Свежий, простой и прекрасный, освободившийся от плена зимы,



Как будто никогда не было на свете

Ни моды, ни политиков, ни денежных дел,

Из пригретого солнцем закоулка в траве,

Невинный и золотой как заря,

Первый одуванчик кажет свой доверчивый лик.

 

В своей лучшей поэме «Песнь о себе» Уитмен главным образом раскрывает идею пантеизма через отождествление своего «я» со всем сущим на земле. По сути, он все время отвечает на вопрос «Хорошо ли что я живу?» и несмотря ни на что всегда говорит жизни «да». Дух Божий для него - дух любого человека, брата. Однако суета жизни – что сегодня есть, а завтра уже нет – комплименты, взгляды, открытия, болезни, войны и т.д – не может иметь своего божественного «я», потому что это все искусственно и создано человеком для усложнения своей жизни, а следовательно все это лишено радости. Но все, что идет из самого корня Бога, из природы, обладает своим «Я» - именно это Уитмен разделяет со всем сущим. Утверждая самостоятельную ценность всех проявлений природы, поэт не создает пейзаж, служащий фоном для чувств человека. Для него всякая частица природы существует сама по себе и в то же время, встроенная в космос, не создает ощущения оставленности, покинутости или какого-то отчуждения, потому что она тяготеет к единению с другими частицами, своими собратьями по божественному присутствию. Можно вспомнить, как в поэме Уитмен не знает, что ответить на детский вопрос «Что такое трава?». Это может быть «флаг чувств, сотканный из земной материи – цвета надежды», или это «платочек от бога, нарочно брошенный нам в память, подарок». Но трава еще и ребенок, взращенный младенец земли. Здесь Уитмен говорит о том, что все, рожденное не нами (Природой, Богом, Абсолютом), живет помимо нашей воли. И отсюда рождается демократия Уитмена, провозглашение равенства людей всех рас, убеждений, вер. В основе этой демократии лежит любовь, но любовь не к абстрактным предметам, а любовь, наполненная «милыми мелочами». Уитмен стремится показать, что жизнь уже включает в себя радость и ее не надо искать.Сам цикл жизни есть Жизнь-Смерть-Жизнь. Смерть встроена в непреходящий процесс Жизни и всегда рождает новую жизнь. Таким образом, поэт раскрывает полноту бытия и принимает смерть  как возможность рождения нового.

Думал ли кто, что родиться на свет — это счастье?
Спешу сообщить ему или ей, что умереть — это такое же счастье, и я это знаю.
Я умираю вместе с умирающими и рождаюсь вместе с только,

что обмытым младенцем, я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой.
Я гляжу на разные предметы: ни один не похож на другой, каждый хорош,
Земля хороша, и звезды хороши, и все их спутники хороши.

Природа открыта поэту, потому что он сам распахнут ей.  Мало кто в мировой поэзии был способен так непосредственно и так живо и трепетно говорить о совершенстве природы. Каждая птица и каждое животное занимают свое уникальное место в ней.

Моль и рыбья икра на своем месте,

Яркие солнца, которые вижу, и темные солнца, которых не вижу,— на своем месте,

Осязаемое на своем месте, и неосязаемое на своем месте.

Все находятся на равной нише, потому что, как утверждает поэт, – «В них и в нем один и тот же вечный закон». Этот вечный закон называется Любовью, исходящей из земли, ветра, воды. И человек призван брать энергию стихий и отдавать ее всем сущим на Земле.

В «Песни о себе» замечательно и то, что Уитмен позволяет в ней «прошагать» людям всех слоев и профессий, создавая улицу, насыщенную реальной жизнью. Так он славит и прославляет жизнь и каждого живущего человека. Завершая этот парад людей, Уитмен провозглашает абсолютно принадлежащий даосизму принцип всецелого единства с миром

И все они льются в меня, и я вливаюсь в них,

И все они – я,

Из них изо всех и из каждого я тку эту песню о себе.

Я знаю, я прочен и крепок,

Все предметы вселенной, сливаясь воедино, стекаются отовсюду ко мне

Все они — письма ко мне, и я должен проникнуть в их смысл.

 

Сознание Уитмена вмещает в себя потоки переживаний и ощущений самой жизни. Каждой своей клеточкой он способен ощущать ее ценность и постоянно готов быть затронутым ею. В каждой части Земли Уитмен чувствует себя как дома и в чаще кустарника, и с рыбаками Ньюфаундленда, и на ледоходных судах, с жителями северных штат, как с жителями южных - вот где настоящий космополитизм! – равенство в единстве.

«Я готов подавить в себе все, что угодно, только не мою многоликость».

В поэме слово «божество» упоминается лишь однажды, и оно объясняет пантеизм Уитмена, исходящий из его многоликого «Я»:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!