Ветшают дни, проходит человек,



Но небо и земля — извечно те же.

Поэтому живи текущим днём.

Благослови свой синий окоём.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далёкий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

 

«Коктебель – это Волошин» - так лаконично сказал о Волошине  А.Белый. Поэт настолько органично слился с духом этого места, став глазами и голосом этого мира, что в прибрежных скалах проступил слепок его головы:

Вон там — за профилем прибрежных скал,

Запечатлевшим некое подобье

(Мой лоб, мой нос, ощечье и подлобье),

 Каменный профиль Волошина, уходящий в море, как вечный и верный хранитель этой древней земли. И всякий раз, находясь в Коктебеле, встречаешься с великим поэтом  этих мест и ощущаешь космический масштаб его личности: творческой, любящей, мыслящей и всегда верной идеалам человечности.

Глава IV. Поэтическая натурфилософия Н.Заболоцкого.

Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из увлечений  юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Большое влияние на него оказало общение с простыми крестьянами села Сернур, хранившими древние языческие традиции. Об этом написано в одном из самых подробных жизнеописаний Заболоцкого: «Особенно любил Коля Заболоцкий слушать разговоры крестьян, собиравшихся в вечерние часы у бревен, сваленных посреди села для какой-то строительной надобности. В такие вечера сын агронома допоздна просиживал с мужиками, прислушиваясь к их беседам. ...Языческое преклонение перед природой, одушевление и обожествление растений, животных, рек, больших камней было близко первоначальному детскому восприятию окружающего мира и наряду с деятельностью отца-агронома предопределило интерес будущего поэта к естествознанию и натурфилософии». Также в своем творчестве поэт опирался на идею Хлебникова: "Я вижу конские свободы и равноправие коров", доводя эту поэтическую метафору до настоящего утопического учения в поэмах «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Лодейников» и другие. В основе натурфилософской концепции Заболоцкого представление о мироздании как о единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека". Поэтому именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Однако в ней он должен видеть не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая "вековечная давильня" (поэма «Лодейников»)  заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.

В 1929—30 годы поэт напишет натурфилософскую поэму «Торжество земледелия», затем поэму «Безумный волк». В них Заболоцкий создает проект поэтического установления единства мироздания, объединения живых и неживых форм материи, умножения чистоты и гармоничности отношений человека с природой. «Торжество земледелия» – идейный итог ранней натурфилософской лирики поэта.   В конце 1920-х - начале 1930-х годов советскую деревню охватили грандиозные перемены - повальное обобществление земли и труда, объединение крестьянских хозяйств в колхозы, замена труда пахаря трактором. Обретающему известность ленинградскому поэту Николаю Заболоцкому казалось, что наступило время преобразования не только крестьянской жизни, о чем мечтал его отец, агроном по профессии, но коренного изменения взаимоотношений человека и природы. Увидев в происходящем создание между ними новых, гармонических отношений, он написал поэму «Торжество земледелия» «Человек бесклассового общества, который хищническую эксплуатацию заменил всеобщим творческим трудом и плановостью, не может в будущем не распространить этого принципа на свои отношения с порабощенной природой. Настанет время, когда человек – эксплуататор природы превратится в человека – организатора природы», – так пытался поэт объяснить замысел своего произведения в ответ на уничтожающую критику его поэмы. Время действия поэмы – коллективизация. Социальное переустройство рассматривалось Заболоцким, как начало радикального преображения мира. «Пролог» к поэме открывается зрелищем беспризорной природы «Тут природа вся валялась  в страшно - диком беспорядке».  Такой облик мира, конечно, не реалистическое его отражение, а тот идейный образ, который соответствует представлению о глубинном законе энтропии и смерти, царящем в нем. В «Торжестве земледелия» мир не просто перестраивается, а радикально преображается, начинается настоящая онтологическая революция, призванная установить «новое небо» и «новую землю».

Мы же новый мир устроим

С новым солнцем и травой.

Заболоцкий выводит на первый план действия поэмы простых крестьян – людей, которые больше всех знают и чувствуют природу. Именно они, по замыслу поэта, могут решать проблемы существования души. Но и среди них нет единого представления о ней. Ведь действительно для одних природа – естественная обитель, законы которой просты, а для других – «развалина», которая рушится вместе со старым порядком жизни людей.  Вот этот разговор крестьян:

Уверяю вас, друзья:

Природа ничего не понимает

И ей довериться нельзя». —

«Кто ее знает? — Сказал пастух, лукаво помолчав. —


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!