Я божество и внутри и снаружи, все становится свято, чего ни коснусь,
И что ни коснется меня.
Не одного себя самого, но саму человеческую личность Уитмен считает основой мира, т.е первопричиной бытия. Исходя из того, что каждый является первопричиной, все в мире обожествлено и находится в полном равновесии по отношению друг к другу.
Как любой поэт, а тем более пантеист, Уитмен ничем не ограничивает свою личность, провозглашая единство противоположностей:
Измеряй миры во вселенной, но не пытайся измерить меня.
Я знаю, что лучшее место — мое, и лучшее время — мое, еще никто не измерил меня и никогда не измерит.
Да, У. Уитмен жаждал видеть во всем светлое начало, но его нельзя называть поэтом – романтиком. Он видит горькую действительность и готов с каждым разделить его нелегкую ношу. Следующие строчки говорят о том, что попрошайки, воришки и т.п существуют из-за СИСТЕМЫ общества, холодно относящейся к нуждающемуся в поддержке человека?
И вместе с каждым воришкой, которого хватают за кражу, хватают и меня, и судят меня вместе с ним, и выносят мне такой же приговор.
И каждым холерным больным, который сейчас умрет, я лежу и умираю заодно,
Попрошайки в меня воплощаются, я воплощаюсь в них,
Я конфузливо протягиваю шляпу, я сижу и прошу подаяния
Самые пантеистические строчки поэмы «Песнь о себе» мы читаем в последних стихах. В них собрано все, что дорого Уитмену: вечное странствие по Вселенной, человек, любовь к нему и божественной природе.
|
|
И никто, даже бог, не выше, чем каждый из нас для себя,
И тот, кто идет без любви хоть минуту, на похороны свои он идет, завернутый в собственный саван,
И я или ты, без полушки в кармане, можем купить все лучшие блага земли,
И глазом увидеть стручок гороха — это превосходит всю мудрость веков,
И в каждом деле, в каждой работе юноше открыты пути для геройства,
И каждая пылинка ничтожная может стать центром вселенной,
И мужчине и женщине я говорю: да будет ваша душа безмятежна перед миллионом вселенных.
И я говорю всем людям: не пытайте о боге,
Даже мне, кому все любопытно, не любопытен бог…
На лицах мужчин и женщин я вижу бога и в зеркале у меня на лице,
Я нахожу письма от бога на улице, и в каждом есть его подпись,
Но пусть они останутся, где они были, ибо я знаю, что, куда ни пойду,
Мне будут доставлять аккуратно такие же во веки веков.
К.Чуковский в своем эссе «Мой Уитмен» писал: «Теперь, когда мы завоевываем космос, нам с необыкновенной поэтической силой все ближе, все роднее становится великий заокеанский поэт, который ощутил и воспел в самобытных стихах беспредельную широту мироздания.». У. Уитмен вдохновенно передает читателям чувство бессмертия природы, бессмертия человека, бессмертия искусства. Он учит нас любить жизнь, вовлекаться в ее бесконечный процесс, принимать ее многообразие, видеть целостную сущность Бытия,
|
|
и понимать, что мы все отражение друг в друге.
Глава IV. «Лики земли» в творчестве Волошина.
М.А.Волошин (1877-1932) поразительно яркая, универсальная, многосторонняя личность, соединившая в себе талант поэта – символиста, художника, мыслителя и краеведа. Путешествуя по разным странам и городам, стремясь познать этот мир, найти в нем собственное место, Волошин так сформулировал свое жизненное кредо:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить [2, с. 47].
Культура восприятия природы развивалась и обогащалась у М.Волошина постепенно. Большое влияние на его творческий рост оказали путешествия. В увлекательных, полных впечатлений странствиях по Средней Азии и странам Средиземноморья перед ним раскрывались многочисленные ландшафты, пейзажи. Волошин всегда устремлялся «в просторы всех веков и стран, легенд, историй и поверий». Ему, искателю «родины духа», не удалось побывать на Востоке - в Индии, Китае и Японии. «Истинную родину духа» он нашел в восточном Крыму. Переполненный впечатлениями, накопленными от созерцания природы разных стран и обогащенный достижениями мирового искусства пейзажа, Волошин в поэзии и живописи выразил свою любовь к Киммерии и ее сердцевине - Коктебелю (циклы стихов «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна», крымские акварели). Среди множества мест самым главным, значимым местом становится Коктебель. В записях 1932 года он назвал Коктебельский пейзаж одним из «самых красивых земных пейзажей, которые видел. <…> Коктебель очень многими сторонами напоминает пейзаж Греции. Он очень пустынен и, в тоже время, очень разнообразен. Нигде, ни в одной стране, я не видел такого разнообразия типов природы. Такого соединения морского и горного пейзажа, со всем разнообразием широких предгорий и степных далей». Такую природу невозможно было не полюбить. Здесь Волошин увидел сплетение античной, скифской и мусульманской культур, некую «путаницу времен», которая повлияла на склад его личности.
|
|
Как Тютчев, он пытается проникнуть в душу природы, понять ее язык, почувствовать ее свободолюбивый трепет - и ему это удается:
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!