иск-ву в собственном смысле слова. Как разрешение этой коллизии в рамках Т. сложилось особого рода прикладное иск-во — информационный дизайн, эстетическая организация информационных потоков, худож.-публицистические передачи и т. д. Характерно и стремление Т. сопрягать демонстрацию худож. произв. с контекстом действительности, приурочивать к политическим и др. событиям, а также использовать худож. тексты (фрагменты фильмов, кинозаписи концертов. спектаклей) в качестве документов времени, исходного материала для создания «перемонтажных» доку-ментально-худож. телевизионных произв. Многообразно и содержательно используется на Т. и такое его коммуникационное свойство, как репортажность, т. е. владение формой безусловного настоящего времени. Наряду с показом импровизационных действ — событий с определенными «правилами игры», но непредрешенным исходом (напр., спортивных состязаний), по их образу и подобию Т. создает «искусственные события», привлекающие зрителя т. наз.
эффектом присутствия: театрализованные турниры, конкурсы (КВ11, «Что? Где? Когда?»), драматургически выстроенные дискуссии («12-й этаж»), репортажи сконструированных ситуаций. Т. обр., отчетливо прослеживается стремление использовать безусловное настоящее, реальное историческое время в качестве «внутреннего», худож. времени телевизионного произв. Т. обогатило иск-во мн. творческими открытиями, казавшимися поначалу уникально телевизионными, но затем воспринятыми и киноэкраном, и сценой, и худож. лит-рой. Но как ни важны собственно творческие достижения Т., гл. роль в худож. культуре оно играет в качестве ее ретранслятора, пропагандиста, миссионера. Т. радикально демократизировало и интернационализировало ху-дож. жизнь. Аудитория всех иск-в сегодня — это аудитория, воспитанная Т. С него начинается приобщение новых поколений к миру иск-ва, от задаваемых им эталонов во мн. зависит отношение людей ко всем сферам худож. и публицистического творчества. Однако Т.— не последняя стадия эволюции экранных коммуникаций. Совр. программное Т. сочетает две функции: периодического источника информации и ретранслятора автономных худож. произв., не связанных органически с контекстом программы. С распространением видеомагнитофонной техники и т. наз. кабельного Т. будет, видимо, происходить процесс дифференциации двух этих функций. В программном Т. еще более возрастет значение репортажных, импровизационных, публицистических и т. п. передач, а ретрансляцию автономных произв. можно будет заменить просмотром видеозаписей, хранящихся в виде кассет, пластинок или непосредственно в памяти ЭВМ. Возникнет возможность превращения телеэкрана в дисплей — в устройство для вывода любой. в т. ч. эстетической, информации из централизованных банков данных и ее преобразования по программе, задаваемой зрителем. Это послужит основой типологически новых форм духовной коммуникации и худож.-творческой деятельности.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!